Смекни!
smekni.com

Крестьянская война 1919-1921 (стр. 3 из 5)

Опыт борьбы с тамбовским крестьянством был использован и в других районах. Важнейшим элементом пацификации „тамбовского типа" было не уничтожение вооруженных крестьянских отрядов, а ликвидация „мятежного духа" после ликвидации вооруженного сопротивления. Дело это было поручено ЧК, которая сотрудничала теснейшим образом с партийными комитетами. ЦК РКП (б) направил 4 апреля 1921 года письмо губернским комитетам партии с пред­писанием: „Губкомы и губчека должны составлять одно целое в деле своевременного предупреждения и пресечения контрреволюционных выступлений в обслуживаемом районе". Само выражение „обслу­живаемый район" свидетельствовало о том, что ЦК считал „заражен­ные" губернии оккупированной страной, в которой власть осуще­ствляли партия и ЧК. Можно полагать, что письмо ЦК о слиянии в „одно целое" губкомов и губчека было развитием мысли Ленина о том, что „хороший коммунист в то же время есть и хороший чекист".

Причины крестьянской войны объяснялись очень просто: про­искам и белогвардейцев и англо-французского империализма. 8 сентя­бря 1921 года Правда сообщила, что Антонов получал „директивы из-за границы от ЦК партии кадетов". ВЧК докладывала Совнар­кому: „В Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тамбов­ской, Тверской губерниях, как теперь выяснилось, были организо­ваны мятежи по общему плану при содействии англо-французского капитала". Знакомство с программами и лозунгами восставших крестьян позволяет немедленно отбросить мысль о „кадетском" или „англо-французском" заговоре. В мае 1920 года тамбовский губерн­ский съезд трудового крестьянства принял программу восстания: свержение советской власти и уничтожение коммунистической партии; созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования; установление временной власти из представителей партий и союзов, участвовавших в борьбе с большевиками вплоть до созыва Учредительного собрания; пере­дача земли тем, кто на ней работает; допущение русского и ино­странного капитала для восстановления экономической жизни страны. Крестьянские отряды Поволжья выдвигали лозунги замены советской власти Учредительным собранием, свободы выборов для всех, денационализации земли, отмены продразверстки, свободы торговли, отмены колхозов, передачи власти на местах „советам трех" или „советам пяти", избираемым на общих собраниях; при­знавались все партии кроме черносотенцев-монархистов, распуска­лись как „вредные для трудового народа" все учреждения РКП (б). В Западной Сибири крестьяне требовали установления „истинного народовластия" - крестьянской диктатуры, созыва Учредительного собрания, денационализации промышленности, ибо „национализация фабрик и заводов в корне разрушает хозяйственную жизнь страны", уравнительного землепользования. Воззвание Тобольского главного штаба от 6 марта 1921 года гласило: „Коммунисты говорят, что советская власть не может быть без коммунистов. Почему? Разве мы не можем выбрать в Советы беспартийных? Да здравствует народная Советская власть? Долой коммунистов! Да здравствует полная свобода народа!"

Наиболее разработанной и наиболее известной была программа махновского движения. Многие участники „махновщины" и ее вождь написали воспоминания. П. Аршинов написал Историю махновского движения.

Украинское крестьянство, пишет исследователь махновщины, „так рассуждало: „Советская власть та, которая дала крестьянам землю, бросила лозунг „грабь награбленное". Это сделали больше­вики. А та власть, которая проводит продразверстку, не отдает всю помещичью землю крестьянам, а строит совхозы, коммуны, - это власть „коммуны", власть не большевиков, а коммунистов". Это крестьянское настроение выражалось в политической формуле: „Мы за большевиков, но против коммунистов". В июне 1918 года Н. И. Махно долго беседовал с Лениным и пытался объяснить ему отношение украинских крестьян к революции. Крестьянская масса, объяснял Махно, видит в революции „средство избавления себя от гнета помещика и богатея-кулака, но и от слуги этих последних — власти политического и административного чиновника сверху..." Махно пишет в своих воспоминаниях: „Ленин переспрашивал меня три раза и все три раза удивлялся" тому, что лозунг „власть советов на местах" воспринят крестьянами не так, как имел в виду вождь Октября. Крестьяне полагали — власть советов на местах - это «значит, что вся власть и во всем должна отождествляться непосредвенно с сознанием и волей самих трудящихся". Ленин возразил на это: „крестьянство из ваших местностей заражено анархизмом".

Политический ярлык не объяснял главного: крестьянство шло за социалистом-революционером Антоновым, крестьянство шло за „анархистом-коммунистом" Махно, крестьянство шло за бес­партийными вожаками в надежде найти землю и свободу. Крестьян­ство поддержало и большевиков, когда они дали землю и заявили „грабь награбленное". Едва лишь большевики стали властью - крестьяне выступили против них.

Крестьянство приняло революцию, поняв ее по своему, и отказа­лось принять большевистский режим.

Море крестьянских восстаний, заливавшее страну, не казалось Ленину достаточным основанием для изменения политики, для отказа от немедленного строительства коммунизма. Крестьянская война, не угрожавшая городам, складывавшаяся из отдельных очагов, уничтожаемых по одиночке, не представляла серьезной опасности для власти. Как молния, по выражению Ленина, осветил действительность мятеж кронштадтских моряков.


Крестьянская война - Кронштадт

В конце 1920 года недовольство начинают все громче выражать рабочие, положение которых не перестает ухудшаться. Вспыхивают забастовки в Москве и других рабочих центрах, но особый размах принимают они в „колыбели революции", в Петрограде. Поскольку рабочие не могут бастовать в „рабочем государстве", они объявляют­ся не рабочими. Да разве это рабочие бастуют? — заявляет член Петроградского исполкома. - Настоящих рабочих в Петербурге нет: они ушли на фронт, на продовольственную работу и т. д. А это все — сволочь, шкурники, лавочники, затесавшиеся во время войны на фабрики..." И „забастовка" вычеркивается из словаря: „шкурни­ки". работающие на петроградских заводах устраивают „волынки", „бузу".

Декрет от 22 января 1921 года о сокращении хлебного пайка для рабочих на одну треть становится искрой, взрывающей недоволь­ство. Бастующие рабочие разгоняются курсантами, ибо регулярные части перестают быть надежными. Положение в Петрограде в феврале 1921 года удивительно напоминает положение в феврале 1917 года. Забастовки и демонстрации рабочих: бастуют и демонстрируют рабо­чие Трубочного, Патронного, Балтийского, Путиловского и других заводов и фабрик. 24 февраля Петроградский комитет партии со­здает Совет обороны города. В городе объявляется.осадное положе­ние и красноармейцам не выдают сапог, опасаясь, что они присоединятся к демонстрантам. Производятся массовые аресты, одновремен­но рабочим и солдатам раздается дополнительный паек: по банке консервов и фунту хлеба в день.

Волнения в Петрограде перебрасываются в Кронштадт. Наиболь­шую активность проявляют моряки линейных кораблей .Петро­павловск" и „Севастополь", которые вместе с командой линкора „Республика" были главной опорой большевиков в 1917 году. 1 марта на митинге гарнизона и жителей города принимается резо­люция, составленная моряками „Петропавловска". Резолюция требо-зал.1 произвести тайным голосованием перевыборы советов, ибо „настоящие советы не выражают волю рабочих и крестьян", свободы слова и печати ,для рабочих и крестьян, анархистов и левых социали­стических партий", освобождения ,,политических заключенных социалистических партий", пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концлагерях, снятия заградительных отрядов, права крестьян свободно обрабатывать землю и иметь скот. Делегация кронштадтцев, высланная в Петроград, для ознакомления с этой резо­люцией рабочих города, была арестована. Кронштадт ответил на это созданием Временного революционного комитета. Председателем был избран старший писарь Петропавловска Степан Петриченко, членами - моряки, рабочие. 2 марта Ленин и Троцкий подписывают приказ, объявляющий кронштадтское движение мятежом, организо­ванным руками ,,французской контрразведки", „мятежом бывшего генерала Козловского", а резолюцию — „черносотенно-эсеровской". В связи с этим Совет труда и обороны объявил „бывшего генерала Козловского и его сподвижников вне закона, город Петроград и Петроградскую губернию на осадном положении".

А. Н. Козловский, командующий артиллерией Кронштадта, был одним из десятков тысяч военспецов, служивших в Красной армии. Никакого отношения к восстанию в Кронштадте он не имел. Но он был единственным бывшим генералом в крепости, что по­зволяло легко превратить движение в „белогвардейскую авантюру". Семья Козловского, как и семьи всех других кронштадтцев, была арестована.

5 марта наркомвоенмор Троцкий, прибыв в Петроград, приказал мятежникам сдаться: только тот, кто сдался, сможет рассчитывать на милосердие. Советской республики.193 Троцкий, который в 1917 году назвал кронштадтских моряков „красой и гордостью рус­ской революции", приступает к подготовке штурма Кронштадта.

Восстание в Кронштадте, заявляет Ленин на Десятом съезде пар­тии, собравшемся в марте 1921 года, опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые. Опасность эта была связана с непосредственной близостью Кронштадта к Петро­граду, с тем, что восставшие — профессиональные военные, распола­гали значительной военной силой. Опасность, наконец, была связана с тем, что моряки Кронштадта выступали с антибольшевистскими революционными лозунгами: „Вся власть советам, а не партиям", .Долой контрреволюцию слева и справа", „Власть советов освободит трудовое крестьянство от ига коммунистов"— призывы эти отражали настроения не только крестьянства, но и рабочего класса. „Здесь, в Кронштадте, - говорилось в обращении восставших, — заложен первый камень третьей революции... Эта новая революция вско­лыхнет и трудовые массы Востока и Запада, являя пример нового социалистического построения, противопоставленного казенному коммунистическому „творчеству", убеждая воочию зарубежные трудовые массы, что все творившееся у нас до сего времени волею рабочих и крестьян, не было социализмом".