Смекни!
smekni.com

Итальянский и немецкий фашизм (стр. 3 из 3)

Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

Свойственные империализму процессы нашли в гитлеровском рейхе свое законченное выражение. Тесная и непосредственная связь существовала здесь между партией, государством, монополиями - экономическими гигантами типа “Фарбениндустри”, авто гиганта “Круппа” и др.

Законом 27 февраля 1934 года в Германии учреждались хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни.

Результаты сказались быстро: средняя продолжительность рабочего дня выросла с 8 до 10-12 часов тогда как реальная заработная плата составляла в 1935 году всего только 70% от зарплаты 1933 года. Соответственно с тем происходил рост прибылей монополий: доходы Стального треста, например, составляли 8.6 млн. марок в 1933 году и 27 млн. в 1940 году.

Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Крестьяне и торговцы, ремесленники и кустари, ожидавшие от фашизма экономических благ, были обмануты: ни земли, ни кредита, ни отсрочки долгов они не получили.

В стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1933 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при “попытках к бегству”. Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила одна только нацистская партия.

Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свои собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность “национал социализму”

Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона.

Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных “фюреров”, которых (как и в Италии) назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

Особое мести в системе репрессивного аппарата заняла тельная полиция - гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Как и в Италии, мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы - партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.

Наряду с политическими противниками системы, сопротивле­ние которых никогда не было полностью сломлено, мероприятия национал-социалистских террористических органов были прежде всего направлены против меньшинств. В первую очередь это каса­лось, конечно, евреев, которые стали жертвами клеветы, беспра­вия, были исключены из «национального сообщества», ограблены, подвергнуты преследованиям и в конце концов уничтожены. Пре­следование евреев национал-социалистами проводилось разными уч­реждениями, разными методами и оправдывалось разными моти­вами.
Самые заметные, хотя и не обязательно самые важные дейст­вия предпринимались при этом вполне открыто активистами пар­тии и подчиненных ей учреждений; они претендовали на выраже­ние «воли народа», не имея для этого оснований, так как большин­ство населения было пассивно:
- бойкот еврейских торговцев, врачей и адвокатов, объявленный 1 апреля 1933 года,
- сожжение в Берлине и в других университетских городах «антине­мецких сочинений» 10 мая 1933 года
- «хрустальная ночь» - погром 9 ноября 1938 года, когда были разбиты стекла и разграблены еврейские магазины, а также разрушены почти все синагоги,— сверх того 26000 евреев было отправлено в концентрационные лагеря и был убит 91 человек еврейского происхождения.

Еще важнее этих и многих других безобразий, не только тер­пимых, но провоцируемых и проводимых национал-социалистами, были сотни антисемитских законов, постановлений и дополнений, опять-таки часто мотивируемых «волей народа», которую представ­ляли сами национал-социалисты.

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром.

Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Фракции, Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал: ”Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории”.

В сравнении режимов в Италии и Германии можно установить сущность фашизма.

Фашизм является плодом кризиса либеральной системы, который поражает в особенности мелкую буржуазию.

Фашизм приходит к власти благодаря союзу, тактическому и противоречивому, между крупными частными интересами и широкими секторами средних классов.

Фашизм у власти приводит к усилению капиталистических структур и ускоряет процесс экономической концентрации.

Эта эволюция сопровождается реструктуризацией социального организма благодаря обработке масс, созданию аппарата, физического и психологического террора, действиям всемогущего, национального вождя и засилья единственной партии, которая представляет собой самое эффективное орудие, с помощью которого старый правящий класс пытается морально компенсировать экономически ущемленную мелкую буржуазию.

Велика и роль личности в истории становления тоталитарных режимов, которые навязывают свою идеологию, концентрируют военное производство, развитие экономики за счет использования террора.

Список литературы:

1. Белоусов Л.С. «Муссолини: диктатура и демагогия» Изд-во «Машиностроение». М., 1993

2. Бессонов Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.

3. Буханов В. «Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах 1939-1945 гг.». Изд-во Уральского университета. Екатеринбург, 1994

4. Випперман Вольфганг Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982 / Пер. с нем. А. И. Федорова. Новосибирск: Сибирский хро­нограф, 2000

5. Галактионов Ю. В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная историография 1945-90-х годов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999