Святой Владимир.
Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек : Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри , Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких установлений , связующих между собой племена и признаки государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя , а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям , птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете их».Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было исключением.
Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности , рождая культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое законченное воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого пантеона дохристианской Руси.
Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.
Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления о существовании человека после смерти : загробный мир представлялся их воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с умершим воином на погребальном костре сжигались и его жены (одна или несколько - славяне признавали множество).Они чествовали умерших прародителей , считали их покровителями и приносили им жертвы. Закон позволял умертвить новорожденную дочь , если её рождение казалось излишним. В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или болезнью. Междородовые распри передавались из поколения в поколение , подогреваемые обычаем кровной мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его потомков.
Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными , оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по выбору , либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных правах , как вольный человек.
Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать , шить приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу , ковать металлы , обжигать глину на домашнюю посуду ; знали употребление веса, меры , монеты ; имели свои музыкальные инструменты ; на войну выходили с метательными копьями , стрелами и отчасти мечами. Все познания их переходили от поколения к поколению очень медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к ним христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и Дир , собрав дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое , «Аскольдово» крещение Руси.
Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у которых нашёл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на её судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую тьму.
Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те времена державы , перешли к нам как понятия юридические и государственные , так и начало умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.
Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава , киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.
Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство своё на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу - Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя было у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось междоусобие.
Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес на охоту ; увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто это такой?» Ему ответили : «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил Свенельдича за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда пошла ненависть между Ярополком и Олегом ; Свенельд , желая отомстить за сына , всё подговаривал Ярополка : «Пойди на брата и отними у него владения». На третий год Ярополк пошёл на Олега , в древлянскую землю. Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в город Овручь , то на мосту , перекинутом через ров к городским воротам , столпилось множество беглецов , и они столкнули нечаянно своего князя в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега раздавили насмерть. Между тем Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю власть и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы изо рва : наконец нашли Олега на самом дне , внесли во дворец и положили на ковёр. Ярополк , который хотя был легковерен , но совсем не имел злого сердца. Когда пришёл , долго плакал над Олегом , забыв , что он победитель. Олега погребли у города Овруча. Владимир узнав , что Ярополк захватил Древлянскую землю и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников.
После этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли , и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека». Владимир отвечал им : «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц». Варяги ждали , ждали - и ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру : «Обманул ты нас ; позволь нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир отвечал : «Ступайте». Потом выбрал из них мужей добрых , смышлёных и храбрых и роздал им города ; другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещё прежде них послал сказать императору : «Идут к тебе варяги : не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь ; лучше разошли их по разным местам , а сюда к нам не пускай ни одного».