Смекни!
smekni.com

Краснодар 1941-42 (стр. 2 из 3)

Краснодарцы хотели видеть свой город благоустроенным и красивым.

Но в эти планы вмешалась война.

Большевик. 1941. 29 марта.

22 июня. Без объявления войны, нарушив договор о ненападении, фаши­стские войска вторглись на территорию СССР. В Краснодаре в этот же день бюро горкома ВКП(б) рассмотрело сообщение городского военного комиссара о мероприятиях, связанных с мобилизацией по городу. Были приняты меры для обеспечения бесперебойной нормальной работы основных объектов: теле­фона, телеграфа, водопровода, электростанции и других.

ЦДНИКК, ф. 1072, оп. 1, д. 1600, л. 1—2.

С этого времени. «Все для фронта, все для Победы» — эти слова стали не просто лозунгом, именно так строилась деятельность предприятий и уч­реждений, вся жизнь города с июня 1941-го... Война коснулась практически каждой семьи: уже в первый ее период, по ноябрь 1942 г., была проведена мобилизация тринадцати возрастов. Краснодарцы сдавали в фонд обороны свои сбережения и ценности, перечисляли заработки на строительство танковой колонны, отправляли на фронт продовольствие и теплые вещи для бойцов.

Предприятия города работали на оборону. На заводе «Октябрь» был освоен выпуск комплектующих деталей для снарядов знаменитых «катюш», маргариновый завод и Адыгейский консервный комбинат начали изготовлять детали для минометов, лаборатория Краснодарского химико-технологического института приступила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью. Различные артели производили гранаты и мины.

Большинство предприятий одновременно выполняло и обычную производственную программу. Так, завод вмени Седина, продолжая выпускать станки (в первый год войны их было выпущено 136), изготовлял отдельные узлы в, корпуса бронебойных артиллерийских снарядов, минометов, ручных гранат.

Состоявшийся в ноябре 1941 г. пленум горкома ВКП(б) поставил задачу перевода всех предприятий и артелей города на выполнение непосредственных заказов для фронта и серийный выпуск средств вооружения (минометов, мин, снарядов, гранат, клинков и т. д.) при максимальном использовании местного сырья и материалов.

В начале 1942 г., когда потребовалось обеспечить снаряжение 4-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, работники завода «Пожарпром» пред­ложили использовать для изготовления клинков шашек буферные пружины железнодорожных вагонов, а специалисты завода имени Седина подобрали необходимый режим термообработки (в результате изготовленные шашки не уступали дореволюционным); на ножны и эфесы использовался чугун вместо бронзы; поскольку не было возможности отковывать стремена, их делали литыми с соответствующей термической обработкой...

В условиях военного времени изменился репертуар театров. Были созданы специальные бригады для выезда на фронт, в места дислокации воинских частей, на предприятия. Ежемесячно в выходные дни артисты играли бесплатно, передавая заработанные средства в фонд обороны. Свой осенний сезон драматический театр имени М. Горького начал пьесой «Полководец Суворов».

ЦДНИКК, ф. 1774-А, оп. 2, д. 1443, л. 19—25; ф. 1072, оп. 1, д. 1596, л. 1; Большевик. 1941. 5 сект.; Мирошниченко К. (бывший директор завода Октябрь»). Ковали оружие//Советская Кубань. 1985. 18 апр.; Седов Н. Они уходили последними//Советская Ку­бань. 1984. 9 мая и др.

В июле. Горком ВКШ(б) и горисполком приняли постановление «Об укреплении военно-оборонной работы и подготовке населения города к противовоздушной и противохимической обороне», в соответствии с которым были организованы ежедневные занятия по военному делу для всех категорий города.

ЦДНИКК, ф. 1072, оп. 1, д. 1598, л. 95.

В начале августа. Бюро горкома ВКП(б) и горисполком рассмотрели вопрос о состоянии противопожарных мероприятий. Отмечалось, что эта работа осуществляется недопустимо медленно. Руководителям предприятий и организаций были даны конкретные поручения с жесткими сроками. Райисполкомам предлагалось потребовать от частных владельцев обеспечить домовладения в пятидневный срок лестницей, ведром, лопатой и 1 кубометром песка. При каждом домовладении для сбрасывания зажигательных авиабомб рекомендо­валось открытие колодцев — ям глубиной от 1 до 1,5 метра. Было принято также постановление об организации в городе к 10 августа комсомольско-молодежного противопожарного полка численностью 480 человек для оказания практической помощи частям и подразделениям пожарной охраны в ликви­дации возможных пожаров.

ЦЦНИКК, ф. 1072, оп. 1, д. 1598, л. 142—144.

1 сентября. Закончена маскировка железнодорожного моста через реку Кубань в г. Краснодаре. Пролеты моста были окрашены под цвет речной воды, по обеим сторонам его построены доты, усилена охрана.

ЦЦНИКК, ф. 1774-А, оп. 2, д. 263. л. 1—3.

В этот день. В Краснодаре, как и в других городах и рабочих поселках края, решением исполкома крайсовета депутатов трудящихся введены карточки на хлеб, сахар, кондитерские изделия.

ЦЦНИКК, ф. 1774-А, оп. 2, д. 52, л. 10.

29 октября. Начал действовать Краснодарский городской комитет обороны под председательством первого секретаря крайкома ВКП(б) П. И. Селезнева.

ЦЦНИКК, ф. 1774-А, оп. 2, д. 272, л. 1—3.

В октябре. В Краснодарском художественном музее экспонировались кар­тины И. К. Айвазовского из эвакуированных сюда фондов Феодосийской кар­тинной галереи. Кроме того, в музее осенью этого года состоялись две «обо­ронные» (батальные) выставки произведений художников края. Были выстав­лены и картины, созданные в первые месяцы войны.

Интерес к выставкам был огромен,— сообщала газета.

Большевик. 1941. 19 окт.; 1942. 12 февр.

В ноябре. По решению Военного совета Южного фронта вокруг Краснодара начал создаваться оборонительный обвод. Для его строительства сюда была направлена 8-я тыловая армия. Кроме того, десятки тысяч горожан ежедневно привлекались к работам на рубеже обороны. Для обеспечения населения шанцевым инструментом были задействованы многие предприятия города. Заводы имени Калинина и «Октябрь» изготовили 10 тысяч лопат, «Краснолит» и «Пожарпром» — около 300 кирок, завод имени Седина — более тысячи ломов, завод «Компрессор» изготовлял компрессоры с перфокартами.

Однако после успешного контрнаступления Красной Армии под Ростовом-на-Дону в декабре 1941 г. работы по строительству оборонительного обвода были прекращены*.

Мирошниченко К. Ковали оружие//Советская Кубань. 1985. 18 апр

1942 год

В июле. Развитие событий на фронте летом 1942 г. определило участь Краснодара. Планируя летнюю кампанию, германское командование намечало выйти к Волге в районе большой излучины, а также захватить Северный Кавказ и овладеть Закавказьем путем обхода Главного Кавказского хребта с запада и востока и проникновения с севера через перевалы (план «Эдельвейс»). Развивая наступление, 24 июля гитлеровцы заняли Ростов. Создалась прямая угроза прорыва противника на Кавказ.

21 июля 1942 г. крайком ВКП(б) и крайисполком внесли на рассмотрение Комиссии по эвакуации при Государственном Комитете Обороны Союза ССР предложение об эвакуации промышленных предприятий, научных учреждений г. Краснодара. Для осуществления этого требовалось 2205 железнодорожных вагонов.

ЦЦНИКК, ф. 1774-А, оп. 2, д. 399, л. 6—7; Гречко А. А. Битва за Кавказ. М., 1967. С. 47—4».

28июля. В связи с приближением фронта непосредственно к территории Краснодарского края Военный совет Северо-Кавказского фронта принял постановление о подготовке к уничтожению запасов хлеба, горючего, скота и других ценностей в случае невозможности их вывоза.

Началась эвакуация предприятий города и производимой ими продукции. Так, жиромаргариновым комбинатом имени Куйбышева с 28 июля по 8 августа ) отгружено 1120 тонн растительного масла, 77 тонн комбижира, 225 тонн саломаса, 330 тонн мыла и вывезено 38 вагонов различного оборудования. Остаток продукции на 9 августа — 600 тонн растительного масла, 18 тонн маргариновой продукции и др.— был уничтожен. Мясокомбинатом с 1 по 8 августа отгружено 60 вагонов мясопродуктов и выведено в сторону Новороссийска 256 голов крупного рогатого скота и 1000 голов свиней; остаток продукции — до 300 тони колбас, копченостей, солонины, 8 тонн сливочного масла, 3 тонны жиров — уничтожен. На трех краснодарских хлебокомбинатах ликвидировано 8 тонн сухарей и около 4 тонн хлеба; на мельзаводах запасы муки и зерна*...

ЦЦНИКК, ф. 1774-А, оп. 2. д. 397, л. 61; д. 504, л. 37—43.

3 августа. На бюро крайкома ВКП(б) принято решение в срочном порядке (авизовать на предприятиях города производство тетраэдров (бетонных треугольных пирамид), «ежей», колпаков для создания оборонительных систем.

Только на бетонных заводах планировалось изготовить 3 тысячи штук тет­раэдров. В изготовлении оборонной продукции участвовали заводы имени Седина, «Октябрь», «Краснолит».

7 августа на бюро крайкома ВКП(б) был заслушан вопрос «О мерах по укреплению обороны г. Краснодара». С начала августа на строительство Крас­нодарского оборонительного обвода (внутреннего и внешнего) ежедневно при­влекалось до 30 тысяч человек гражданского населения, в том числе из Краснодара — 18 тысяч, из станиц Марьянской и Новотитаровской — по 5 тысяч, из Динской — 2 тысячи человек. Для обороны города планировалось привлечь истребительные батальоны.

Однако стремительное наступление немецко-фашистских войск не позво­лило выполнить намеченные мероприятия.

ЦЦНИКК, ф. 1774-А, оп. 1, д. 2591, л. 12, 14; ф. 1774-А, оп. 2 д. 479. л. 59.

В это время. В канун оккупации Краснодара немецко-фашистскими вой­сками в районах города были созданы партизанские отряды: в Красногвар­дейском — «Красногвардеец» (75 человек; командир В.С. Байдаков, пред­седатель артели «Проводник»; комиссар К.Е. Пособилов, секретарь Красно­гвардейского райкома ВКП(б) города Краснодара); в Кировском — «Кировец» (73 человека; командир отряда А.М. Сиделев, зав. горкомхозом — по 30 декабря 1942 г., затем И. Т. Лебедев, секретарь Горячеключевского райкома ВКП(б); комиссар С.И. Говалло, директор горводопровода — по б октября 1942 г., затем И. Т. Лебедев); в Сталинском— партизанский отряд Сталинского района города Краснодара, впоследствии — имени братьев Игнатовых (73 человека; командир — П.К. Игнатов, консультант комбината Главрас-жирмасло; комиссар — С.А. Беседнов, секретарь Сталинского райкома ВКП(б) города Краснодара); в Кагановичском — «Грозный» (50 человек; командир Н.Я. Баштовой, директор Краснодарского винзавода; комиссар — Г. Ф. Кривошеий, секретарь Кагановичского райкома ВКП(б) г. Краснодара).