В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам , патриарх Фотий писал : «Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.
Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью : «Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны , христианство на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их себе , объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи.
Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать брату : «Владимир идёт на тебя , пристроивайся к битве». Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк , к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала : «Не хочу разуть сына рабы» , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришёл Владимир на Полоцк , убил Рогволода , двоих сыновей его , и женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами : «Возьми мою сторону ; если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил». Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из города на битву , говоря : «Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему». Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод. Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его.
В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль (на реке Сане) , Червен за Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины реки Сана , то есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это время усваивающих название русских. С этого западного рубежа он идет на рубеж восточный и снова подчиняет Киеву вятичей. В 982 году приходится ему снова идти на вятичей и окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет на ятвягов за Неманом и подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход - на радимичей на реке Соже и их окончательное подчинение Руси. В 985 году - поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету Добрыни , решает не делать здесь завоеваний , а лишь заключить прочный мир.
В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий , корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им : «Если не сдадитесь , то три года простою здесь», но они его не послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас - пустил стрелу в стан русский , а на стреле было написано : « На Восток от тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми воду». Владимир в тот час велел копать , и точно , воду переняли у граждан ; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину : « Вот я взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что Корсуню».
В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с Хорватской войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы ; Владимир пошел против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на этой стороне , а печенеги на той , и не смели ни наши перейти на печенежскую сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский к реке , позвал Владимира и сказал ему : «Выпусти ты своего воина , и я своего - пусть борются , и если твой осилит моего , то не будем воевать три года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю целые три года». После этого разговора князья разошлись розно ; Владимир , пришедши к себе в стан , послал кликать по шатрам : «Нет ли такого , кто бы взялся биться с печенегом? » - и не сыскался никто. На другое утро приехали печенеги и привели своего бойца , а у наших никого не было. Стал тужить князь Владимир и опять кликать по всему войску ; тогда пришел к князю старик и сказал ему : « Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями , а пятый , меньшой , остался дома ; с самого детства не было человека , кто бы одолел его : однажды он мял воловью кожу , а я стал его за что-то бранить , так он , на меня рассердясь , прорвал кожу руками». Князь , слыша это , обрадовался и послал за силачом ; когда он пришел , то князь рассказал ему в чем дело ; то отвечал : «Не знаю , князь , могу ли биться с печенегом ; но пусть испытают меня : нет ли здесь большого и сильного быка? Нашли быка , большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и пустили на волю : когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему : «Можешь биться с печенегом». На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать : «Что же? Нашелся ли боец? А наш уже готов!» Владимир еще за ночь велел своему бойцу вооружиться , и вот оба показались. С печенежской стороны вышел великан , страшный видом ; выступил и Владимиров богатырь: он был среднего роста, и потому печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между обоими полками , пустили борцов : те схватились и начали крепко щемить друг друга ; наш стиснул печенега руками и ударил его о землю ; тогда с обеих сторон раздался крик ; печенеги побежали ; русские ударили вслед за ними и погнали их. Владимир был очень рад , сделал богатыря знатным человеком , и отца его тоже ; потом возвратился в Киев с победою и славою великою.
В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться , побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь св. Преображения в Василеве , потому что в тот день было Преображение. Избавившись от беды , Владимир точно поставил церковь и сделал большой праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников , и старшин изо всех городов , и всяких людей много , а нищим роздал триста гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное множество народа. Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на княжий двор и брать все что надобно : питье , кушанье и деньги из казны. Князь говорил также : «Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора» - и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу , овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая : «Где больные и нищие , кто ходить не может?» - тем раздавали все это. Каждое воскресенье завел он на дворе своем пиры , куда приходили бояре , дворяне , соцкие , десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах бывало множество мяса : говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : «Что это наше здесь за житье горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!» Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : «С серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и золото , как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких делах : об устройстве земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно , и с польским князем , и с венгерским, и с богемским : были между нимии мир и любовь.