Коллективизм, порожденный типом поземельных отношений (ирригационное земледелие, требовало совместного труда многих людей), помноженный на идеологию Конфуция привел к расцвету большой патриархальной семьи. Той семьи, о которой говорил Конфуций сравнивая ее с государством.
Все это создало условия, при которых стремление близких родственников жить вместе, стало резко преобладать над любыми сепаратистскими тенденциями.
Но полностью исчерпать особенности Китая только экономическими факторами нельзя. Устойчивость и консервативность семьи в Китае нельзя было понять, без изучения сути китайского менталитета, во многом обусловленного структурой китайского языка, где не было категории прошедшего времени, т.е. не разграничивая прошлое, настоящее и будущее, китайцы выпадали из временного потока, начмная воспринимать настоящее и будущее, как прошлое продленное в бесконечность.
А если принять во внимание, что «Золотой век» стараниями Конфуция китайцы видели именно в прошлом (а не в будущем, как представители европейской парадигмы познания), то становится понятна устремленность китайцев в прошлое, которое на практике нашло свое выражение во всеобщем подражании предкам и боязни любых инноваций.
Ответить же на другой вопрос: в чем причина уникальной устойчивости китайской семьи, нельзя было без изучения конфуцианского культа предков.
«Единовластие живого отца не могло бы сохранять своего абсолютного значения, если бы оно не имело точки опоры, независимой от данного лица, недоступной для смерти. Как временный наместник отошедших в вечность предков, как их жрец и посредник между ними и живыми членами семьи, отец есть носитель высшего религиозного начала, сообщающего его фактической власти священный авторитет. Перенося центр своей тяжести в прошедшее, в область абсолютного факта, неизменного и неподвижного, китайская семья сама приобрела крепость незыблемого факта, над которым бессильно время»(68).
1) История Китая – М., 1974, с. 20
2) В.П. Илюшечкин. Сословно – классовое общество в истории Китая. – М., 1988, с. 157
3) Там же
4) Там же с. 158
5) Там же
6) Там же
7) Там же с. 159
8) Адюльтер – дело государственное
http:\www.rusf.ru\rybakov\pages\publ3.html
9) Кокин М. Папаян Г.
“Цзин-тянь” Аграрный строй древнего Китая, Л-1930 c.160
10) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
1 – 1
10) Там же
11) Там же
12) Там же
13) Там же
14) Там же
15) Конфуций. Лунь Юй . г. 12 п. 7
http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
17) М.В.Крюков. Формы социальной организации древних
китайцев. - М 1967 с. 85-96.
18) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
2 – 1
19) Конфуций. Лунь Юй . г. 10 п. 2 http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
20) Там же г. 12 п. 14
21) Там же г.8 п. 8
22) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
3 – 1
23) Там же
24) Конфуций. Лунь Юй . г. 9 п. 5
http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
25) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
3 – 1
26) Конфуций. Лунь Юй . г. 2 п. 7
http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
27) Там же г. 2 п. 5
28) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
4 – 1
29) Лицзи г. 16
30) Конфуций. Лунь Юй . г. 4 п. 18
http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
31) Истоки этической ориентированности традиционного
китайского права
http://www.rusf.ru/rybakov/pages/orientall.html
32) Васильев Л.С. История религий востока. М 1988 с. 292
33) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
4 – 1
34) Конфуций. Лунь Юй . г. 13 п. 20
http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
35) Там же г. 5 п. 15
36) Там же г. 1 п. 2
37) Там же г. 2 п. 3
38) Китайский эрос (под ред. А.И.Кобзева) ОСR “Палек”-1998 часть 2
39) Имена и фамилии у китайцев
http://sumin.boom.ru/china/china4.htm#names
40) Переводы из “Ли цзи”
http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm
41) Имена
http://www.ant.md/school/has/publ/china16.htm
42) Там же
43) Право древнего Китая
http://bestboy.narod.ru/318.html
44) Там же
45) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской
литературы, М 1978 с. 185
46) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 374
47) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской
литературы, М 1978 с. 186
48) Там же с. 196
49) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 380
50) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской
литературы, М 1978 с. 196
51) Конфуций: Уроки мудрости
Москва “Фолио”-2001 с. 154
52) Там же с. 173
53) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 386
54) Там же с. 387
55) Там же
56) Конфуций: Уроки мудрости
Москва “Фолио”-2001 с. 165
57) Лицзи г. 14
58) Китайский эрос (под ред. А.И.Кобзева)
ОСR “Палек”- 1998 часть 2
59) Лицзи г. 11
60) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 392
61) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской
литературы, М 1978 с. 251
62) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 393
63) Воспитание невест в древнем Китае
http://asiapacific.boom.ru/culture/001/nevest.htm
64) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 92
65) Там же с. 96
66) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской
литературы, М 1978 с. 60
67) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000 с. 110
68) Китайская зарисовка Владимира Соловьева
http://www.politolog.ru/idea/feller19.htm
1) В.Я.Сидихметов
Китай: страницы прошлого
Смоленск “Русич”-2000
2) Китайский эрос (под ред. А.И.Кобзева)
Научно-художественный сборник
ОСR “Палек”-1998
3) Илюшечкин В.П.
Сословно-классовое общество в истории Китая
Москва-1986
4) История Китая с древнейших времен до наших дней
Москва-1974
5) У нефритового источника
Азия и Африка сегодня 11/1999
6) Кокин М. Папаян Г.
“Цзин-тянь” Аграрный строй древнего Китая
Ленинград-1930
7) Васильев Л.С.
История религий востока
Москва-1988
8) Конфуций: Уроки мудрости
Москва “Фолио”-2001
9) Специфика формирования философии в древнем Китае
http://referatshelp.narod.ru/zakaz/Kitai.htm
10) Имена и фамилии у китайцев
http://sumin.boom.ru/china/china4.htm#names
11) Делюсин Л.С.
“Что для русских Китай ?”
http://www.inion.ru/product/russia/delysin.htm
12) Истоки этической ориентированности традиционного
китайского права
http://www.rusf.ru/rybakov/pages/orientall.html
13) Право древнего Китая
http://bestboy.narod.ru/318.html
14) Древний Китай
http://bestboy.narod.ru/315.html
15) Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта)
http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html
16) Праздник Холодной пищи и Чистого света http://ilin.dol.ru/calendar/qinmin.htm
17) Адюльтер – дело государственное
http:\www.rusf.ru\rybakov\pages\publ3.html
18) Моцзы
http://windows.sitek.net/~oldeast
19) На берегах Хуанхе
http://amen.org.ru/bibliography/3tom/3tom1.htm
20) Воспитание невест в древнем Китае
http://asiapacific.boom.ru/culture/001/nevest.htm
21) Имена
http://www.ant.md/school/has/publ/china16.htm
22) Китайская зарисовка Владимира Соловьева
http://www.politolog.ru/idea/feller19.htm
23) Переводы из “Ли цзи”
http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm
24) Конфуций
“Лунь Юй “
http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
25) Изучение древней истории Китая и ресурсы в
Информационной сети Интернет.
http://www.orient.pu.ru/sour.htm