Смекни!
smekni.com

Казанский Кремль (стр. 3 из 3)

В современном виде Тайницкая башня оформилась в XVIII в. Это двухъярусная постройка с шатровым покрытием и коленчатым проездом в нижней части. Под первым ярусом располагалась подземная часть с бойницами, выходившими в сторону Казанки. Ар­хитектурная обработка башни, особенно парапета нижнего яруса, относится к XVII в. и напоминает декор парапета нижних ярусов башни Сююмбике.

Через коленчатый проезд выйдем к набережной Казанки и вдоль кремлевского откоса пройдем к ул. Баумана. По лестнице с левой (северо-западной) стороны кремлевского холма поды­мемся вверх — вновь к кремлевским стенам. Остано­вимся наверху. Отсюда открывается красивая пано­рама Казанки и заречных районов города.

Небольшая до 1956 г. река Казанка, берущая на­чало примерно в 80 км северо-восточнее Казани, в своей приустьевой части в 1957 г. превратилась в широкое водное зеркало — сюда подошла большая вода водохранилища сооруженной у Жигулей ГЭС им. В. И. Ленина. В 1952—1957 гг. в Казани, мно­гие районы которой расположены на низменных местах левого берега Волги, были проведены боль­шие работы по строительству комплекса сооружений для защиты города от подтопления. Весь город со стороны Волги и Казанки опоясался системой дамб, имеющих в основании ширину не менее 30 м, а в вершине 5—10 м при высоте до 20 м. Для сооруже­ния их было намыто около 10 миллионов кубометров грунта, откосы замощены камнем и забетонированы, а верхние площадки заасфальтированы.

Каменным островком на водной глади возвы­шается оригинальный памятник погибшим воинам, построенный в 1820—1830 гг. по проекту архитекто­ра Н. Алферова — ученика знаменитых А. Воронихина и Ч. Камерона. Летописи и предания гласят, что на этом месте, на небольшом холме левого берега Казанки, примерно в 2 км от Кремля, стоял шатер Ивана Грозного, осаждавшего Казань. После взятия города все павшие (их не разбирали - здесь были и русские, и татары, и марийцы) были погребены в братской могиле на этом холме, получившем назва­ние «убогого дома». До начала XIX в. над могилой стояла деревянная часовня. В 20—30-е годы на сред­ства, собранные по всей России, под наблюдением казанского архитектора А. К. Шмидта был построен памятник в виде усеченной пирамиды с квадратным основанием. С четырех сторон пирамиды выступают порталы, опирающиеся на колонны дорического сти­ля. Основание пирамиды было обложено камнем, а в 1951—1956 гг. здесь были проведены защитные работы, позволившие оставить памятник среди воды.

Продолжим наше путешествие вдоль кремлевских стен. Под нами справа протянулась улица Баумана, а в далеком прошлом здесь весной — в мае месяце каждого года бурлила знаменитая казанская ярмар­ка «Ташаяк» («Каменная чаша»). По преданиям, в центре ярмарки, на которую съезжались тысячи купцов из разных стран, стояла большая каменная чаша, куда собирали базарную подать. К ярмарке из города выходили через Тюменские и Аталыковы ворота. Между этими воротами и был произведен в конце сентября 1552 г. еще один взрыв-подкоп.

В память этого взрыва-пролома улица, идущая между кремлевским холмом и Булаком, получила название Проломной (ныне ул. Баумана).

Пройдем вдоль западных стен Кремля. Некогда они были построены из толстых дубовых бревен и представляли собой ряд больших срубов шириной до 8 м, заполненных внутри утрамбованной глиной с камнями. Автор-летописец «Казанской истории» (XVI в.) пишет: «Град же Казань тверд бяше паче меры, подобен каменной горе, стена дубовая рубле­ная и в целых древесах, а в городки сыпав ил да хрящ». На верху стены, имевшей высоту 8—10 м, шли покрытые крышей стрельницы. В стенах стояли и четырехугольные деревянные башни с шатровыми завершениями.

В 1556—1560 гг. западная стена вновь возведен­ного Кремля еще в основном оставалась деревянной, но к рубежу XVI—XVII веков ее уже отстроили из кирпича и белого камня. Она представляла доволь­но сложное для своего времени военно-инженерное сооружение. Высота ее достигала 8—10 м, а толщи­на местами доходила до 6 м. В нижней, наиболее толстой части с внутренней стороны стены были устроены ниши с арочным верхом и бойницами для пушек. Рядом с каждой нишей находились спе­циальные камеры, в которых хранились порох, ядра, бочки со смолой, камни и прочие нужные для обо­роны припасы. В верхней части стены через равные промежутки расположены скошенные книзу щели-стрельницы, через которые вели наблюдения и обо­ронялись защитники крепости.

До конца XVIII века на западной стене находилось 5 башен — круглая северо-западная, круглая безы­мянная, многогранная, Преображенская-проездная, круглая юго-западная. До наших дней сохранились три башни — северо-западная, Преображенская и круглая юго-западная. Круглые башни в XVIII в. имела вид, восстановленный в настоящее время на основе юго-восточной башни. Остальные, разрушенные во время осады Кремля Пугачевым, в начале XIX века были разо­браны. Круглые башни в прошлом были без кониче­ских покрытий в так же, как башни Псковского, Новгородского и других кремлей, послуживших про­образом Казанского, завершались сверху площадкой, обрамленной по краям зубчатым парапетом. Заде­ланные следы этого парапета можно еще заметить при внимательном осмотре верхних частей башен.

Не доходя метров 20—25 до выступающей прямо­угольной Преображенской выездной башни, можно увидеть, что здесь начинается стена, сложенная из белого камня в 1558—1560 гг. В этом месте кон­чался кремль ханской Казани и далее вниз спускалась посадская стена. Почти квадратная в плане Преображенская башня до конца XVIII века имела проездные ворота, через которые из Спасо-Преображенского монастыря выезжали на ярмарку «Ташаяк».

Огибая круглую юго-западную башню Кремля, выходим к Спасской башне и площади Первого мая.