У гародов России, в прошлом знавших шаманство, инетерес к нему резко возрос после разрушения коммунистической системы.
Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают вернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере - сохранить ее наследие. Шаманство заеимало важное место в культуре коренных народов Севера. Высказывалсиь мысли, что на шаманских традициях долдна основываться и идеология национальной государственности. Однако как же эти ожидания воплотить в действительность? В 1992 г. в городе Якутск состоялась Международная конференция по изучению шаманства, но ку частию в ней не удалось привлечь ни одного настоящего (то есть традиционного) шамана.
Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годц подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство[32].
Проблема была в том, что многие руководители того времени считали свою национальную культуру, свои ценности, традиции выше, чем традиции и культурные ценности коренных северных народов. Они чувствовали себя чуть ли не обязанными навязывать свои представления о культуре, образе жизне, быте коренным жителям.
Национальное самосознание - это элемент общественного и личного сознания, в котором отражается осознание этнической общности своих интересов[33]. Важнейшей функцией национального самосознания является сохранение и развитие данной этнической общности.
Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил бъются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.
Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам.
Главная задача - помочь выжить этим народам. В самом критическом положении сейчас оказались именно арктические народы. Причины этому следующие:
- экстремальные климатические условия жизни;
- их малочисленность;
- интенсивная эксплуатация природных ресурсов.
Больше всего испытаний легло на плечи ненцев, хантов, селькупов и других малочисленных коренных народов Севера[34]. Их традиционный образ жизни пытались подменить “оседлым”, но и этот процесс был во многм формальным, несогласованным: современного жилья не хватало и социальное обеспечение отставало от потребностей.
В наше время при энергичном переходе к рыночным отношениям не было принято в расчет, что традиционные занятия коренных жителей (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел) по своей сути консервативны, и потому переход сопровождался драматическими явлениями. Оленеводство стало нерентабельным, дотационным.
Необходимо подумать о восстановлении факторий, которые в прошлом играли важную роль в жизни тундры, являясь центрами товарообмена, а ныне пали под натиском реформ. Сегодня их не просто необходимо восстановить, надо расширить их функции - не только товарообмен, но и особая социальная площадка, где могут и должны функционировать малые предприятия по переработке биологических ресурсов, с непременным участием в этой деятельности самих коренных жителей.