Смекни!
smekni.com

Кодификация и систематизация русского права: Соборное уложение - начало XX века (стр. 4 из 5)

7) уставы благочиния:

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный;

б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;

8) законы уголовные.

Кодификационная работа проводилась следующим образом:

Из государственных сенатских, колежских архивов были собраны реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками. Однако, собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было прежде всего то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения». 19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи».

В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.

7. КОДИФИКАЦИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В 1845 г. был принят новый кодекс «Уложение о наказаниях уголовных исправительных». Все еще сохранялся сословный подход к определению санкций. «Уложение» перечисляло основания, по которым приговор не выносился: малолетство, случайность, безумие, сумасшествие, ошибка, беспамятство, принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона. Различались умысел (заранее обдуманный, внезапный, непредумышленный) и неосторожность (последствия могли быть легко предвидены и те, которые невозможно было предвидеть. Различали соучастие (по предварительному соглашению соучастников и без предварительного соглашения).

Система наказаний составляла сложную иерархию наказаний уголовных и исправительных. Предусматривалось 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней, расположенных по степени тяжести. Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, должностные.

8. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД НЕОАБСОЛЮТИЗМА

В этот период были изданы второе и третье «Полное собрание законов». Основой для них послужили материалы кодификаций, проведенных в дореформенный период. Сюда вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Эти же новые документы включались и в «Свод законов». Его десятый том пополнился «Судебными уставами», «Положением о земских начальниках», «Временными правилами о волостном суде» и другими актами и нормами. Применение обычая в случаях непредусмотренных правом стало нормой, но оно не должно было противоречить существующему законодательству.

С 1863 г. издается периодическое «Собрание узаконений и распоряжений правительства», издаваемое под контролем Сената. Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Некоторые положения, после утверждения императором, приобретали статус законов.

Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения. Вещи делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. Давалось определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно» Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлением законодательного органа, с актами экспроприации и конфискации. Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности.

Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспределение имуществ и капиталов. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. В семейной паре более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов, при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество. Заключение и расторжение брака регулировались церковью, а имущественные отношения в семье - государством. Осуждались смешанные браки и браки без согласия родителей. Расторжение брака, возможное лишь при наличии необходимых оснований, осуществлялось церковным судом.

Основаниями для обязательства служили: договор, «как бы договор», правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». На практике встречались следующие виды договоров: подряда, поставки, казенного подряда, имущественного найма, займа, ссуды, товарищества. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства.

Система уголовного права строилась на основе «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов преступлений).

Разработка нового уголовного уложения была стимулирована рядом существенных недоработок в предыдущем «Уложении». К ним относили противоречия, формализацию, неполноту, неопределенность санкций и отсутствие четкой иерархии наказаний. В 1865 г. делается попытка сочетать «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» с «Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В редакции 1885 г. «Уложение» содержит более широкий круг актов, однако противоречия, различие организующих принципов и боязнь теоретических обобщений сохранилась в этой редакции. Кроме того, в нее проникает «принцип аналогии», дающий право суду дополнять закон в случаях пробелов в праве.

В течение двадцати лет разрабатывалась новое уголовное «Уложение» (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же период были «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (в редакции 1885 г.), «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1864 г.), «Военно-уголовный кодекс» (1875 г.), «Военно-морской устав» (1886 г.).

Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектом преступления до 1904 г. могли быть юридические лица, например, крестьянская община.

Различались тяжкие преступления, преступления, проступки. Предусматривались случаи, когда ответственность за убийство исключалась - когда убивший выполнял приказ, осуществлял профессиональную обязанность, действовал в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны. Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления - на совершенные хладнокровно и в состоянии аффекта. Наказывалась также неосторожная вина.

Виды соучастия по «Уложению» 1885 г. делились на скоп (виновники, участники, образовался на месте преступления), сговор (зачинщики, сообщники, подстрекатели, пособники) и шайка (виновники, сообщники и пособники).

Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственности определялся в семь лет, а в редакции 1903 г. - десять лет. Наказания смягчались преступникам, не достигшим 18-ти лет.

Наказания делились на главные (смертная казнь, поседение, заключение в тюрьму, крепость, арест, штраф), дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, право на участие в выборах, прав заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества) и заменяющие (принудительное лечение, опека).

К уголовным и исправительным наказаниям не относились применяемые меры полицейского воздействия. В «Уложении» 1885 г. предусматривался ряд других мер, таких как отдача под надзор, высылка за границу, запрещение жить в определенных местах, выговор, розги. В целом же система преступлений в своей основе сохранялась прежней, включая 11 родов и 37 степеней.

В 1903 г. вступило в силу новое «Уголовное Уложение», которое состояло из 37 глав и 687статей. Число составов преступлений было сокращено в нем до шестисот пятнадцати.

Разработка проекта была закончена в 1895 г. Проект был представлен в Министерство юстиций, где обсуждался особым совещанием при министре. Обсуждение завершилось в конце 1897 г., а в начале 1898 г. проект был направлен в Государственный совет. Здесь также было образовано Особое совещание, которое дополнило и исправило проект, и в конце 1901 г. он поступил на рассмотрение Особого присутствия департамента Государственного совета. В начале 1904 г. проект был подписан императором, позже «Уложение» вступило в законную силу.

В новом «Уложении» четко различались общая и особенная части. В общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Давалось формальное определение преступления: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом наказания». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания без указания на то законе - nulla crimen, nulla poena sine lege». Новое «Уложение» в отличие от старого не делило умысел на заранее обдуманный и внезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность и преступную самонадеянность. Приготовление к преступлению, как и покушение на преступление наказывалось лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ исключал наказание. Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя, пособника. При совершении проступка наказывался только исполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо.