План
1. Введение: история рождения фотографии...................................................... 3
2. В начале пути: ................................................................................................... 3
– Д.Я Наймушин............................................................................................... 3
– Отец и сын Пономаревы................................................................................ 4
– Братья Арбузовы и др.................................................................................. 5
3. Ижевские картинки............................................................................................ 5
4. Мастера сегодняшнего дня, творческий калейдоскоп:................................. 5
– Ахат Хисамутдинов....................................................................................... 5
– Александр Глушко........................................................................................ 6
– Михаил Егоров.............................................................................................. 6
– Алексей Помосов........................................................................................... 6
– Владимир Карманов..................................................................................... 6
5. Заповеди великого мастера............................................................................... 6
6. Заключение......................................................................................................... 6
Фотография – это вечное,
на все века дорогая сердцу память,
история жизни нашей
А.В. Новиков
Фотография была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. В процессе работы я выяснила, что еще в 1826 году Жозеф Нисефор Небс с помощью камеры обскуры получил на металлической пластинке, покрытое тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Экспозиция длилась восемь часов, изображение было низкого качества, но именно с него и началась эпоха фотографии. В 1835 году Вильям Фокс Генри Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Он применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Именно он получил первый с мире негатив. В 1841 году в Великобритании, У.Г. Тальбот запатентовал этот способ фотографирования и назвал его калотипией, что означает: «калос» – красивый, «типос» – отпечаток. В калотипии изготовлялся негатив, который позволял получать любое число отпечатков, и этим она близка современной фотографии. В 1838 году Л. Ж. М. Дегар сообщил Парижской академии о способе фотографирования, на званном им в свою честь дегеротипией. В дегеротипии сразу получалось позитивное изображение, но делало невозможным получение копии.
В России впервые фотографические изображения были получены выдающимся русским химиком, академиком Юлием Федоровичем Фрицше (1802 -1872). Это были фотографии листьев растений. Первая фотографическая камера, благодаря венгерскому оптику Пейцвале, в 1840 году получила специальный съемочный объектив. На мену пластиночным камерам, очень неудобным в использовании из-за громоздких размеров, пришли малогабаритные пленочные камеры, открывшие доступ к занятиям фотографией многим любителям.
В 1867-69 гг. впервые было получено цветное фото французом Дюко дю Ароном, это была настоящая революция в искусстве «писать светом», так как активно вытеснило из нашей жизни черно-белое, воссоздавая мир во всей его красоте.
Нужно сказать, что первыми фотографами были художники. Именно они выполняли работу по удостоверению личности человека через портретную живопись, именно их руками созданы наброски морских и сухопутных сражений. Тысячи художников состояли на военной и гражданской службе. Были и такие талантливые люди и на нашем ижевском оружейном и сталеделательном заводах. Многие из них делали технические эскизы, модели продукции, рекламные материалы. С появлением фотографии именно они стали фотографами-художниками-ретушерами, именно они донесли до нас фотографии на плотном картоне, запечатлевшие счастливые моменты творчества мастера.
Огромное уважение вызывают те люди, которые стояли в начале пути «писания светом», и те, кто сегодня продолжает начатое. О них и пойдет мой рассказ.
Первая частная фотография была открыта в специально построенном здании по адресу: Базарная, 82 в 1868 году, рядом с сегодняшним магазином «Инвис». До сегодняшнего дня салон не сохранился, первая ижевская фотография была снесена в 1969 году. Организатором и первым фотографом этого заведения был Дмитрия Яковлевич Наймушин. Это был еще достаточно молодой человек, о чем можно судить по единственному фотопортрету, где он снят в черкеске с газырями и папахе. Вероятно портрет был сделан в собственной фотографии. Нужно отметить, что фотографий мастеров сохранилось очень мало, возможно их просто некому было снимать, а возможно, здесь играло роль определенное суеверие. В салоне Дмитрия Яковлевича можно было сняться на фоне любой из декораций, которых было множество: сабли и кони, нильские крокодилы и львы в знойной пустыне, пейзажи и архитектурные постройки. Можно было выбрать любую надпись в фотографии или заказать самому клиенту. Из дурнушек мастера ретуши делали настоящих красавиц, не уступали женщинам в это м и мужчины, хороши были дети, котята с бантиками, сидящие в корзине. Вскоре такие фотографии стали открытками, а сам салон пользоваться заслуженной репутацией.
Новое направление в творчестве Наймушина дал владелец аптекарского магазина, известный в ижевском поселке человек Феликс Антонович Генц, который решил предложить своим клиентам в купе к рекламным препаратам и почтовые карточки с видами Ижевска. Немецкая фирма «Шерер и Набгольц» дала согласие на сотрудничество. Компаньоном аптекаря и выступил Д.Я Наймушин. Первые снимки он сделал с колокольни Александра Невского, где перед ним внизу открывался блестящий пруд, Малиновая гора, болотистый Осиповый мыс – деревянная «Венеция», покрытая лужами, тиной и плесенью. На полусгнивших кривых мостках бабы стирали белье, да гремели цепями привязанные лодки. Чуть ближе дышал оружейный завод, бурлилась и пенилась вода необъятного пруда. А еще грязь! Долгие годы она сопутствовала нашему городу, недаром Г. Дягилев писал:
«…Не проедешь, не пройдешь – тонешь в луже!
Ну, Ижевск! Не найдешь город хуже!…»
К слову, газета «Ижевска правда» 8 октября 1926 года опубликовала анекдот:
– Вы ездили на курорт?
– Нет, только еще собираюсь.
– Куда?
– В Ижевск, на грязи… там на улицах по колено в грязи ходят
А что стоят объявления такого типа: «Утерян мужской сапог на правую ногу, нашедшего прошу доставить: улица Ленина, 13» («Ижевская правда», 1932 год, 20 сентября).
Но вернемся к Дмитрию Яковлевичу. С его именем связано поистине удивительная история. Шестнадцать лет назад в Республиканский краеведческий музей принесли старую фотографию. На ней масса людей: простолюдины в картузах, косоворотках, платках, «благородная» публика в котелках, тройках, в белых платьях, широкополых шляпах с зонтиками в руках. В центре шеренга солдат, за ними пролетки легковых «извозчиков-лихачей». Хорошо видны деревянные постройки. Фотография была приклеена к паспорту, а на нем два наложенных друг на друга полустертых слова: первое слово «Ф_ОТОГРАФ», второе неразборчиво «МАНУЛЛИНЪ» или «НАМУЛЛИНЪ». Кем, когда и где была сделана эта фотография? Начались поиски. Наконец ответ был найден. Эту фотографию сделал Д.Я. Наймушин. Снимок, скорее всего, был сделан в Ижевске с крыши северо-западной галереи Собора Михаила Архангела на северную часть бывшей Михайловской площади, между современным ДК «Металлург» и улица Бородина за кинотеатром «Россия». Все сомнения были развеяны краеведом и коллекционером Г.М. Кутузовым. Вот что он рассказал: «В правом углу видны три корпуса казарм Ижевского гарнизона (1900 г.), за ними здание ложевых болванок. Южнее его, на месте одного из зданий 2-ой городской поликлиники находился роддом имени Анны Петровой, принадлежащий фабриканту В.И. Петрову. На востоку Михайловская площадь смыкалась с Карлутской площадью, на которой находилось здание арсенала, порохового погреба, и узкоколейка. В левом углу обывательские дома, среди которых выделяется белый двухэтажный дом Бабановой, сейчас на этом месте ДК «Металлург»».
Известный краевед О.В. Севрюков утверждал, что на этом месте, откуда сделан снимок, до 1783 года находилось кладбище, часовня, которая в этом же году была заменена Троицкой церковью, сгоревшей с мае 1810 года. В первой половине XIX века стоял столп с иконой. В 1855 году была построена Михайловская часовня, а в 1897-1907 гг. на её месте был построен Михайловский собор. Сегодня можно предположить, что этот снимок сделан между 1907-1914 гг., точнее в августе 1914 года. Такова история этой фотографии, ставшей одной из редких в истории города. Как же сложилась дальнейшая судьба Д.Я. Наймушина? После 1918 года его след потерялся, одни утверждали, что он сменил место жительства, другие, что он эмигрировал в Харбин, но как бы то ни было, история сохранила в своей памяти имя этого талантливого мастера и доброго человека.
Вторая фотография была открыта в 1873 году, во дворе, где сегодня находится 57 отделение связи города. Владельцем салона был Глеб Пономарев. Салон назывался «Люкс», и единственный в городе имел фирменный паспорту. Будучи увлеченным человеком, он не только работал в своем салоне непосредственно, но и дал согласие в 1899 году участвовать в экспедиции ученых-этнографов, чтобы запечатлеть на фотографиях жизнь и быт удмуртского народа. Он фотографировал национальные костюмы и даже сумел сфотографировать и записать кожаные удмуртские гусли. Его рукам принадлежат замечательные зарисовки национального татарского праздника в деревне Кузебаево. В 1913 году в нему обратились с просьбой сделать снимки для литературного журнала – «И снова в путь», но состояние его здоровья оказалось критическим, он ослеп. Свое дело мастер передал сыну Николаю Глебовичу, который был известным фотопортретистом в Ижевске. Доказательством этому служат его многочисленные женские и детские портреты, сценки из жизни, А также фотоальбомы. До нашего времени дошел единственный фотоальбом, изготовленный в 1912-13 гг., посвященный женской гимназии, одного из самых крупных учебных заведений в поселке Ижевский завод начала XX века. Сама гимназия находилась на Береговой улице, возле плотины, и размещалась в трех корпусах. В ней учились преимущественно дети рабочих. В 1907 году в одном из классов из 30 человек 22 были дочерьми рабочих, 3 – дворян и чиновников, 1– духовного звания, 4 – других сословий. После получения аттестата зрелости они имели право работать учителями. Такие альбомы предназначались для вручения преподавателям и выпускницам в честь окончания гимназии. Каждая страница разрисована и украшена стилизованными рисунками и на их фоне расположены портреты и фотографии с видами Ижевска. На первых страницах помещены портреты членов попечительского совета, комитета по устройству гимназии, здесь же портреты фабрикантов и заводчиков, дававших деньги на развитие гимназии. Среди них портрет Ситникова И.Н., художника-самоучки, автора памятника А.Ф. Дерябину. На каждом листе заставки с видами гимназии, здание арсенала, Александро-Невского собора. Этот альбом является историческим памятником огромной ценности и был найден научным сотрудником Республиканского краеведческого музея Ольгой Евгеньевной Широковой.