Смекни!
smekni.com

История православных храмов города-курорта Анапа (стр. 2 из 4)

Уташское поселение, как отмечалось, погибло в X веке в результате каких-то трагических событий. Из письменных источников известно, что в 932 году население Алании, потерпевшее поражение в войне за независимость с Хазарией, согласно условиям договора, было вынуждено изгнать греческих епископов и священников, а также разрушить храмы. Иудейские правители Хазарии видели в православной Византии серьезного противника и расценивали проповеди христианских священников как политическую антииудейскую пропаганду.

Надо полагать, что гонениям подверглись не только христиане Алании, но и православное население в других регионах Хазарского каганата. Отголоском этих драматических событий и стала гибель Уташского поселения, а вместе с ней, вероятно, прекращение существования древнейшего на анапской земле христианского храма.

2. Возвращение православия на анапскую землю.

С XV века до первой половины XIX века анапские земли находились под турецким владычеством, поэтому планы России по присоединению Черноморского побережья Кавказа упирались в Анапу. Известный историк профессор Н.И.Веселовский писал: “Далеко не первоклассная, но крайне зловредная в политическом отношении турецкая крепость Анапа потребовала от Российского государства такого количества военных походов, как армии, так и флота, какого не вызывала никакая другая неприятельская крепость и более сильного сооружения».

Для полного осуществления своих планов по захвату крепости Анапа было предпринято шесть военных походов, последний состоялся в 1828 году. Он был подготовлен особо тщательно, и 12 июня 1828 года русские войска по пробитой в крепостной стене бреши вступили в Анапу и водрузили императорский флаг.

Помимо крупных военных трофеев русские взяли в плен около 4 тысяч турок. Так закончилась 40-летняя борьба между Турцией и Россией за обладание крепостью Анапа. По Андрианопольскому миру она окончательно перешла к России.

Строения крепости, разбитые бомбами и ядрами, по описанию военного историка В.А.Новицкого, находились в жалком состоянии. Даже усилиями местного гарнизона они едва могли быть приспособлены для временного жилья. Более населена была северная часть, около крепостных ворот, обращённых к морю. При взятии крепости здесь находилось до 50 домов и лавок из землебитного кирпича. А юго-восточная часть Анапы не имела никаких особых строений.

Дома в крепости строились где попало, стены выводились без окошек наружу или огораживались забором. Извилистые проходы между рядами домов были кривы и настолько узки, что два всадника с трудом могли проехать рядом.

Постепенно в Анапе налаживалась мирная жизнь. Главная мечеть крепости была перестроена в православную церковь.

В архивах сохранился рапорт командира Анапской инженерной команды инженера-полковника Окинца от 31 октября 1833 г. с просьбой использовать взаимообразно для строительства домов поселенцев материал, предназначенный для греко-российской церкви и «Приказ о разрешении использования материалов». Строительство храма было закончено к 1837 г, тогда же состоялось освещение храма святых Онуфрия Великого и Петра Афонского, день памяти которых празднуется 12 июля, в день, когда Анапа была занята русскими войсками.

В 1836 году в южной части Анапы на высоком берегу моря было открыто городское кладбище, в центре которого была построена часовня. «Русские» ворота, сохранившиеся от турецкой крепости, также выполняли функцию часовни, где служили панихиды в память о русских воинах, погибших в русско-турецких войнах.

Знаменательным событием в биографии Анапы стало её посещение императором Николаем I в 1837 году. 23 сентября в 11 часов утра выстрел из крепостной пушки возвестил о прибытии Государя. Прежде всего, он поехал в Онуфриевскую церковь, затем осмотрел бастионы, принял парад анапского гарнизона. По окончании смотра император посетил госпиталь, обошел все палаты, причём двум солдатам самолично пожаловал по Георгиевскому кресту.

Шли годы, но условия жизни в Анапе почти не менялись, и хотя в 1846 году царским Указом Анапа была объявлена городом, это мало что изменило в его облике. Задержала его развитие и Крымская война, во время которой русские войска вынуждены были покинуть город, который заняли отряды горцев под командованием Сефер-бея.

Крымская война закончилась, и 10 июля 1856 года русские войска вновь вошли в город.

3. Трагическая история Осиевского храма.

Анапа сохранила память о храме, построенном в честь святого пророка Осии. История сооружения Осиевского храма в Анапе начинается с события, потрясшего не только Россию, но и весь цивилизованный мир. 17 октября 1888 года царский поезд, в котором вся семья Александра III возвращалась из Ливадии в Петербург, на 227 версте Курско-Харьковской железной дороги, между станциями Борки и Тарановка, потерпел крушение. Из царского сопровождения погибло 19 человек, 14 были ранены. Сам царь и вся его семья чудесным образом спаслись. Вскоре после крушения появилась легенда о том, что Александр сам спас семью, приняв крышу вагона на свои могучие плечи и удержав ее, пока все выбрались. Легенда эта передавалась в народе из уст в уста, что свидетельствует об особом отношении к царю-миротворцу.

О чудесном спасении царя молилась вся Россия. В память и благодарность Богу за спасение царской семьи от смертельной опасности церковь установила празднование 30 октября (17 октября по старому стилю) на вечные времена. В этот день православная церковь чтит память ветхозаветного пророка Осии и Андрея Критского.

Имя Осия означает "спасение" или "избавление ", он жил в IX веке до н.э. в царстве Израильском и пророчествовал в то время, когда люди отступили от истинного Бога и поклонялись идолам. Осия обличал нравственное развращение, предрекал заслуженную кару за порок и призывал людей вернуться к Богу. В память о нем 17 октября 1888 года в России было создано православное братство святого пророка Осии, филиалы которого возникли в Краснодаре, Майкопе и Анапе. Религиозные братства в Русской Церкви решали задачи борьбы с расколом и сектами, оказывали помощь в строительстве церквей, школ, занимались благотворительностью.

Газета "Кубанские областные ведомости " за 1893 год сообщает: «15 августа в Анапе после совершения благодарственного молебна, при большом стечении народа, совершена торжественная закладка новой церкви во имя святого пророка Осии и Андрея Критского, в память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во время крушения 17 октября 1888 года царского поезда.

Одним из инициаторов сооружения Осиевского храма в Анапе был генерал Дмитрий Васильевич Пиленко, бывший начальник Черноморского округа. Автором проекта и руководителем строительства церкви стал его зять – известный русский архитектор Владимир Петрович Цейдлер, автор проектов более 30 зданий только в Петербурге, академик архитектуры. Сооружался храм на средства горожан и пожертвования приезжающих в Анапу на морские купания. В 1897 г. городские власти добиваются разрешения получить денежный заем из запасного капитала г. Анапы на сооружение церкви.

В.А.Будзинский в 1900 году в брошюре «Анапа. Ее прошлое, настоящее и будущее» пишет: «…Храм этот вчерне окончен – идет уже внутренняя отделка, но крайняя скудость местных средств лишает население возможности довести начатое святое дело до желаемого конца. И если, несмотря на недостаток средств, постройка все-таки идет вперед, то она этим обязана исключительно неутомимой деятельности председателя строительного комитета И.Д.Толмазова».

Строительство Осиевской церкви было окончено при Юрии Дмитриевиче Пиленко, который возглавлял городское самоуправление в Анапе в 1900 - 1904 годах.

Осиевский храм стоял на площади, что находится перед зданием нынешней администрации города Анапы. По воспоминаниям анапчан, новая церковь была очень красивой, просторной, была подлинным украшением города. Это был высокий красивый храм со звонницей, построенный из красного кирпича, поэтому его нередко называли Красной церковью. На территории церкви была открыта церковно-приходская школа.

Сохранились метрические книги Осиевской церкви за 1906 –1917 гг. В них – живая история небольшого курортного городка с основными вехами жизни человека – родился, крестился, женился, родил детей, крестил их, женил и т.д. Потомственные дворяне, купцы 1-й и 2-й гильдий, титулярные и статские советники, коллежские регистраторы и асессоры, полковники, штабс-капитаны, поручики, отставные фельдфебели, урядники, приставы, аптекари, инженеры, учителя, почетные граждане, мещане города Анапы, турецко-, болгарско-, австрийско-, швейцарско-, германско-подданые – при разных титулах, званиях и должностях знакомые «анапские» фамилии, потомки которых и сейчас трудятся во славу родного города. Здесь встречаются фамилии, ставшие для Анапы историческими.

Из метрических книг известно, что в эти годы в Осиевском храме служили священники: Павел Базилевский, Николай Преображенский, Митрофан Гречухин, Иосиф Берзенов, Виктор Воинов, Алексей Деянов, Николай Сокольский. Должность псаломщика исполняли: дьякон Василий Печка, Григорий Разумцев, Алексей Шинкаренко, Евдоким Горбунов, Дмитрий Мазурок. За каждым из этих имен жизнь доброго пастыря, посвятившего себя служению Богу и людям. Вне церкви не проходило ни одно важное событие в жизни горожан, которые относились к священникам не только как к духовным отцам, глубоко почитая их, но и видели в них носителей образа Христа, сверяя по ним свои мысли и дела.

Осиевский храм разделил судьбу многих православных храмов России. В начале 30-х годов он был закрыт, а в 1937 году - разрушен до основания. Газеты той суровой поры хранят полное молчание. Анапчане вспоминают, что в городе никто не верил слухам о том, что храм будет разрушен. В тот день на площади перед храмом собралось много людей, люди молились и плакали, брали в платочки землю из церковной ограды . Священник раздавал прихожанам иконы и просил их сберечь от уничтожения, На разрушение храма собрали работников кузни, находившейся неподалеку, а также рабочих и строителей со всего города. Это было ужасное зрелище. Когда подрубили основание большого креста, он упал и ушел в землю. Об этом в один голос говорят все очевидцы происшедшего.