Смекни!
smekni.com

Кавказская война (стр. 3 из 4)

Во время Крымской войны Черкесия занимала немало­важное место в военных планах англо-французского командования. Участники крымской коалиции стремились использовать кавказских горцев в войне против России.

Появление в начале 1854 г. на Черном море англо-французского флота и последовавшее затем вступ­ление Англии и Франции в войну с Россией на стороне Турции ухудшило общую ситуацию для царских войск на Северо-Западном Кавказе. Черноморская береговая линия была поставлена в тяжелое положение. Дело в том, что военные корабли Англии и Франции господст­вовали на Черном море и могли атаковать береговые укрепления. Русские форты были рассчитаны на оборону против горцев и не могли противостоять флоту западных держав с его мощной артиллерией.

В этой обстановке царское правительство приняло решение об упразднении укреплений Черноморской береговой линии. Весной 1854 г. они почти все были ликвидированы, а гарнизоны эвакуированы. Лишь Анапа и Новороссийск оставались занятыми русскими войсками.

Усилия использовать в своих интересах военные силы адыгов не увенчались успехом. Адыги отказывались воевать во имя интересов заморских правителей. Они в массе своей не поддержали ни операции противников России против Новороссийска в феврале 1855 г., ни высадку десантов в районе Анапы в мае и на Таманском полуострове в сентябре того же года. Основная причина подобного поведения черкесов, до этого активно ведших борьбу против колониального наступления царизма на их земли, вскрыта К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые писали: «...перспектива присоединения к Турции, по-ви­димому, отнюдь не приводит их в восторг».

Когда в мае 1855 г. царские войска оставили Анапу, ее занял отряд адыгов во главе с Сефер-беем Заноко. Летом 1855 г. англичане решили высадить свои войска в Анапе и потребовали от Заноко уступки этой крепости. Однако Сефер-бей решительно отказал им в этом, объясняя, что Анапа принадлежит адыгам. Горцы поддержали своего вождя и заявили, что если англичане и французы займут Анапу, то против них они станут действовать, как против своих врагов. Союзники вынуждены были уступить.

Итоги Крымской войны подвел Парижский конгресс 1856 г. Вопрос о Черкесии был во время переговоров о заключении мира предметом острой дипломатической борьбы. Английская делегация оспаривала право России на Северо-Западный Кавказ и, стремясь добиться пересмотра Адрианопольского договора, требовала призна­ния независимости Черкесии. Однако, Франция в этом вопросе не поддержала Англию, чем сильно помогла царизму. Используя поддержку французов, русские дипломаты добились успеха. Требования англичан по черкесскому вопросу не нашли отражения в Парижском мирном договоре, заключенном в марте 1856 г. Хотя царское правительство в целом потерпело поражение в Крымской войне, владения России на Кавказе были за ней сохранены. Англия, подписав Парижский договор, по существу отдавала Кавказ России. Недаром британский посол в Стамбуле С. Каннинг мрачно заявил после подписания Парижского договора: «Будущее Черкесии — безнадежно».

Усиление колониального нас­тупления царизма на Северо-Западном Кавказе.

После окончания Крымской войны царское правительство усилило наступление на «непокорных» горцев Северного Кавказа. Против них была направлена усиленная Кавказская армия, в составе которой в 1859 г. насчитывалось свыше 308 тыс. человек. Основные силы были брошены сначала портив отрядов Шамиля — имама Чечни и Дагестана. В центре внимания царских военачальников оставалась также задача подчинения насе­ления Черкесии. Здесь в течение 1856—1859 гг. большие масштабы приняли вырубки лесов, разорение черкесских аулов и насильственное переселение адыгов.

После капитуляции Шамиля в августе 1859 г. царское командование двинуло основные силы Кавказской армии против адыгов. Война велась по системе командующего армией А. И. Барятинского. Суть ее заключалась в том, что земли, захваченные у адыгов, немедленно заселялись русским казачьим населением, а горцев теснили далее, вынуждая их покориться. Этот план приводил в исполнение с 1860 г. командующий войсками Кубанской области генерал Н. И. Евдокимов, вошедший в историю как палач-истребитель адыгских народов.

Царские войска активно вели военные действия. По словам очевидца М. И. Венюкова, «война шла с неумолимою, беспощадной суровостью. Мы продвигались вперед шаг за шагом, но бесповоротно и очищая от горцев, до последнего человека, всякую землю, на которую раз становилась нога солдата. Горские аулы были выжигаемы целыми сотнями, едва лишь сходил снег, но прежде, чем деревья одевалися зеленью (в феврале и марте); посевы вытравлялись конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захва­тить его врасплох, немедленно было уводимо под конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляемо к берегам Черного моря и далее, в Турцию». С 1860 г. в Черкесии действовали три крупных царских отряда: адагумский, шапсугский и лабинский.

0бъединение военных сил Черкесии. Сочинский меджлис 1861г.

Горцы Северо-Западного Кавказа в условиях натиска царских колонизаторов взялись за оружие и поднялись на борьбу за свою свободу. Они храбро сражались с превосходящими силами огромной Российской империи. В мае 1857 г. упорные бои шли в стратегически важном месте при выходе р. Белой из гор. Абадзехи отстаивали свою землю шаг за шагом и не пропускали ни одной колонны царских войск без боя. Однако они вынуждены были отступить и здесь было заложено укрепление Майкоп. При штурме царских укрепленных пунктов адыги демонстрировали массовый героизм. «Ожесточение, с которым они бросались на стрелков, было изумитель­ною, — вспоминает участник войны И. Дроздов,— в буквальном смысле они лезли на штыки, на которых и погибали».

Угроза со стороны царизма побуждала горцев к объединению сил. В 1861 г. в долине р. Сочи был избран совет, названный «меджлисом вольности черкес­ской». О возникновении государства абадзехов, убыхов и шапсугов были поставлены в известность царская Россия, Турция, Англия и Франция. В состав меджлиса входило 15 человек во главе с Хаджи Керендук Берзеком. Членами этого меджлиса, названного «великим и сво­бодным заседанием», являлись также адыгский военный лидер Карабатыр Заноко (сын Сефер-бея), Измаил Дзиаш, Биш-Хасан-эфенди.

Меджлис разделил подвластную ему территорию на 12 округов, создал аппарат управления и ввел налоги. Каждые 100 дворов должны были выставлять по 5 всадников для создания постоянного войска. Для меджлиса были построены здания суда, молельни и кунацких.

Государство горцев возникло во время и в целях обороны от внешнего вторжения. В основу его деятельности был положен принцип коллегиальности управления и выборности в состав административных органов. Сочинский меджлис сыграл важную роль в сплочении военных сил адыгов.

Дипломатические инициати­вы руководителей Черкесии.

Сочинский меджлис вступил в переговоры с царским правительством. В сентябре 1861 г. царь Александр II принял представителей адыгов и убыхов во время своего пребывания в Закубанье. Горцы соглашались перейти в русское подданство, если им дадут возможность остаться в горах, на исконных местах жительства. Однако царь заявил: «Я даю месячный срок — абадзехи должны решить: желают ли они переселиться на Кубань... или же пусть переселяются в Турцию». Горцы отвергли эти жестокие требования. Военные действия возобновились.

Меджлис обнародовал призыв к «священной» войне. Тысячи убыхских удальцов прибыли на помощь абадзехам, против которых воевала русская армия.

В 1862 г. меджлис отправил посольство в Стамбул, Париж и Лондон для исходатайствования помощи. Его возглавлял Измаил Дзиаш. По прибытии черкесских посланцев в Великобританию, их стали возить по крупным городам сторонники Д. Уркарта. Устраивались многочис­ленные митинги, на которых высказывались требования общественности о помощи Англии кавказским горцам. Однако призыв адыгов и убыхов о помощи остался безответным. Хотя и после Крымской войны англичане подстрекали адыгов к борьбе с Россией, они не оказали горцам поддержки в решающий час и бросили их на произвол судьбы. К. Маркс указывал на «бесстыдное одобрение, притворное сочувствие или идиотское равноду­шие, с которым высшие классы Европы смотрели на то, как Россия завладевает горными крепостями Кавказа...»

Окончание Кавказской вой­ны.

В последних боях с царскими захватчиками адыги проявляли упорство и мужество. Они связывались друг с другом ремнями, чтобы ни один не посмел подумать об отступлении, бросались в пропасть, чтобы избежать плена. Храбрые горцы бились до последней капли крови.

Однако силы были неравны. Еще в 1860 г. под ударами царских отрядов капитулировали натухайцы. Части Кавказской армии сжимали вокруг адыгов кольцо кордонов. К лету 1863 г. в Черкесии были 14 русских кордонных линий: Анапская, Адагумская, Абинская, Хабльская, Шебжская, Пшишская, Пшехская, Белоречен­ская, Абадзехская, Даховская, Нижне-Лабинская, Верхне-Лабинская, Урупская, Нижне-Кубанская. В 1863 г. было сломлено сопротивление шапсугов и абадзехов, а в марте 1864 г. сложили оружие убыхи. 21 мая 1864 г. в глухом урочище Кбаада (ныне Красная Поляна) были проведены торжества царских войск по поводу завоевания Западного Кавказа и окончания Кавказской войны.

Прогрессивные деятели всего мира сочувствовали освободительной борьбе кавказских горцев и восхищались ею. «Храбрые черкесы снова нанесли русским несколько серьезных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие оставаться свободными», — с такими словами обращался к читателям «Коммунистиче­ский журнал» — орган руководимого К. Марксом и Ф. Энгельсом «Союза коммунистов». Образы кавказских горцев, боровшихся за независимость и свободу, показали в своих гениальных произведениях М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой.

Вынужденное переселение адыгов в Османскую империю.