С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир , будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений , так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской землёю - берегами рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю Белозерскою , землёю Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях Днепра и Волги , землёю Полоцкою на Двине , землёю Северскою на Десне и Семи , землёю полян , или Киевскою , землёю Древлянскою и , вероятно , также западною Волынью. Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов реки Оки и её притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно , однако , думать , чтобы это обладание имело характер государственный : оно ограничивалось собиранием дани , где можно было собирать её , и такое собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых у нас варягами и раздал им в управление города , откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.
После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна деревянного с серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога , Даждь-бога (солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами своими , приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). В благодарность богам за победу , одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали : «Бросим жребий на мальчиков и девиц ; на кого падет того и зарежем богам». В это время жил в Киеве один варяг ; двор его стоял там , где теперь церковь св. Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот пришёл из Греции , держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : «На твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб мы принесли его им в жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог же один , которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и землю , звёзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти боги что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими ; не дам сына своего бесам». Посланные пересказали слова варяга гражданам ; тогда народ , взяв оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома. Варяг стоял на сенях с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно принести его в жертву богам». Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то пусть пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В народе раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами ; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.
Руководимый язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно , за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и богатств , народным героем , победившим иноземное влияние , - это ли не обстановка , в которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю страстям ? К двум своим жёнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет красавицу вдову Ярополка. От этих жён у него вскоре родится по сыну : от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата - Святополк , уже в самом рождении которого лежит как бы печать его будущих злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой жёнами. Огромные гаремы появляются в местах его княжеских резиденций : по 200-300 женщин живет у него в теремах в Белгороде , Вышгороде и Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья с дружиной. Широко льётся вино и громко славят князя густеры ...
Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно , один за другим следуют его победоносные походы.
Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично христианам выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и сестру нашу получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь единоверник ; если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя сестры». Владимир отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я готов креститься , потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится ваша вера и богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она села на корабль , простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда царевна Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью , говоря : «Если б эта вера была не хороша , то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось множество людей : все вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по грудь , малолетние у берега , возрастные же дальше , и держали на руках младенцев , а священники читали молитвы.
Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.
Сохраняя племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со всем народом - и с старыми и малыми ;он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей.
Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям , подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого Василия на холме , где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и церковь Богородицы , так называемую Десятинную , названную так оттого , что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперед от того состояния , в каком находились их родители ; эти люди стали не только основателями христианского общества на Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности , борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека : он вполне понял самый верный путь к прочному водворению начал новой жизни , которые хотел привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря на встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения . собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери , отпуская детей в школы , плакали о них как о мёртвых.
Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только в проповеди и богослужении , но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия : в Киеве стал жить русский митрополит , поставляемый Константинопольским патриархом ; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри ; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла всё духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность. Как ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на познавших её людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен русским , и «книжное учение» было поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так , как это делалось в греческой церкви , на основании особого сборника законов Номоканона , получившего на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правела Апостольские и Вселенских соборов , также гражданские законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли , на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему , руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие юридические отношения к земледельцам , какие были приняты в Греции.