В XII-XIII веках вырабатывались специфические понятия о чести и долге, идеализировавшие рыцарство и использовавшиеся господствующим классом прежде всего в классовых целях: для противопоставления «благородного» будто бы предназначенного к господству рыцарства, простому народу, для укрепления сословной организации феодалов и так далее. Преданность религии, преданность своему сеньору, воинственность объявлялись высшими добродетелями рыцаря. В отношении лиц, ниже его стоящих на социальной лестнице, рыцарь часто были грубыми насильниками. В процессе складывания феодальной централизованной монархии мелкое и среднее рыцарство становилось главной опорой королевской власти. Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Самым любимым удовольствием являлись турниры, которые устраивались постоянно и повсеместно и королями, и владетельными князьями, и простыми баронами , иногда, чтобы достойным образом отпраздновать какое-нибудь событие, свадьбу дочери, посвящение в рыцари сына, заключение с неприятелем мира, а иногда просто, имея ввиду лишь веселье. Весть о предстоящем удовольствии быстро разносила молва и гонцы, которых посылали с письмами к наиболее знатным особам. Тогда во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, вынимались самые лучшие платья, приготавливались самые дорогие доспехи, выезжались самые дорогие кони. Каждый хотел перещеголять другого роскошью своих нарядов и своего вооружения. Каждый ждал с нетерпением предстоящего празднества, где он надеялся удовлетворение всем своим тайным стремлениям, прославиться, обратить на себя внимание, приобрести себе побежденного противника, заслужить благосклонность дамы своего сердца, сделаться героем в ее глазах.
Преклонение перед женщиной или, лучше сказать, перед дамой, так как оно касалось исключительно благородного сословия, получило свое начало в южной Франции, в Провансе, и отсюда распространилось по всей Западной Европе был источником рыцарства, при чем там процветала именно светская любовная сторона.
ГЛАВА 3 ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ И МОРАЛЬНО-
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РЫЦАРCТВА.
Дело в том, что не каждый феодал мог быть в то же время рыцарем. Рыцарское достоинство сообщалось лишь через особый обряд посвящения. С другой стороны не нужно было непременно владеть леном, чтобы стать рыцарем. За особые заслуги и простой крестьянин, не владевший феодом, также мог быть посвящен в этот сан. Однако, как общее правило, рыцарство было учреждением для феодальных владетелей. Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девизе. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во время крестовых походов), то рыцарские «подвиги» приносили горе, разорения, поругание и позор не одним простолюдинам. Жестокая эксплуатация крестьян, захват добычи в феодальных войнах, грабеж купцов на дорогах являлись основными источниками рыцарских доходов. Стремясь к захвату чужих земель и богатств, рыцарство приняло деятельное участие в захватнических грабительских предприятиях – крестовых походах.
Еще в древности началась борьба за господство в странах Передней Азии, особенно в Сирии и Месопотамии, а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурных районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран, Иран и арабы, арабы и Византия. В конце XI века в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.
Крестовые походы – это военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, продолжавшееся в течение почти двух столетий (1096 – 1270) под знаком борьбы христианства с исламом за «святые места»,они были направлены на освобождение Гроба Господня из рук неверных.
Предпосылки крестовых походов. Наименование крестовых походов в истории получили военно-колониальные походы западноевропейских феодалов в страны восточного Средиземноморья, а также в пределы земель принадлежавших западным славянам и прибалтийским народам. Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, происходившие под видом религиозных мероприятий, оттуда и их название, начались в конце XI века и продолжались с перерывами до конца XIII века.
В крестовых походах принимали участие различные слои феодального общества. Наиболее крупные из феодалов – короли, графы и герцоги стремились путем захватов богатых земель расширить свои владения, увеличить доходы и усилить влияние в Европе.
Главную военную силу крестовых отрядов составляли отряды мелких феодалов-рыцарей. Основное средство производства в эту эпоху феодализма – земля оказалась на Западе к XI столетию поделенной между светскими и духовными представителями господствующего класса. Превращение же пожизненного бенефиция в наследственный феод привело к установлению определенного порядка наследования земли феодалами. Теперь она стала переходить от отца только к старшему сыну (право старшинства, или майорат). В результате этого в Западной Европе образовался многочисленный слой рыцарей, не имевших феодов и жаждавших как захвата и грабежа новых территорий, так и закрепощения живущих на них крестьян.
Кроме крупных и мелких феодалов, в крестовых принимали участие также и представители купеческой верхушки многих городов Генуи и Венеции, стремившихся к захвату территорий Передней Азии, и ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.
Самую активную роль в крестовых походах играла римская католическая церковь, являющаяся крупнейшим феодальным собственником и заинтересованная в военно-колониальном движении. В силу тех же причин, что и остальные крупные феодалы. Но у церкви имелись еще и свои особые интересы. Ко времени первого крестового похода западная и восточная церкви окончательно отделились друг от друга. С этого момента стремление западной церкви подчинить себе восточную составляло один из главных пунктов в реакционной теократической программе папства, желавшего поставить власть римского папства выше всякой иной светской и духовной власти. Удачные походы на Восток католической церкви рассчитывали также увеличить количество епархий (церковных областей, обязанных уплачивать ей десятину) и повысить таким путем свои доходы. Кроме того, уходившие в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под ее покровительство свое имущество. Богатства церкви после этого непрерывно росли.
В конце XI века духовенство начало усиленную проповедь походов на Восток и захвата Сирии и Палестины. Церковь призывала верующих к завоеванию Иерусалима (бывшего в руках у мусульман), где, согласно христианским легендам находилась гробница Иисуса Христа. Церковь выдвинула во время крестовых походов официальный лозунг: «Освобождение Гроба Господня». Действительные же причины восточного направления крестовых походов были иные. Европейца имели преувеличенное представление о легкости завоевания стран Восточного Средиземноморья, раздробленных на ряд феодальных владений - сельджуйские эмираты непрерывно враждовали друг с другом. В тяжелом положении в это время находилась Византия, которую со всех сторон враги, захватывавшие ее владения. Она была вынуждена обращаться к Западу за помощью. Главное же, в Европе существовало издавна сложившееся убеждение относительно «сказочных» богатств Востока, стоявшего по своей материальной и духовной культуре значительно выше Запада.
Многочисленные богомольцы (паломники), отправлявшиеся в Иерусалим на поклонение «Гробу Господню» и купцы, торговавшие со странами Передней Азии, бывшие в городах Византии, Сирии и Палестины, неизменно удивлялись красоте и изяществу зданий и храмов, изобилию богатых лавок и рынков и всевозможных на Западе товаров. Возвращаясь на родину, купцы и паломники приносили с собой рассказы не только о пальмах Йерихона, водах Иордана и о «Гробе Господнем», но и восторженные отзывы о богатствах Востока. Так в Западной Европе складывалось мнение о заморских странах, полных изобилия, которые не только выгодно, но и не трудно завоевать.
Сложившаяся в конце XI века на Ближнем Востоке обстановка благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов. Турки-сельджуки, завладев в 1055 году Багдадом и разгромив византийское войско в битве при Манцикерте в 1071 году захватили почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину с Иерусалимом, где находились главные христианские святыни. Это до некоторой степени затруднило посещение паломниками «святых мест». Они в XI веке десятками тысяч притекали сюда изо всех стран Западной Европы. Турки обижали богомольцев, разграбляли торговые караваны и тем делали совершенно невозможными торговые сношения с Востоком.