Смекни!
smekni.com

Конституционный конфликт в Пруссии в 1860-1866 гг. (стр. 4 из 5)

Кроме того 8 февраля при активном участии О. Бисмарка была принята концепция Альвенслебена. Россия и Пруссия заключили договор, по которому Пруссия обязывалась содействовать России в подавлении восстания в Польше. Все это крайне раздражало противников О. Бисмарка.

Таким образом бюджет на 1863 г. принят не был. Основанием для отказа нижней палатой стало включение в бюджет «чрезвычайных расходов на реорганизацию армии», что опять не учитывало мнения палаты. Конфликт достигал своего апогея: в мае 1863 г. он вступил в стадию «когда стали невозможными уступки ни со стороны правительства, ни со стороны депутатов ни по одному из спорных вопросов».16 27 мая 1863 г. было объявлено о закрытии заседания прусского ландтага.

Заседание следующего парламента 9 ноября 1963 г. открыл король. В речи произнесенной им по поводу открытия сессии ландтага он говорил о стремлении правительства «положить конец возникшему столкновению», обещал представить на обсуждение законопроект, четко определяющий права правительства на случай, если новый бюджет не будет принят в рамках процедуры, предусмотренной конституцией. Единственным, на чем продолжал настаивать король, была дальнейшая реорганизация армии. В новом парламенте резко отозвались об указе о печати от 1 июня 1863 г.

Новый виток напряженности в ландтаге был вызван принятием в ноябре 1863 г. Данией новой конституции, по которой герцогства Шлезвиг и Голштейн «были провозглашены составной частью ее территории.

Фракцией прогрессистов было предложено на рассмотрение несколько программ: нижняя палата даже выразила готовность предоставить заем правительству на расходы при разрешении этого вопроса (конечно, в пользу Пруссии).

Бисмарк же заявил о поддержке Лондонского протокола 1852 г (О личной унии герцогств с Данией), который не давал возможности присоединять эти государства.17 Таким образом Бисмарк пытался отвлечь внешнеполитических противников (и, особенно, Австрию) от своих истинных намерений.

В декабре 1863 г. объединенная группировка войск (Пруссии и Австрии) вторглась в Голштейн, но согласия между правительством и ландтагом достигнуто не было: напротив – требования об отставке зазвучали с новой силой.

12 января 1864 г. были отвергнуты расходы на реорганизацию армии, был отвергнут и бюджет на 1864 г. Верхняя палата, по примеру 1862 г., вновь отвергла проект бюджета, предложенного нижней палатой, но приняла бюджет, предложенный правительством.

Таким образом, Бисмарк, опираясь на свою теорию «большинства», продолжал «безбюджетное правление»: по прежнему не был решен вопрос о реорганизации армии, отсутствовал военный бюджет. О. Бисмарк решил использовать Шлезвиг-Голштинский вопрос, чтобы укрепить положение короны, министерства, урегулировать противоречия: «истощив без успеха все домашние средства, министерство Бисмарка решилось прибегнуть к крайнему методу, оно предприняло нынешнюю войну, рассчитывая купить ею упорных пруссаков».18

Успехи в войне с Данией, окончившейся в октябре 1864 г. победой и заключением мирного договора (по которому Австрия и Пруссия получили Шлезвиг, Голштейн, и Лау---бург), заставили оппозицию на некоторое время «забыть» о конфликте с правительством, которое продолжало репрессивные меру внутри страны: в октябре 1864 г. – указ Верховного трибунала, требовавший от каждого служащего, находившегося на государственной службе, придерживаться позиции короля и правительства; в марте 1864 г. – закон о наказуемости большим денежным штрафом или тюремным заключением за речи, угрожавшие спокойствию страны, произнесенные в палате депутатов и некоторые другие.

Новая сессия Прусского ландтага, продолжавшаяся с 14 января по 17 июня 1865 г., была открыта речью, в которой уже отмечалось положительное значение проекта реорганизации армии, оправдывающего себя в датской войне и была выражена уверенность, что ландтаг утвердит его. Король в свою очередь обещал все неутвержденные бюджеты представить на обсуждение ландтага. На этой сессии Бисмарк уверял, что не имел возможности следовать рекомендации нижней палаты относительно армии, так как был назначен на пост министра-президента в разгар конституционного конфликта.

На парламентской сессии 1865 г. «отчетливо стала проявляться тенденция к компромиссу между фракцией консерваторов и правым крылом прогрессистской партии и либералов».

Были утверждены все бюджеты с 1859 по 1861 гг. и бюджеты на 1865 г, но по прежнему отвергался нижней палатой закон о реорганизации армии.

Короткое заседание прусского ландтага с 15 января по 23 февраля 1866 гг. серьезного значения в разрешении конфликта не имело.

10 июля 1866 г. Бисмарк предложил германским государствам, членам Германского союза проект реформы последнего, на основе представительства от всех немецких государств при всеобщем прямом голосовании с исключением Австрии из союза.

Кроме того, указом от 2 июня 1866 г. Бисмарк вывел армию из-под контроля парламента, издав одновременно указ о новых выборах в ландтаг в июне 1866 г.19 Прусско-австрийская война 1866 г., на победу в которой была направлена вся политика правительства начиная с 1859 г. (создание проекта реорганизации армии), ясно указала на политическое превосходство Пруссии над Австрией. По Никольсбургскому миру от 23 августа 1866 г. Австрия выходила из Союза германских государств, теряла все свои предшествующие завоевания, а Пруссия получала право объединить немецкие государства к северу от Майна в особый союз.20 Тем самым Бисмарк реорганизовал Германский союз и доказал, что способен вести борьбу за объединение Германии сверху «железом и кровью», чем добился поддержки буржуазии.

3 июля 1866 г., когда проходили выборы в прусский парламент, многие оппозиционные лидеры уже поддерживали внешнюю политику Бисмарка. Именно поэтому, по итогам выборов 3 июня 1866 г. консервативная фракция получила 123 мандата (вместо прежних 8) и стала самой многочисленной фракцией нижней палаты ландтага.

На открытии сессии нового прусского ландтага 5 августа 1866 г. Бисмарк произнес речь об успехах Пруссии во внешней политике, в которой просил палату «утвердить бюджет задним числом, а это значило косвенно признать, что налоги собирались незаконно».21 Палата пошла на соглашение, таким образом, столкновение между нижней палатой и правительством закончилось: 3 сентября 1866 г. нижней палатой был принят закон об индемнитете (решение, освобождавшее О. Бисмарка от ответственности за произведенное без законного утверждения расходование средств на реорганизацию и увеличение армии). «Этот факт на практике показывает, что в Германии нет парламентаризма, а есть дуалистическая монархия».22

В декабре 1866 г. принимается бюджет на новый 1867 г.

Таким образом, столкновение произошедшее из-за несовершенства статей 62 и 69 Конституционной хартии, продолжавшееся несколько лет, завершилось, восстановив конституционные права нижней палаты и примирив консервативное правительство и либерально-буржуазный парламент.


Примечания к главе II.

1 Бисмарк О. Указ. соч. – Т.1, Гл.XI. – С.176.

2 Там же. - Т.1, Гл.XII. – С.202.

3 Фортунатов С.Ф. Указ.соч. -.152-153.

4 Там же. - С.153-154.

5 Там же. - С.154.

6 Бисмарк О. Указ. соч. – Т.1, Гл.XIV.

7 Там же. – Т.1, гл.XI.-С.193-194.

8 Степанова В.В. Указ.соч. – Гл.2. – С.32.

9 Бисмарк О. Указ. соч. – Т.1, Гл.XII. – С.103.

10 Либерализм Запада XVII-XX века /Под ред. Согрина В.В. – М., 1995.-С.83-84.

11 Либерализм Запада XVII-XX века /Под ред. Согрина В.В. – М., 1995.-С.84.

12 Цит.по Степановой. Указ.соч.

13 Там же. - С.40.

14 Там же. - С.40.

15 Бисмарк О. Указ. соч. – С.222.

16 Степанова В.В. Указ.соч. – С.44.

17 Цит.по Степановой В.В. Указ.соч. – С.49.

18 Санкт-Петербургские ведомости.-1864.-24 февр.- Цит.по Степановой В.В. Указ.соч. – С.58.

19 Там же.

20 Там же. - С.71-72.

21 Фортунатов С.Ф. Указ. соч. -.167.

22 Там же. - С.167-168.


Глава III.

Роль Бисмарка в возникновении конфликта.

Роль Бисмарка в возникновении, развитии и разрешении конституционного конфликта трудно переоценить.

Именно Бисмарк, а не Вильгельм I, был главным идеологом конфликта и защитником исконно монархических прав. Свою главную задачу Бисмарк сформулировал в письме к Бейтсу: «Я намерен укрепить и оградить от возрастающего могущества палаты и от парламентского бюрократизма королевскую власть».1

На стороне нижней палаты ландтага было право: конституционная хартия была нарушена «железным канцлером». Будучи талантливым юристом, Бисмарк сознавал всю несовершенство статей 62 и 69, чем и не преминул воспользоваться в целях укрепления и централизации власти монарха. В руках Бисмарка была сила, и «так как обстоятельства ему благоприятствовали, то он вышел из конфликта, если не победителем, то и не побежденным».2 Джевилегов настаивает, что существовало только два человека – Бисмарк и Роон, которые «когда палата собиралась, являлись туда защищать свою политику… клали каски на ораторскую трибуну, стучали кулаками по пульту, позволяли себе резкости по отношению к противникам…».3

Придя к власти в час, когда монархия переживала тяжелые времена (Вильгельм I готовился отречься от престола) министр-президент имел на него сильное влияние. В своих мемуарах Бисмарк вспоминает: «Мне удалось убедить его величество, что для него дело идет не о консерватизме или либерализме того или иного оттенка, а о том, быть ли королевской власти или парламентскому господству, и что последнее во что бы то ни стало следует предотвратить, хотя бы даже установив на некоторое время диктатуру».4