Смекни!
smekni.com

Коренные народности севера: история, культура, быт (стр. 9 из 10)

Абсурд, с точки зрения здравого смысла, но высокоценные породы сиговых рыб, деликатесная оленина, пушнина не находят сбыта, неконкурентноспособны из-за несовершенства транспортной схемы и неоправданно завышенных тарифов на перевозки. До сих пор оленеводство рассматривают как одну из отраслей товарного производства, но это не просто род занятий, а образ жизни, стержень уклада коренного населения. Средний возраст представителей этих народов и сегодня имеет тенденцию к соращению, смертность превышает рождаемость. Здесь нужны решительные меры.

Окружное законодательство дает коренным народам дополнительные права и гарантии[35]. Устав Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривает создание комплекса финансовых и материальных предпосылок для организации и развития традиционных промыслов. В условиях общего спада производства осуществить эту программу нелегко, но жизненно необходимо.

Для улучшения жизни коренным малочисленным народам Севера ежемесячно выплачиваются социальные пособия из средств окружного бюджета. Но этого мало. Чтобы изменить ситуацию радикальным образом, необходимо реализовать положения Устава ЯНАО, где предусматривается: часть доходов от эксплуатации недр в районе постоянного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренными народами должна выплачиваться им самим.

Самыми актуальными проблемами для коренных народов являются:

- получение реального права на землю;

- организация системы местного этнического самоуправления;

- справедливая компенсация за использование земли и ее ресурсов непосредственно народом через их организации и общины[36].

Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

Проходящие в стране общественные перемены позволили обратить внимание и на нерешавшиеся раньше языковедческие проблемы[37]. Одна из них - это взаимоотношение языков малочисленных народностей с другими языками, в особенности с русским, как языком преимущественного влияния. Ошибается тот, кто думает, что исследования “малых языков” не требует усилий крупных специалистов. Напротив, языки, порой не имеющие письменных традиций, настоятельно требуют от ученых фундаментального комплексного изучения.

Исторические судьбы поставили многие из этих языков на грань исчезновения. Поэтому перед лингвистами встает неотложная задача не только тщательного описания грамматической структуры языков малочисленных народностей, выявлять ее специфические черты, зафиксировать лексику, проанализировать словарный состав, но и всесторонне осмыслить язык как семиологическую систему.

Сегодня сохранность того или иного языка рассматривают по употреблению его народом, этносом на практике: его функционирование в печати, на радио, развитием оригинальной литературы и степенью изученности (наличие академического словаря, грамматики).

Сегодня на национальных языках малочисленных народностей по окружному национальному радиовещанию выходят страницы газет “Северная панорама” и “Наръяна нэрие”.

К сожалению, сфера употребления родного языка ханты уменьшается. По переписи 1989 г., языком владели 62 % современных ханты. Языковая и экономическая политика сошлись клином: “неперспективные” деревни и школы-интернаты; закон о всеобуче и декрет о переводе на оседлый образ жизни... В поселке нового типа сошлись люди, не только говорящие на разных диалектах одного языка, но и различных национальностей; нарушилась единая языковая среда, нашелся новый язык общения - русский язык. И даже семья ханты, хранительница народного духа - заговорила между собой по-русски, так как вновь созданные институты - детские воспитательные учреждения, интернаты не жили духом народа, не хранили его язык.

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен[38]. Более того, сегодня позция федеральных органов такова, что национальные школы - региональные проблемы и решаться они должны на местах. Это с одной стороны , дает свободу “развязывает руки”, но с другой стороны возникает проблема как этой воспользоваться. Ямало - Ненецким окружным комитетом образования проработана концепция национальной школы, но дело в том , что она не вписывается во все те, которые есть в России. У нас ведь национальной школы в традиционном понимании нет. Есть только отдельные ее элементы. То есть, изучают родной язык как предмет и попутно с этим идет изучение каких-то элементов культуры, традиционных промыслов и т.д. По сути, это смешанная школа. И вот найти место такой школе в настоящей системе народного образования округа довольно-таки непросто.

Это, конечно, не значит, что необходимо стремиться к созданию национальной школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен усвоить культуру своего народа, а от нее идти к усвоению общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день мы четко понимаем, что должен представлять собой национально-религиозный компонент в образовании. С одной стороны, выделяется русскоязычная школа, где необходимо ввести изучение географии, экологии, экономики, природных ресурсов края и этносов. С другой стороны, мы должны выделить проблему школьного обучения малочисленных народов, компактно проживающих именно на территории округа. Встает вопрос изучения родного языка. Сегодня нереально говорить, например, о преподавании всех предметов на родном языке, но свой родной язык ученики - дети семей коренной национальности должны обязательно знать. Наверное, еще более важная проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории, традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

И еще одна очень серьезная проблема - существующая система школ- интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для сохранеия этноса. Необходимо кардинально поменять воспитание в школах - интернатах. И, конечно, наиважнейшая проблема неготовность педагогических кадров. Вопрос этот медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом вузе открылся филиал педагогических кадров родного языка, литературы, филологии. Каким путем будет развиваться национальная культура малочисленных народов? Как будет развиваться ? В настоящее время материальная и духовная культура коренного населения находится в своеобразном разобщении. Раньше культура народов Севера развивалась под влиянием религии. И религия была нравственным стержнем общества. С религией были связаны все праздники, обряды, традиции, быт. А потом все религиозные культы разрушили. Новые люди, которые встали у руля власти, в своем большинстве не были готовы этим заняться, настолько они были бездуховными[39].

Л И Т Е Р А Т У Р А

I. ЛИТЕРАТУРА

1. Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху. - Томск, 1982.
2. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - М., 1995.
3. Очерки истории Тюменской области. /Под ред. В.М.Кружинова. - Тюмень, 1994.
4. Прибыльский Ю.А. Советский Север в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.). /Под ред. Р.А.Сибарева. - Томск: Изд-во Томского университета, 1986.
5. Страны и народы: Научно - популярное географическое- этнографическое издание. - Земля и человечество. - Глобальные проблемы. - Москва, 1985.
6. Страны и народы: Научно - популярное географическое- этнографическое издание. - Советский Союз. Общий обзор.- Российская Федерация. - Москва, 1983.
7. Сто народов, сто языков. /Под ред. Л.М.Минца. - М.: Просвещение, 1992.
8. Сусой Е.Н. Из глубины веков. - Тюмень, 1994.
9. Ядне Н.Н. Я родом из тундры. - Тюмень, 1995.
II. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Красный Север. - 1993. - № 11 (март).
2. Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). /№ 78 (дек.).
3. Красный Север. - 1995. - № 15 (апр.).
4. Красный Север. - 1997. - № 28 (апр.).
5. Красный Север. - 1997. - № 38, 39 (июнь).
6. Правда Севера. - 1989. № 114 (сент.).
7. Российская Федерация. - 1996. - № 18 (окт.).
8. Северные Просторы. - 1994. - № 1 (янв.).
9.Тюменская Правда. - 1994. - № 14, 15 (янв.). 10.Ямальский Меридиан. - 1998. - № 1 (янв.).

III. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Программа развития образования города Новый Уренгой: 1996 - 2000 г.г. /Утверждена на собрании депутатов 01.04.1996 г.

[1] Страны и народы. Научно-популярное географическое издание. Советский Союз. Общий обзор. - Российская Федерация. - М., 1983, С. 320.

[2] Красный Север. - 1993. - № 11. - С. 8.

[3] Северные Просторы. - 1994. - № 1. - С. 44-46.

[4] Страны и народы. Научно-популярное географическое издание. Советский Союз. Общий обзор. - Российская Федерация, Москва, 1983. С. 332.

[5] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). М, 1995.-С.45.

[6] Конев А.Ю. Коренные народы Северо- Западной Сибири в административной системе Российской Ииперии (XVIII - нач. XX в.в.). М, 1995.-С.47.

[7] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - М., 1995. - С. 79.