Смекни!
smekni.com

История русской православной церкви (стр. 10 из 11)

Часто священники становились партизанами или устраивали в своих церквях убежища. Немцы на оккупированных территориях разрешали открывать православные храмы, в надежде на то, что советские люди поверят «в милость арийцев», но они не знали, что готовят себе.

В начале сентября 1943 г. митрополит Сергий вернулся в Москву из временной эвакуации. В ночь на 5 сентября за пышно накрытым столом встретились И. Сталин, В. Молотов, митрополиты Сергий, Алексий и Николай.

На встрече И. Сталин пообещал митрополитам об открытии новых духовных академий, о возобновлении выпуска «Журнала Московской патриархии» и разрешил созыв церковного собора для избрания нового русского патриарха. Все его обещания были сдержаны, и 8 сентября был избран новый патриарх им стал митрополит Сергий.

Патриарх Тихон.

Василий Иванович Белавин—будущий патриарх Тихон— родился 19 (31) января 1865 г. в селе Клин близ города Торопца Псковской губернии.

Отец Василия был священником, и его сын решил идти по стопам отца. Будущий патриарх закончил духовную семинарию в Пскове, затем духовную академию в Петербурге. В 26 Василий был пострижен в монахи под церковным именем Тихон. В 33 года он был возведен в сан епископа. Тихону довелось много путешествовать, и более десяти лет он руководил православною церковью в Америке, а потом возглавлял епархии в Ярославле и Литве.

Февраль 1917 года привел к переменам и в церковной жизни. С весны в России стали проходить выборы епископов. Тихона выбирают в митрополитом Московским и Коломенским. 5 ноября 1917 г., после более чем двухсотлетнего перерыва, Тихон «по указанию Божию»[8] был избран патриархом Московским и всея Руси.

После Октябрьской революции русская церковь была втянута в политические события того времени. В марте 1918 г. Тихон говорил в проповеди: «Это тяжелое время нависло над нами так быстро, так неожиданно, что мы совершенно к нему не подготавливались. Можно ли было полтора года тому назад подумать, что скоро начнется открытое гонение на Церковь нашу, и от тех, в виде на жительство которых ещё не вычеркнуты слова «вероисповедания православного»…».

В проповедях и посланиях 1918 г. патриарх резко осудил расстрел Николая II, Брестский мир, казни заложников. Назревал конфликт с советской властью. Но постепенно стало ясно, что открытая политическая позиция церкви служит поводом для арестов и расстрелов духовенства по всей стране. В сентябре 1919 г. патриарх выступил с посланием « О прекращении духовенством борьбы с большевиками».

Но это было только, короткое перемирие. Следующие наступление властей на церковь началось во время голода в Поволжье. В одном из своих посланий Тихон так описывал отчаянное положение голодающих: «Падаль для голодного населения стала лакомством, но этого лакомства нельзя уже более достать. По дорогам и оврагам, в снегу находят десятки умерших голодных. Матери бросают своих детей на мороз. Убыль населения от 12 до 25%»

В августе 1921 г. патриарх Тихон объявил о создании Всероссийского церковного комитета помощи голодающим и обратился с воззванием к «народам мира и православному человеку». «Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. На помощь немедля! На широкую, щедрую, нераздельную помощь»—призвал Тихон. Вскоре церковный комитет был запрещен властями и началось массовое изъятие церковных ценностей в пользу голодающих.

28 февраля 1922 г. патриарх выступил с резким осуждением изъятия ценностей, в частности он говорил: «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство: миряне—отлучением от Неё, священнослужители—извержением из сана». 9 мая патриарх был взят под домашний арест и заключен в Донской монастырь в Москве. В апреле 1923 г. печать сообщила о предстоящем суде над Тихоном. 23 мая 1923 г. патриарха перевели в тюрьму ГПУ[9] на Лубянку, тем самым было окончательно показано, что патриарх государственный преступник.

16 июня 1923 г. Тихон подписал заявление: «Раскаиваюсь в проступках против государственного строя. Я заявляю Верховному суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».

27 июня 1923 г. патриарх Тихон был выпущен с Лубянки. Позднее он говорил: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».

Выйдя на свободу, Тихон вернулся в келью в Донском монастыре, где жил до самой смерти. 9 декабря 1924 г. на него было совершенно покушение, и 7 апреля1925 г. патриарх Тихон скончался, находясь в больнице.

В октябре 1989 г. собор Русской Православной церкви причислил патриарха Тихона к лику святых.

Заключение.

На мой взгляд, в внутренней государственной политике правительства во все времена присутствовала одна огромная ошибка, которая заключается в том, что оно (правительство) мало внимания уделяет проблемам церкви. Ведь гораздо легче учиться на ошибках своих отцов, чем допускать их. По отношению к церкви присутствовало всегда две грубые ошибки. Первая заключается в том, что церкви уделяли мало внимания или пытались забыть про неё. А вторая ошибка наоборот заключается в том, что церковь пытались поставить на колени перед светской властью.

Церковь и история государства очень сильно переплелись. Это можно подтвердить на ряде фактов. Так, например, можно говорить о том, что государь управляет действиями и решениями своих поданных, а церковь их мыслями и стремлениями. Во времена татаро-монгольского нашествия, когда вся власть на Руси была подчинена монгольскому хану и не могла сопротивляться, а русский народ был похож на рабов, именно церковь воскресила в христианах веру в победу и возглавила «священную войну». Получилось так, что когда у государства не было ни каких шансов, то к нему на помощь пришла церковь с более сильным оружием, чем мечи и стрелы. Видя эту силу, многие пытались поставить церковь в зависимость от власти. Но больше всего это удалось Петру Великому, который пошел дальше, заставив платить её взносы в казну.

Еще к особенностям Русской православной церкви можно отнести то, что она на протяжении веков смогла сохранить почти в неизменном состоянии все традиции Византийской церкви. Российская церковь стала островком чистого православия, так как греческая церковь под двухсотлетним игом Османской империи претерпела некоторые изменения.

Если посмотреть на всю эпоху существования церкви на Руси, можно увидеть, что примерно с 10 по 13 век дела церкви были не заметны в государстве—период становления, с 14 по 17 век — церковь, как никогда принимала участие в государственных вопросах, возможно, этот период был самым значительным для неё. С 18 по 19 век церковь находится «в спячке» в её жизни не происходит ничего значительного, и она отходит на задний план перед проблемами государства. Двадцатый век стал самым ужасным испытанием для Русского православия… Придя к власти, большевики не видели в церкви свое врага, но с продвижением своих социалистических идей они пришли к выводу, что для русского человека нет иных верований кроме, как «в светлое будущее», а церковь просто отомрет, как не нужный орган. Её (церковь) превратили в ещё одно средство для выкачивания денег для нужд Красной армии, возможно, именно поэтому церковнослужители поддерживали белых офицеров. К сороковым годам в СССР не осталось ни одной церкви, которая была бы разграблена. Но самое ужасное заключалось в том, что храмы и соборы, замечательные исторические памятники, разрушались до основания. И в этот двадцатый век Русская Православная церковь не только не исчезла за плакатами ''коммунистической стройки'', но и смогла вынести свои изначальные и нетронутые основы.

В наше время церковь начинает свою «вторую» жизнь, восстанавливаются разрушенные храмы—обители духовной жизни на земле. Не найдя в этой жизни своего места, к церковной жизни все больше обращается людей, в том числе и молодежь. Церковь восстанавливает свои позиции в сердцах людей, потерянных во время её гонения.

Лично для меня в истории церкви поразило то, что она смогла сохранить свою изначальность и пойти по отношению к своим противникам на крайние меры, по примеру католической инквизиции. Иногда поражает самопожертвования церковных пророков для распространения идей готовых для доказательства своих верований идти в горящие избы (св. Стефан Пермский) и т.д. Отгораживая русского человека эпохи средневековья от «латинства» и «басурманства», православная церковь в то же время открывала перед ним собственную богатую и разнообразную культуру. ''Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа'', — говорил известный историк Павел Николаевич Милюков. Важнейшей частью православной культуры являлось то, что она способствовала единению русского народа. Лучшие люди русской церкви стояли на страже христианской морали. Они публично выступали против произвола «сильных мира сего», смело осуждали их злодеяния. История Русской православной церкви — это ещё одно проявление стойкости духа, веры и патриотизма русского народа.


Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад.

Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божественного учения.