Впервые Новотроицкое казачье войско образовалось в сентябре 1990 года, первым атаманом был Жуков В.В. В 1991 станица насчитывала около 180 человек. По подсчетам на 2000 год казаков насчитывается около 100 человек. Долгое время они не встречались, но в 1994 году вновь соединились и решили поставить крест погибшим казакам в годы Великой Отечественной войны. Казаки не политиканы, но были разные казаки и белые и красные и зеленые, у всех была своя политика и все они между собой враждовали, и началась резня, много казаков было ранено и много погибло. За это им поставили памятник Новотроицкие казаки по прошествию нескольких столетий. Крест — гордость казаков, это самый первый крест в России. До появления креста существовали памятники, но они не были так значимы как кресты. В 1997-98 гг. казаки проводили рейды совместно с милицией по задержанию браконьеров, много раз они задерживали преступников по информации, которую передавали им казаки-пограничники. За доблестную службу они награждены грамотами и медалями “Отличник пограничной службы” II и III степени — Шевяков Николай Васильевич, Круцких Александр Иванович и др.
Серебрянный крест за возрождение Оренбургского казачества получили: Круцких А.И., Шевяков Н.В., Маключенко А.Н., Жуков В.В., Жуков О.В, Окулов Т.И., Некулов А.А., Подосинников О.А., и ныне покойные Цветков и Власов.
Горькая судьба выпала на долю казаков. Взять, к примеру, Е. Ф. Мальцева. После гражданской войны оказался в Бишкеке, где он жил, глубоко тоскуя по родным местам. Дети его вернулись в Губерлю. Дух из народа нельзя вытравить ни репрессиями, ни войнами. На комбинате в настоящее время в СПЦ работает Е. И. Мальцев – внук Егора Филипповича. Евгений Иванович – мастер по крановому оборудованию. Специалист он отличный, пользуется уважением в трудовом коллективе. Жизнь в городе, казалось бы, должна из памяти многое вычеркнуть. Ничуть. Евгений Иванович свято чтит своих предков, знает казачьи песни, обряды.
Новотроицкие станичники – из числа тех, кто мало говорит о духовном возрождении России, да много делает. В этом они похожи на предков: некогда им было разглагольствовать – того и гляди враг нарушит границу. Собрали казаки круг – общее собрание, пустили по этому кругу шапку – вот и средства на монумент. Не откладывая дело в долгий ящик договоров, со скульпторами, архитекторами да согласований со всякими советами и комиссиями, запроектировали обелиск сами: на Георгиевском кресте зиждется православный, на последнем надпись: “Казакам, погибшим за Россию”.
И пришли казаки в минувшее воскресенье к стеле-указателю перед въездом в Орск. В присутствии атамана Оренбургского казачьего войска В. И. Прутникова трех метровый памятник освещает настоятель Свято-Троицкого прихода отец Георгий. Горят свечи у подножия, там, где возложены комья земли со станиц Колпакская, Казачья Губерля, Новоорская, хуторов Конаплянка, Разбойный, Хабарный, крепости Орской. Да хранят Новотроицкие казаки русские традиции! Да не иссякнет родник памяти о всех погибших за Россию!
В феврале 1994 года сотник Подосинников О. А. предложил построить памятник погибшим в гражданскую войну. Все вынесли на совет и решили построить памятник погибшим во все времена. Олег Александрович разработал свой проект. Есаул Курлаев А. М. сделал рисунок, предложил вариант памятника, который стоит и сейчас. Собрали по 100 тыс. от казаков и кто сколько может. Помогала Орская станица.
Строили: Цветков Г. М. – атаман станицы,
Виноградов С. А.
Малюченко А. Н.
Шевяков Н. В.
Долмаков П. А.
Крутских А. И.
Расчеты сделал Куклин Н. И. – инженер строитель. Была предложена мысль положить между лучами камни от каждой станицы: Хабарное, Медногорск. Заказали съемную икону (на праздники). Два раза в год собираются. 6 мая – День Святого Георгия Победоносца – покровителя казачьих войск. 9 октября – день открытия памятника. Крест заказывали в Орске. Делали из светло-серой мраморной крошки, строили из подручного материала. Возили на мотоцикле щебенку, цемент, опыта в стройке не было. Приезжают свадьбы, останавливаются прохожие, зимой лежат живые цветы.
Заключение.
К казакам можно относиться по-разному. Можно не верить в их помыслы, считая, что это детские игры с переодеванием и пустым бряцанием оружия. Я, к стати, не раз и не два слышала высказывания: дескать, что это за карнавал, ходит горстка людей, называют себя казаками, кичатся саблями и карабинами, в то время как мафия действует едва ли не орудиями тяжелой артиллерии! Куда до них казакам! В этом, безусловно, есть доля истины, и не год, не два понадобиться казакам, чтобы зарекомендовать себя настоящей, а не мнимой силой. И все-таки надо объединяться, надо возраждать традиции. Сейчас, когда Россия вновь переживает опасную смуту и ее спасение зависит только от самих россиян, мобилизация всех духовных и физических сил наших соотечественников, в том числе и казаков, есть веление совести каждого, веление самой истории.
Используемая литература:
“Любовь и Восток”, Московский писатель, 1994 г.
Музейный материал.
Беседа с краеведом о казачестве.
Газета “Металлург”, г. Новотроицк,1998 г.
Газета “Гвардеец труда”, г. Новотроицк, 1998 г.