Смекни!
smekni.com

Казанский университет (стр. 3 из 3)

Хотя царское правительство всячески ограничивало прием в университет лиц других национальностей, презрительно третируя их как «инородцев», в него все же попадали татары, башкиры, казахи, калмыки, буряты, монголы. Конечно, это были единицы, но они были первыми представителями своих народов, получившими высшее образование. Одним из замечательных воспитанников Восточного разряда был Дорджи Банзаров – первый бурятский ученый, известный просветитель-демократ.

Профессора университета К. Ф. Фукса называли одним из первых людей, соединивших «русский и татарский народ тесными узами содружества». И в этом нет преувеличения: К. Ф. Фукс был первым исследователем быта казанских татар, он познакомил русского читателя с татарской народной поэзией.

Университет многое сделал для укрепления дружбы двух братских народов. В нем плодотворно работал видный татарский ученый и прсветитель И. Хальфин, который первым из татар был удостоен звания адъютанта. Он являлся автором многих работ и публикаций, представлявших большую научную ценность. С помощью Н. И. Лобачевского преподавателям университета стал и татарский крестьянин М. Г. Махмудов.

Бескорыстную щедрую помощь и поддержку выдающемуся татарскому просветителю-демократу К. Насыри. Он был другом многих из них, активно участвовал в деятельности Общества археологии, истории и этнографии. То же самое можно сказать и о таких выдающихся представителях татарского народа, как Г. Ильяси, Ш. Марджани, Х. Фаезханов. В типографии университета были изданы десятки исторических и литературных памятников, учебников для татарских школ, философских и других научных сочинений. Первыми книгами, отпечатанными в ней, были брошюра Ф. Волкова «О прививании коровьей оспы», изданная на татарском языке, и «Азбука и грамматика татарского языка».

Казанский университет сыграл важную роль в развитии революционно-освободительного движения в России. Революционный дух среди его студентов был особенно силен. Уже в сороковых годах здесь действовал тайный политический кружок. Известный революционер В. В. Берви-Флеровский, вспоминая о своих студенческих годах в Казани, рассказывал о приезде в город трех посланцев из петербургского кружка М. В. Буташевича-Петрашевского и об их влиянии на студентов. С этими воспоминаниями перекликаются доносы инспектора о «тайных сборищах» студентов.

На формирование революционной идеологии в студенческой среде большое влияние оказывали передовые ученые. В их числе был выдающийся педагог-демократ Д. И. Мейер, работавший на кафедре гражданского права. В своих лекциях он гневно обличал крепостное право, неравенство сословий. Один из студентов писал о его лекциях: «Врезались в моей памяти воспоминания Мейера об Остзейском крае и раздражение, с которым он говорил о жалком положении крестьян… Такой искренний, правдивый, впервые встреченный протест открывал глаза на многое, что не замечалось до того времени».

В апреле 1849 года в своей заключительной лекции Д. И. Мейер выступил с пламенным призывом к своим ученикам: «Предчувствие не обманывает меня – я верю в близость переворота во внутренней жизни нашего отечества. Каждый, в ком есть человеческое сердце, невольно сознает всю нелепость крепостного права… Я не допускаю даже мысли, чтобы вы, питомцы университета, когда-нибудь оказались сообщниками постыдной торговли правосудием… Мало одного пассивного в отношении к злу, вы обязаны бороться с ним на каждом шагу, в каждый момент своей жизни, не останавливаясь ни перед какими затруднениями или жертвами».

Слова Д. И. Мейера мало кого оставляли равнодушным. Именно под его влиянием у студента университета Льва Толстого выраьоталось резко отрицательное отношение к крепостному праву. Под руководством профессора-демократа будущий великий писатель писал курсовую работу.

Студенты начинают участвовать в открытых политических выступлениях против царских властей. Одним из первых таких выступлений была их петиция с требованием отставки профессора физиологии В. Ф. Берви, который в своих лекциях ратовал против вторжения материализма в «святилище науки». Студенты добились своего: незадачливому профессору пришлось уйти в отставку.

Кумиром студентов был профессор истории, убежденный демократ А. П. Щапов. Он преподавал в университете меньше года, но память о нем надолго осталась в сердцах студентов. Уже первая его лекция, посвященная истории русского народа, вызвылы гром аплодисментов. Она прозвучала апофеозом деятельности декабристов. Г. В. Плеханов справедливо назвал эту лекцию «едва ли не единственным в истории наших университетов» явлением такого рода в ту эпоху.

Лекции А. П. Щапова звали студенчество на служение народу, на борьбу за его права, го слова не расходились с делом. Это ярко доказал 1861 год, когда была учинена кровавая расправа царских властей над безоружными крестьянами в селе Бездна, возмутившая всю передовую Россию. Это событие взволновало и казанских студентов. На многочисленной панихиде в память жертв, павших от рук царских карателей, прозвучали пламенные слова А. П. Щапова. «И вы, други, первые… - говорил он, - пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений… Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобресть в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе».

Слова А. П. Щапова облетели всю Россию. Недаром А. И. Герцен писал в «Колоколе» в 1861 году: «Как только пахнет свежим воздухом, здоровым, обещающим весну, то это, наверное, с Урала или из Казани, из Киева или из Харькова…». Щапова увезли из Казани под надзором жандармов.

О том, насколько были сильны Щаповские традиции в университете, показал «казанский заговор» 1863 года, когда студенты приняли участие в подготовке вооруженного крестьянского восстания против царизма. «Нравственное обаяние личности Щапова, его огненная речь к студентам необходимости изучения русского мужика, его нужд, его умственного просвещения сделали из них истых демократов, борцов за права угнетенных и униженных»,-писал один из участников студенческого освободительного движения И. М. Красноперов.

Прошло около десяти лет – и снова Казанский университет приковал внимание всей России. На сей раз, это было связано с делом Лесгафта.

П. Ф. Лесгафт был избран на кафедру анатомии в 1868 году. С первых же шагов своей деятельности он проявил себя последовательным ученым-демократом, противником реакционной политики царизма в области просвещения.

В январе 1871 года был издан царский указ о «недопущении лиц женского пола к слушанию лекций совместно со студентами». Однако в аудиториях, где преподавал выдающийся ученый, стало появляться все больше девушек, решивших посвятить себя медицине. Среди них была и Вра Фигнер, будущая знаменитая революционерка.

Демократ по убеждению, П. Ф. Лесгафт не мог мириться с политикой царизма, стремившегося превратить университет в учреждение для подготовки верноподданных ему чиновников. Он публично выступал против этого в «Петербургских ведомостях», разоблачая произвол, чинимый в Казанском университете попечителем Шестаковым. Затем он опубликовал еще одну статью с резкой критикой порядков , сложвшихся в университете. Этого власти уже не могли перенести: П. Ф. Лесгафт был отстранен от преподавания и уволен из университета. В знак солидарности с ним профессора Н. А. Головкинский , А. Я. Данилевский, В. Г. Имшенецкий, В.В. Марковников, А. И. Якобий, А. Е. Голубев и П. И. Левитский подали в отставку.

Так год от года за Казанским университетом упрочивалась репутация «неблагонадежного». Особенно усиливается в нем революционный дух в эпоху, когда на арену классовой борьбы выходит пролетариат. Передовое студенчество стремится помочь ему. Наступает пора изучения марксизма.

13 августа 1887 года студентом первого курса юридического факультета университета был зачислен Владимир Ульянов. В этот день открылась новая страница в истории университета. Ведь именно здесь великий вождь пролетариата вступил на путь прямой революционной борьбы, сделал первый шаг в революцию.

4 декабря 1887 года состоялась знаменитая студенческая сходка в Казанском университете, эхо которой прозвучало по всей России и за ее пределами. Среди самых активных участников и руководителей сходки был Владимир Ульянов.

Горделивостью Казани назвал поэт университет. И по праву: уже в дореволюционный период он снискал городу славу научными открытиями и богатыми традициями освободительной борьбы. Эту славу университет значительно приумножил в последующие годы.

Список использованной литературы

1. «Молодость Древнего Города» 1978г Татарское книжное издательство, 1978

2. Web-site Казанского Государственного Университета (www.ksu.ru)

3. Web-site «Татарстан в сети Интернет» (www.kcn.ru)