Нынчемы отмечаемкруглую дату– 2000-летие Христианства.Уже было написаномножество работпо этой теме,сколько былотелепередач…И это за 9 с небольшимлет нашей российской«демократии».Христианствоопять вошлов моду. Теперьдаже в СоветеФедерациизаседаютпредставителикрупных религиозныхконфессий.Правда главенствоотдаетсяхристианству.Но почемухристианству? Может потому,что оно явилосьизначальнозолотой серединоймежду замкнутостьюиудаизма какконфессии, инетерпимостьюк инакомыслиюи «неверным»у ислама.
Несмотряна 20-летие воинствующегоатеизма, христианствовсе же осталосьв русских. (20-летиевоинствующегоатеизма – этомое личноемнение: я считаю,что когда Сталинпригласил ксебе попов иразрешил имоткрыть семинарииво время войнывоинствующийатеизм кончился.Именно ленинскаяполитика былаполитикойатеизма. Сталинпогубил «великоедело» тов. Ленина.)
Но вчем были правыволхвы Киеваи Новгорода,и позже – коммунисты,- так это в том,что христианствогубит человеческое(творческое)начало. Оно –изначальночуждая религия.Христианствобыло чуждосвободолюбивымславянам. Ното, что христианство– исконно русскаярелигия – чистаяправда. Христианствоне смогло быутвердиться,если бы оно неимело военнойподдержки.Взгляд со стороны:«…православие(христианство)утвердилосьна Руси благодарятому, что Владимириз-за своейалчности ижажды властипродался Византии,которая помоглаему с администрированиеми финансами…»Начать порабощатьсобственныйнарод, роднуюкровь мог толькоочень жестокийи беспринципныйчеловек. А можетон вовсе и неславянин попроисхождению?В этом свететеория норманистоввыглядит оченьубедительно.Но, теории -теориями, а поисторическимисточникамвсе выглядитсовершенноиначе.
Религиознаяполитика князяВладимира в980-е годы отличалась,как кажется,известнымналетом авантюризма,что, собственно,и неудивительно:князь былчистокровнымскандинавом,хотя и рожденнымна Руси, и ктрадиционнойславянскойвере относился,видимо, вполнескептически(как, возможно,и ко всем остальным).Да и труднопредположить,что у вечныхстранников-варягов,даже благороднойкрови, потомкомкоторых он был,оставалосьпосле вековжизни на чужойземле за душойчто-то особенносвятое. Княжескаяавантюра нашласвое отражениев летописномрассказе об«испытаниивер», уже изложенномвыше. Итак, в986г. к князю якобызачастилимиссионерыиз разных стран.Владимир выслушалвсех, затемосуществил«разведку»и после советаи зрелого размышленияостановилсяна восточном(византийском)христианстверади красотыбогослужения.Нужно думать,что бродячийфольклорныйсюжет «испытаниявер» был призван«облагородить»летописнуюисторию, подменивсведения окняжескихпоисках новойполитическойориентации,а соответственно—и веры, посколькув средние века(а кое-где и сегодня)эти вещи неразделяли:единоверецбыл союзником.
Князь,видимо, поочереднодавал понятьмусульманам(Волжской Болгарии),иудеям, западными восточнымхристианам,что не прочьпринять их веруи закон, и, очевидно,следил за реакцией,взвешивая плюсыи минусы, «за»и «против».Заметим, чтоВладимиру непришло в головусменить славянскоеязычество наблизкое балтийскоеили чуждое, носходное в основныхпринципахугро-финское:их носители(голядь, чудь,весь, меря ипр.) сами зависелиот Руси.
Князьвыбирал междуразличнымивариантамиединобожия(монотеизма),поскольку всопредельныхи доступныхего влияниюземлях простоне было мощныхгосударств,потенциальныхсоюзников,исповедовавшихиные религии(не брать же врасчет далекуюИндию или ивовсе запредельныйКитай, кудадобиралисьразве что купцыпо Великомушелковомупути). А европейскиеязыческиенароды саминаперебойкрестились.Конечно, окончательныйвыбор был продиктованпрежде всегоэкономическимисоображениями:именно в Константинополеиспокон вековсходилисьторговые связивосточныхславян со всемсредиземноморскиммиром, что порождалотесные отношенияпопеременногосотрудничества-соперничествас империей. Ноне следуетзабывать иединственногов своем родеи тогдашнеммире византийскоговеликолепия,пленявшегоне одно поколениеславянскихи варяжскихкупцов и воинов.Отказавшисьот ориентациина разгромленнуюХазарию, Русь,вполне естественно,обратиласьв сторону Византии.Но если «хазарский»период не привелк принятиюиудаизма, период«византийский»мог открытьсятолько официальнымкрещением (т.е.утверждениемгосударственногостатуса христианства)— иначе«разговор»,диалог простооказался быневозможен.Русь как бывзялась изучить«язык» интересногои нужного ейсобеседника,но с первогоже момента,видимо, решила«выторговать»за этот шаг какможно больше:династическийбрак князя свизантийскойпринцессойи соответственнополноправныйстатус в европейскойполитике. Добитьсяэтого, особеннопринцессы,было нелегко—нужно знатьунаследованноеиз античныхвремен высокомерноеотношениеромеев кварварам-язычникам,даже желающимкреститься.
Примерныйход событий,связанных скрещением князяВладимира иего браком,восстановленпольским историкомАнджеем Поппэ.Согласноего версии,Владимир крестился6 января988г. в Киеве, а нев Корсуни-Херсоне(близ нынешнегоСевастополя),как говоритлетописец.Впрочем, средиисториковпреобладаютсторонникихерсо-несскогокрещения. Вкачестве датыкрещения называюттакже1марта 987г., есть сведения,что не от греческих,а от болгарских(славянских)священников.Согласно летописнойверсии, Владимирвзял Корсунь,чтобы вынудитьВизантию отдатьза него Анну.По более убедительнойреконструкцииА. Поппэ, произошлоэто из-за отпадениясвоевольногогорода от империи— князьвыполнял здесьсвои союзническиеобязательства,а город вернулимператорув качествесвоеобразноговыкупа за невесту.Летописнаяистория крещениякнязя в Корсунималовероятнаеще по однойпричине: корсунскоесвященствов вероисповедномплане отличалосьот константинопольского,и отношениямежду ними быливесьма напряженными.Странно былобы, ориентируясьна Византию,приниматькрещение внепокорномгороде, исповедующемк тому же инойвариант вероучения.
Вскорепосле крещениякнязя былиокрещены икиевляне-язычники.Принятие таинствабыло, как сказалибы сегодня,добровольно-принудительным.Предварительнопо велениюкнязя низвергли идолы егособственногопантеона: одниизрубили, другиесожгли, а Перунапривязали кконскому хвостуи волочили егос горы к ручью,причем двенадцатьмужей избивалиидол палками.«Делалось это,— говоритлетописец, —не потому, чтодерево что-нибудьчувствует, нодля поруганиябеса, которыйобманывал людейв этом образе».Перуна кинулив Днепр, и специальноприставленныелюди отпихивалиего от берегадо самых днепровскихпорогов, которые,видимо, воспринималиськак граница«своего» мира(такая границаможет не совпадатьс политической).Власть князя,как видно, былавесьма сильна:он решительнорасправилсяс идолами, непобоявшисьнародноговозмущения.Более того,если веритьлетописи, никакихволнений вКиеве и непоследовало.А князь, не даваяязычникамопомниться,послал по всемугороду глашатаевсо словами:«Если не придеткто завтра нареку— будьто богатый, илибедный, илинищий, или раб,— дабудет мне враг».Угроза достаточносерьезная.
Обратимвнимание наместа постройкицерквей: онифактическизаместилиязыческиесвятилища, какбы унаследовавсакральность(священность)их мест. Тот жемеханизм замещениябудет в полнуюсилу действоватьи в народныхпредставлениях,приведя в итогек возникновениюновой картинымира на основаниисинтеза языческойи христианскоймоделей. Противоречиемежду верамис веками сгладилось,сошло на нет.Христианство,еще на византийскойпочве включившеев себя многиеэлементы языческойнародной магии,слилось в сознаниимасс народасо славянскимиверованиямии обрядами. Уразвитоймонотеистическойрелигии (иудаизм,христианство,ислам) и магическогоязычества естьнечто общее,а именно — признаниесуществования«мира иного»и его влиянияна мир здешнийи живущих в немлюдей. Но этовлияние ивзаимодействиемиров трактуетсяпо-разному.Религия — этодиалог с высшимсуществом, гдечеловек, признаваясвою подчиненностьбожественнойволе и надеясьполучить посмертноеспасение врезультатемилости Бога,обращаетсяк Нему с хвалойили просьбой.Других причиндля молитвы,по сути, несуществует.Божество длярелигиозногосознания —высшая личность,индивидуальность,совершенносвободная иподчиняющаясятолько Своейволе. Для магиииной мир населенмножествомсуществ, которыетем не менееявляются мнимыми(как и христианскиебесы), посколькунесвободны.Эти ложныеиндивиды впринципе неотличаютсяот безличныхслепых сил, скоторыми работаетнаука (имеющаянекоторые общиеоснования смагией, в частностипредпосылкусуществованиявечных неизменныхзаконов, знаниекоторых позволяетосуществлятьцеленаправленнуюпредсказуемуюдеятельностьпо изменениюмира). Объектымагии вполнеподдаютсяуправлениюи использованию,для чего следуетовладеть магическойтехникой(заклинаниями,тайными именамии т.п.). Тогдарезультатгарантирован.
Традиционнаявера и не собираласьумирать наРуси. Как писалиеромонах Иоанн(Кологривов),русский католик,член орденаиезуитов,читавший всередине XX в.лекции в ПапскомВосточноминституте вРиме, «именаязыческих богови самая памятьо них были вырваныиз русскойдуши, но христианствутем не менеенс всегда удавалосьукоренить вней свои догматыи верования.Евангельскоеучение и древниеязыческиепредставлениярасположилисьодно над другими,и это положениене исчезло донаших дней. Нетолько языческиеобряды народкое-где сохранил,но и самый духмногобожияпод христианскоювнешностью;или, говоря ещеяснее, русскоенародноехристианствопредставляетсобою некоеязыческоехристианство,где многобожиепредставленоверованиями,а христианство—культом».Язычестводолгое времяоткрыто сопротивлялосьхристианизации(полностью Русьбыла окрещенав XII в.), а будучинаконец побежденои уступив важнейшиепозиции, по-прежнемунаполняло«низкие», бытовыеуровни народнойжизни, благополучнососуществуяс христианством,деля с ним сферывлияния и постепенносливаясь вединое мировоззрение,называемоев науке вследза средневековымицерковнымиавторами«двоеверием».
Ещев Риме пламенномураннему христианству,религии откровенияи жертвенногоискупления,религии последнихвремен,когда конецпривычно устойчивогомира кажетсясовсем близким,почти ощутимым,пришлосьприспосабливатьсяк условиямдлительногобытования,да еще и в статусегосударственнойрелигии огромнойпышной многонациональнойимперии. Такбыло в Византии:культ Диониса,например, оказалсязаменен культомсв. Георгия,храмы в чьючесть строилисьна местах былыхДионисовыхсвятилищ, апраздникисовпадали сднями дионисий,— отождествлениепространственноеи временноеприводило котождествлениюсамой христианскойфигуры с языческой.Так было наЗападе. Такбыло и на Руси.Известно, например,что в Новгородецерковь св.Власия стоялана Волосовойулице, а святойв ней был изображенна иконе в окружениискота (ср. «скотьябога» Волоса).Таких примеровможно было быпривести немало.
Принесенное«из-за моря»и навязываемоекняжескойвластью христианствобыло для русскогосмерда илипростого горожанинасвоего рода«речью на непонятномязыке». Идеиожидания Мессии(Спасителя) иего вторичногоприхода, самопожертвованияво искуплениечеловеческихгрехов, линейноговремени и всеобщеговоскресениямертвых «воплоти» в концевремен не имелипрямых соответствийв языческихпредставленияхо мире. Понятнымв новой веребыло толькото, что имелотрадиционныесоответствия.Например,эсхатологическиеожидания, связанныес представлениямио грядущемконце света,времен и Страшномсуде как прологе«будущеговека», ЦарстваБожия, могликак-то соотноситьсяс традиционнымпредставлениемо гибели мираи его возрождениив новом качестве.Известен были мотив смертии воскресениясына бога. Вобщем же, чтобысделать языкновой верыпонятным, необходимобыло установитьсоответствиястарых и новыхперсонажей,т.е. осуществитьперевод.Такому«переводу»и был подвергнутязыческийпантеон. Фигурыверхних уровнейиерархии совпалив новой моделис христианской«верхушкой»:божественнымсемейством,ангелами, святыми,мифологическиефункции получили сам Христос.Произошло этофактическивопреки официальномуобъявлениюпрежних боговдемонами. Простоиначе объяснитьмассам новоеучение едвали было возможно.В качествебесов переосмыслилисьпреимущественнонизшие существаязыческойиерархии, амногие из нихи вовсе сохранилисьв народныхпредставленияхбез особыхизменений.
Богородицаи особенноПараскева-Пятницаи Анастасияприняли, вероятно,функции Мокоши(насколько ониподдаютсяреконструкции);парные святыеестественнозаместилимифическихблизнецов(близнечныемифы широкораспространеныу многих народов;у индоевропейцевблизнецы регулярносвязаны с конями.Георгий-победоносеци пророк Илияслились воедино с образомПеруна. Христосстал пониматьсякак существовоплотившеесуть три ипостасиединого: Род,Сварог, Даждьбог.
Итаких примеровможно привестимножество.
«РЕШЕНИЕПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИВ РУСЛЕ ОСНОВНОГОВОПРОСА ФИЛОСОФИИ»
НАУКАСТРАСТИ НЕЖНОЙ,ИЛИ АВРАЛ НА ФАБРИКЕ АМФЕТИМИНОВ
ЛюдмилаЩекотова
[3/1996«ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ»стр. 38-40]
«Страшитьсялюбви – всеравно, что испытыватьстрах переджизнью, а ктобоится жить– уже на тричетверти покойник»(Бертран Рассел,английскийфилософ, логик,математик иобщественныйдеятель)
…Существуетли всеобъемлющаяформула любви?
«Ах, этоблаженствои муки, пьянящаясвобода и тяжкоерабство!» - пылковоскликнетпоэт. «Это генетика,физиология, психология,биохимия… Вобщем, плодэволюционногодрева гоминидов»,- пожмет плечамиученый. А междутем, еще двадцатьлет назад чувстволюбви даже нерассматривалосьнаукой в качестведостойногообъекта исследований!Психологискрупулезноизучали простыеэмоции типагнева или страха,физиологическиесимптомы которых– изменениеритма пульсаи дыхания, сокращениямышц и другиеврожденныереакции – давноизвестны ипрекрасноподдаютсяколичественнымизменениямв лабораторныхусловиях. Нокак зарегистрироватьи обсчитатьманифестациюлюбви? Еслисудить лишьпо симптомам,переменчивыми многообразным,самая могущественнаяэмоция человекаможет предстатьв любом обличье– от несваренияжелудка, доманиакально-депрессивногопсихоза. Рольгнева и страхав выживаниивида вполнепонятна: первыйбросает в битвуза собственноесуществование,второй – вынуждаетспасатьсябегством… Ачто любовь?Чтобы зачатьребенка, нежноечувство вовсене обязательно(так оно обыкновеннои бывает! –ухмыляютсяциники), а посему– по мнениюпрагматиковот науки – даннаяэмоция с эволюционнойточки зрениясовершеннобесполезна.
«Никтои ничто не убедитменя, что любовьпредставляетсобой не феноменсоциальногоустройства,а природноесвойство человеческойнатуры» (ЛоренсКэслер, психолог,автор книги«А нужен либрак ?»).
Талантливыеисследователи,доктора наукв большинствевсерьез считалилюбовь аксиомой,что любовь - вособенностиромантическая– есть продуктисключительночеловеческогомозга и чтозародиласьона всего 5 или6 столетий назад,когда в цивилизованныхсообществахЕвропы возниклик тому определенныепредпосылки,а именно: наличиесвободноговремени идостаточногобытового комфортаплюс довольновысокий уровеньразвития изящныхискусств исветской литературы.(* - ошибка: а какже обществабез развитогоискусства?)
Ну а главныевиновники,конечно, трубадуры!Это они, придумалина наши головыИскусствоКуртуазнойЛюбви в видеизящно-замысловатыхритуалов общениябравых рыцарейсо скучающимиблагороднымидамами (заметим,однако, что сейрод романтическихчувств исключалсаму мысль овозможностисексуальногоконтакта). Такили иначе, нодело было сделано:Любовь с большойбуквы прочноукорениласьв фундаментеевропейскойцивилизации,а плоды сегодобровольногозаблуждениямы теперь пожинаемв виде бесконечныхслезливыхтелесериалови душещипательныхсентиментальныхроманов…
Правда,с позиций психологиив данной точкезрения просматриваетсянеувязочка.Дело в том, чтовсе известныеэпидемии такназываемыхмассовыхпомешательств(типичным примеромможет служитьтюльпаномания,охватившаяГолландию вXVII в.) изживалисебя, в общем,довольно быстро,причем очухавшиесябольные полностьюобретали здравыйсмысл, а заоднои стойкий иммунитет,искренне недоумевая,чего ради онисовершил явныеглупости – еслине сказатьбезумства. Слюбовью всене так: малотого, что онаупорно не желаетсебя изживать,ни один переболевший– пусть он дажепрошел сквозьмуки мученическиене получаетникакой гарантии,что сие неповторится!Ну хорошо, еслидля выполнениярепродуктивнойфункции вполнедостаточнотого, что мыназываем сексом,то тогда, а главное,почему и зачемк нему присоединиласьлюбовь? И представьте,недавно ученыенашли-такиответ на этотнепростойвопрос… А смертвой точкидело сдвинулосьв 1980-х, когда напервый взгляд,совершеннонеожиданнопроблемой любвизаинтересовалисьряд не маловысококлассныхспециалистов;по мнению социологов,это случилосьне в последнююочередь потому,что к тому временив науку ужепришла массаженщин, а онивсегда относилиськ любви намногосерьезнеемужчин.
«Едва яприступилак работе вСтанфордскомуниверситете,мне тут же далипонять, чтоначинать научнуюкарьеру с изучениялюбви и человеческихотношенийозначает навсегдазагубить собственноебудущее. И нелучше ли выбратьболее солиднуютему, скажем,определениемаксимальнойскорости передвижениякрыс?» (ИлейнХэтфильд, психолог,автор книги«Любовь, секс,интимные отношения:психология,биология, история»).
Новейшиеисследованияантропологовпробили изряднуюбрешь в твердокаменномубеждении, чтолюбовь скореепорождениезападной цивилизации,чем природныйбиологическийфакт.
В 1992 г. ВильямЯнковяк изUniversity ofNevada и ЭдвардФишер из TulaneUniversity объявили,что нашлиубедительныесвидетельствасуществованияромантическойлюбви по крайнеймере в 147 из 166обследованныхими культур.«Это универсальныйфеномен, еслихотите, пангуманоиднаяхарактеристика,объединяющаясамые различныекультуры, -комментируетЯнковяк. – Иесли в цивилизованныхобществах сдостаточнымиресурсамииндивид выражаетсвои чувстватакими подарками,как букет цветовили коробкадорогих конфет,а в «примитивных»обществахничего подобногоне наблюдается,сие отнюдь неозначает, чтоэти обществане ведают чувствалюбви». С нимполностьюсолидарна ХеленФишер – сотрудникАмериканскогомузея естественнойистории в Нью-Йоркеи автор нашумевшейкниги «Анатомиялюбви: естественнаяистория моногамии,адюльтера иразвода». «Явсегда считалалюбовь стольже первобытной,базисной человеческойэмоцией, какстрах, гнев илирадость… Этоже совершенноочевидно! –говорит она.– Полагаю, чтоантропологине заметилиэтого раньшелишь потому,что интересовалисьсовершенноиными проблемами».
В самомделе, полевыеисследователипрошлого внепременномпорядке выясниливопросы отрадиционныхпроцедурахухаживанияи брачных ритуалахтой или инойкультуры; однаково многих изних супружествоникоим образомне соотноситсяс любовью – исвадебныеторжестваокутаны романтикойне более чемзаключениефинансовогодоговора междукрупнымикорпорациями.«Но любовьсуществуети там, тольков скрытом виде,требующемспециальногоисследования»,- замечает Янковяк.
Весьмалюбопытныданные ХеленФишер. В своей«Анатомиилюбви…» онадоказывает,что с самыхранних временсуществованиячеловечестванаиболеераспространеннойформой брачныхуз являласьмоногамия,дополненнаятайными изменами(сегодня лишьоколо 5% супружескихпар сохраняетверность другдругу); причем– вопрекираспространенномумнению – женщиныв этом отношенииничуть не уступалимужчинам.«Доисторическаяледи, успешноскрывающаяот своего супругавнебрачныепохождения,дарила своимбиологическимпотомкам большеегенетическоеразнообразиеи повышеннуюжизнестойкость,- пишет ХеленФишер. – И тойстороной женскойнатуры, чтоисподвольсоблазняетсовременныхдам пуститьсяво все тяжкие,мы обязаныпервобытнымпрабабкам,шмыгавшим парумиллионов летназад в кустысо своими тайнымилюбовниками».
Хотя вразвитыхцивилизованныхстранах критическимпериодом супружествасправедливосчитается7-летний рубеж,у 62 «примитивных»культур, изученныхФишер, пик разводовприходитсяпреимущественнона четвертыйгод брака. Наэтом рубежепары, имеющиеодного ребенка,обычно распадаются,бывшие супругинаходят новыхпартнеров –и начинают всес начала. Есличерез 3 годапосле первенцапоявляетсявторой ребенок– их союз, скореевсего продлитьсяеще 4 года. Итак,четыре и семь?Запомним этицифры.
«Любовь– это голоспредков, шепчущийв нашем мозгу»(Майкл Миллс,профессорпсихологиииз LoylaMarymount University).
Так гдеи когда родиласьлюбовь? Всеначалось вафриканскойсаванне примерно4 млн. лет назад,когда обитавшиетам древнейшиепредставителирода человеческогоHomo, разогнувнаконец спинуи твердо вставна ноги вдругувидели другдруга во всейкрасе и индивидуальности– от цвета глаздо формы и размеровполовых органов…(* - ошибка: ещене решен окончательновопрос о месте,откуда былорасселениечеловека повсему миру; иописано в вольнойманере о том,о чем следовалобы говоритьвсерьез: - какэто началось!)
И судя повсему, именнотогда человеческиймозг выбросилв кровь первыекаскады биологическиактивных веществ,вызвавших упервобытныхмужчин и женщинте физиологическиереакции, которыемы нынче соотносимс любовью: учащенноедыхание, головокружениеил слабостьв коленях, сладкаядрожь или мурашкипо всему телу…и так далее итому подобное!
Прямохождениепородило новыйспособ заниматьсясексом – лицомк лицу, отделившийгоминидов отпрочих млекопитающих,вследствиечего внешностьи личное обаяниепартнера становятсявесомыми компонентамиуравнениялюбви. Все этичувства, которымимы смело можемназвать романтическими,возможно, и неимели бы особогозначения, когдабы не послужиливеликой целиэволюции –успешномупродолжениюрода.
Новорожденныйчеловеческийдетеныш, какизвестно мали слаб, безматеринскойзаботы не имеетровно никакихшансов на выживание,и если судитьпо меркам природы,требуетсяпросто огромноевремя, чтобыон приобрелизвестнуюсамостоятельность(кстати, этоименно 4 года!).А теперь рассудим– долго ли проживетмать-одиночка,добывающаяпропитаниена кишащихопасными животнымиравнинах Африки?Ответ, думается,вполне понятен…
«Еслиженщина однойрукой прижимаетк себе 9-и килограммовогоребенка, а другой– связку съедобныхтрав и корешков,с эволюционнойточки зренияей совершеннонеобходимоиметь такогосексуальногопартнера, которыйбудет и защищатьее, и их общеедитя», - замечаетХелен Фишер.А что можетудерживатьмужчину рядомс женщиной,если данноеположение вещейгарантируетему избытокхлопот и неприятностей?Ответ, думается,вполне понятен:только любовь!(* - ошибка:непоследовательность,и возвращениек началу рассуждений:«…только любовь!»А что такоелюбовь? По еелинии это получаетсядоступностьсекса в любоевремя?!)
«Влюбленныйлюбит своегопартнера зате же чувства,которые самже к нему испытывает»(Марк Гоулстон,психиатр изUniversity ofCalifornia).
Павшиежертвой любвичасто утверждают,что чувствуютсебя так, словноих подхватили несет могучийпоток… Новейшиеоткрытия подтвердилиобоснованностьсей поэтическойметафоры: улыбка,взгляд, знакомыйзапах духов,прикосновениеруки любимогосущества провоцируютв человеческоморганизмеподлинноенаводнениехимическихвеществ. Зародившисьв мозгу, онистремительнораспространяютсяпо нервам икровеноснымсосудам, вызываястоль знакомыесимптомы, какгустой румянец,потные ладонии учащенноедыхание. Выговорите, любовьподозрительносмахивает настресс? Что ж,ничего удивительного– ведь их химическиепути совершенноидентичны.Влюбившисьчеловек впадаетв эйфорию, чтотоже не удивительно,ибо его мозгначинает вырабатыватьсильнодействующиевещества, химическиявляющиесяближайшимиродственникамиамфетаминов;в том числедопамин, норепинефини в особенностифенилэтиламин(РЕА).
«Любовноечувство –естественныйнаркотик, подаренныйнам природой– утверждаетЭнтони Уэлш,автор книги«Наука любвии ее воздействиена разум и тело».– Именно РЕАследует винитьза глупую улыбку,которую мывдруг посылаемсовершеннонезнакомомучеловеку: стоитлишь отметитьв нем нечтопривлекательное– и на фабрикеРЕА раздаетсяавральныйгудок!»
Однакоопьянениефенилэтиламином,увы, не вечно:человеческийорганизм постепеннок нему привыкает(как впрочем,как впрочеми ко всем амфетаминам),так что длядостижениянужного эффектатребуется всебольшая и большаядоза, а производительностьхимическойфабрики мозгаотнюдь небезгранична.Примерно через3 года приходитчас, когда порогчувствительностик наркотикупереваливаетза ее возможности– и тут наступаетотрезвление…
Жуй шоколад,не жуй, толкумало: в нем, конечно,много РЕА, нопополнитьресурсы организмаподобным способомне удастся. Вотон, рубеж четвертогогода – любвиконец… конеци браку?
Поправочка:не любви, аРОМАНТИЧЕСКОЙлюбви, иначеговоря – влюбленности!Многие парыраспадаются,но другие…Впрочем, обэтом после, асейчас – несколькослов о так называемомсиндроме Дон-Жуана.Майкл Лейбовициз Нью-Йоркскогогосударственногопсихиатрическогоинститутанаградил индивидовподобного типаметким словцом«любовникикайфа»: пьянеяот амфетаминовогококтейля вкрови, эти –если так можновыразитьсяаутонаркоманыпродляют химическоесчастье, меняяпартнера запартнером, едвалишь первоеочарованиевлюбленностислегка поблекнет.
«Зрелаялюбовь характеризуетсятем, что человеклюбит в своемпартнере личность,которой он –ил она – является»(Энтони Уэлш,психобиологиз Boise StateUniversity).
Продлитьамфетаминовыйпериод любвидо 6 –7 лет иногдаудается своевременнымрождениемребенка (порогчувствительностик наркотикупонижается).А потом? Можнои дальше рожатьдетей, не сейпроцесс ужене дает желаемогобиологическогоэффекта. Затосупружескиепары, стойкопережившиенелегкие временаи периоды взаимногоохлаждения,природа в концеконцов вознаграждаетэндорфинами.Это, само собойтоже наркотики– но обладающиесовсем инымспектром действия:работая подобноболеутоляющимсредствам, онидаруют любящимсердцам мир,покой и уверенностьв своем союзе.Стимулируетих выработкуна химическойфабрике мозгапостоянноеобщение с партнеромпо браку, в разлукеже производствоэндорфиноврезко сворачивается…«Вот почемумы так страдаем,когда любимыйчеловек умираетили уходит кдругому партнеру,- объясняетХелен Фишер.– Суть в том,что мы лишаемсяпривычной дозынаркотика».
Подчеркиваяконтраст междупылкой, нонедолговечнойвлюбленностью,подогреваемойРЕА, и спокойной,доверительнойблизостью,которой мыобязаны эндорфинам,Уэлш замечает:«Если романтическоечувство можносравнить сконцертомгруппы «BonJovi», то зрелаялюбовь – симфонияБетховена».
«Занимайтесьлюбовью, а невойной!» (знаменитыйстуденческийлозунг эпохи1960-х)
Самоенепосредственноеотношение клюбви и деторождениюимеет еще однобиоактивноевещество,продуцируемоемозгом, - окситоцин.Он обостряетчувствительностьнервов, стимулируетсокращениямускулов, вчастности,родовые схватки;участвует впроизводствемолока, потворствуетматеринскойлюбви и ласкам,а по мнениюнекоторыхисследователей– вызываеттакже эротическиеигры сексуальныхпартнеров иоргазм.
Кстатио партнерах!Эволюционнаяцель существованиягомосексуализмапо-прежнемуостается загадкой,ибо в подобныхбраках заведомоне может бытьдетей; однакоподлинностьчувств геевили лесбиянокнельзя поставитьпод сомнение– хотя бы и сбиохимическойточки зрения.«Даже еслилюбовь направленана индивидатого же пола,это ни на йотуне уменьшаетее ценности»,- констатируетУэлш.
«Любовь– что корь: намвсем приходитсяею переболеть»(Джером К.Джером,английскийписатель-юморист)
И, наконец,почему мы имеякакой-никакойвыбор, вдругвлюбляемсяв конкретнуюличность, возможно,ничуть не лучшедругих ?
Частично,здесь замешаныэволюция ибиология: именнопотому мужчинтак часто поражаетпресловутая«любовь с первоговзгляда» кженщинам враннем детородномвозрасте – от17 до 28 лет. Дамыобычно влюбляютсяне сразу, ибосперва подсознательнопроводят комплекснуюоценку пригодностикандидата нароль надежногоотца семейства.Однако, это необъясняет,почему Мэривыбирает Джона,а не его брата-близнецаБилла…
«Природазапрограммироваланас на одного-единственногопартнера,» -романтическипредполагаетУэлш, решительноотвергая самумысль о том,что Homo sapienssapiens – хотьженского пола,хоть мужского– способенлюбить двоиходновременно.Каждый человек,считает он,носит в подсознанииуникальныйпутеводительк идеальномупартнеру –«карту любви»,если воспользоватьсятермином сексологаДжона Мани изJohns HopkinsUniversity. Именнотам записываетсяи хранитьсявесь его опытобщения с себеподобными,включая маркировкуплюсом илиминусом техили иных характеристикчеловеческойличности. Иесли первыйвстречныйнабирает поэтой шкалеопределенноечисло плюсов…вот она, любовь!Кстати, последовательныепредметы обожанияодной и той желичности необязательноподходят другна друга, обладаяразличнымнабором плюсовыххарактеристик.Вот, пожалуй,и все – в первомприближении,разумеется.
…Но зачемнам эта пошлаяанатомияпрекраснейшегоиз чувств?! – снегодованиемвоскликнутпуристы. Странныйвопрос, отвечуя: знание всегдалучше незнания,и не разумнейли жить, понимая,что делаетлюбовь с твоейдушой и телом?
ПОСТОЯННО ОБНОВЛЯЕМЫЙАРХИВ
СергейДемкин
[3/1996 «ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ»стр. 40]
Внашем заочном"круглом столе"эту тему обсуждаютмагистр белоймагии ЮрийЛонго, ведущаяиспанскоготелевиденияЕлена Очоа, чейцикл передачо любви собираетмногомиллионнуюаудиторию,сексолог МарияВислоцкая иакадемик РАМНВячеслав Таболин.
КогдаЕлену Очоаспросили: "Знаетели вы, молодаяи красиваяженщина, чтотакое любовь?",она ответила:"Кажется, знаю!Это состояние,которое невозможноописать словами..."
Какговаривал ИванТургенев, любовьесть любовь— праздные илегкомысленныепересуды нискольконе помогаютраскрыть сиювеличайшуютайну человеческойжизни, лишьприземляютее.
Ивот сенсация:ученые раскрылитайну любви— в ее основележат... банальныехимическиепроцессы! Выпоражены? Шокированы?Но это так.
Впрочем,для академикаТаболина в томнет ничегоудивительного:"В зависимостиот выделенияопределенныххимическихвеществ возникаетнепреодолимаятяга одногочеловека кдругому... У кого-тобиологическиактивных веществбольше, у кого-томеньше — отсюдаи различия всиле реакции".
Как,неужели такпросто? Ведьпылкое чувство,неподвластноерассудку, испоконвеков овеяномифами и легендами...Не зря же мыподчеркиваем:"женился полюбви" — "вышлазамуж по расчету".Бывает, человекжить не можетбез любимогосущества, хотяпрекрасно видитвсе его недостатки...Ну, а любовь спервого взглядатрадиционносчитаетсячем-то мистическим,предопределеннымсвыше — отсюдазнаменитое"браки заключаютсяна небесах".Однако сравнительнонедавно исследователиустановили:каждый человекокружен биоэнергетическимполем, котороеобразует вокругголовы некоеподобие шара— так называемуюауру. Экстрасенсы,обладающиеспособностьювидеть ее,утверждают,что у разныхлюдей она окрашенав различныецвета, отражающиеэнергетические,психическиеи физическиехарактеристикииндивида. Таквот, чем болеесхожи аурымужчины и женщины— тем сильнееих влечет другк другу! А приполном совпадении,что бывает нетак уж час-то,любовь и впрямьпоражает ихс первого взгляда.
Ночаще влечениенарастаетпостепенно,незаметно, покав один прекрасныйдень человеквдруг не осознает,что влюблен...Конечно, привыборе объектаповышенноговнимания могутиграть рольи меркантильныесоображения,но если речьидет о настоящейлюбви — в основевсегда лежитнеосознанноепритяжение.
Чувство,известное подназваниемплатоническойлюбви, тожедоставляетрадость и наслаждениевлюбленным,хотя вместоласк, интимнойнежности ифизическойблизости питаетсяплодами фантазии.Наконец, естьеще один видлюбви — неразделенная:как ни парадоксально,и в этом случаелюбящий испытываетнаслаждение,даже утративнадежду наответное чувство.По мнению ЮрияЛонго, такойчеловек —"своеобразныймазохист: онждет этогонаказания,добиваетсяего, а получив— обрекает себяна муки". Напервый взгляд,Лонго прав: нашмозг устроентак, что стремитсяпоскорее избавитьсяот огорчений,стрессов,разочарований,включая защитныймеханизм, вытесняющийих из сознания.А тут человекгодами любиткого-то безвсякой надеждына взаимность!Но мазохизм— психическоеизвращение,а как раз этогопри неразделеннойлюбви нет: источникомположительныхэмоций являетсясамо чувство.Слово — Вислоцкой:"Рождение любви— таинственныймомент, ибо ниодин из влюбленныхне может сказать,за что и почемуполюбил именноэтого человека...Любит за то,что он есть!"И все же — покаким признакаммы выбираем?Внешность?Довольно часто.Душевные качества?Тоже. Жалость?"Она его за
мукиполюбила, а онее — за состраданьек ним..." Бываети так! А в остальныхслучаях? Докторпсихологическихнаук АркадийПопов полагает,что главнаяфункция мозга— приспособительная:в ходе эволюциинашему "командиру"постоянноприходилосьвписыватьсяв измененияокружающейсреды. Но дляэтого необходимоупреждающеепредвидение:мозг должензапечатлетьсуществующуюситуацию ирассчитатьвозможныйвариант ееразвития, а
назаключительнойстадии — проверить,правильно лион отреагировал;делается этопосредствомэмоциональнойоценки новойобстановки.По мнению рядаученых, в зарождении"романтическойлюбви" решающуюроль сыгралаименно способностьмозга к упреждающемупредвидению:оцениваяпотенциальныхпартнеров посовокупностиих качеств, онделал прогностическиевыводы относительноих соответствиязадаче продолжениярода. Удачныйсоюз, создаваядля человекакомфортнуюобстановку,служил источникомположительныхэмоций — и "командир"незамедлительнопоощрял себябиологическиактивнымивеществами,поступающимив так называемыецентры удовольствия.Этот постоянноповторяющийсяпроцесс и являетсябиохимическимфундаментомлюбовногочувства у обоихпартнеров.
УЮрия Лонгособственноемнение: "Почему-товсе полагают,что любовь —это удовольствиеи счастье. Я жеабсолютноуверен в том,что она — наказание,ниспосланноесвыше. Взаимнаялюбовь существуеттолько теоретически,на практикеже — не встречается.Бывают мгновенияобоюдной любви— но не более,потом кто-тонеизбежноначинает отставать".Однако МарияВислоцкаяуверена, чтолюбовь существует,в том числе ивзаимная: "Смомента еезарожденияи в течениевсего периода,пока она длится,чувства играютглавенствующуюроль в жизничеловека". Приэтом нас подстерегаетблаженноопасныйомут, о которомпредупреждаетЕлена Очоа: "Мыхотим любвии бредим ею.Думаем, чтолюбовь — этожелание, страсть,а она — намногобольшее... Заниматьсясексом безлюбви — всеравно что пить,не испытываяжажды. Есличеловек непонимает этого,его участьнезавидна"....Говорят — "любовьнавеки", но естьи другая пословица— "ничто невечно под Луной".Почему же пылкиечувства супруговугасают такрано, даже еслиу них родилсяребенок? Ведьон еще слишкоммал и по-прежнемутребует многовнимания! Думается,объяснениеможно найти,если обратитьсяк генетике.
"Закаждым ферментомпроглядываетсоответствующийген. — замечаетакадемик Таболин.— И стоит "потеряться"хотя бы одному— появляютсябиологическиедефекты. Иногдаони столь серьезны,что мы говоримо врожденныхуродствах".Так вот, обычноуже к 2 — 3 годамстановитсяясно, насколькожизнеспособенмаленькийчеловечек. Еслишансов у негомало, то природадиктует егородителям(каждому!) лишьодин путь: нужноне медля позаботитьсяо продолжениисвоего родас участиемдругого партнера;этим провереннымвеками способомнаши далекиепредки обеспечивалибудущие поколенияоптимальнымисочетаниямигенов. ...Доисторическийподход к выборубрачных партнеровнеизбежнодолжен былизмениться.Как сегоднялюди выбираютдруг друга?Некоторыеученые считают,что в подсознаниичеловека заложено"факсимилелюбви": онопохоже на постояннообновляемыйархив, куда ещев детстве заноситсявсе, что показалосьему привлекательным,соблазнительнымили, наоборот,отталкивающим:пышные волосы,стройные ноги,синие глаза...Военная формаотца или белаяшапочка доброговрача соседствуюттам с руганьюпьяного соседаи подзатыльникамиворчливойродственницы.К подростковомувозрасту этотархив ужеокончательносформирован.Конечно, реальныепартнеры никогдаполностью неотвечают всемтребованиямсобирательногоидеала, но обладаютопределеннымнабором "факсимильных"характеристик.Однако пораостановиться...Ведь, как пишетамериканскийжурнал "Тайм",еще неизвестно,хотят ли людизнать, что онибиологическипредрасположенык этому чувству!Для многихлюбовь всегдабудет гораздобольшим, чемсумма химическихвеществ инеосознанныхрефлексов."Любовь являетсявеликим украшениемжизни. Она заставляетприроду цвести,играть красками,петь чудесныепесни, танцеватьвеликолепныетанцы; и мы знаемчто человечество,освобожденноеот гнета трудаи рабства, несделаетсяпрозаическими серым, а, наоборот,из половойлюбви создасттакие шедеврысчастья инаслаждения,о которых мужчинеи женщине прежнихпоколений ине снилось",— писал философи писательАнатолий Луначарский.И пусть знание"формулы любви"не помешаетвам любить инаслаждатьсяэтим чувством!
МИНИСТЕРСТВОВЫСШЕГО ИСРЕДНЕСПЕЦИАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Сочинение:
«КрещениеРуси. Освещениеего в древнерусскихлетописях»
Выполнил:студент IIIкурса Гуманитарногоотделениягр.881 БурмасовИ.А.
Проверила:АгарковаА.Б.
Дата_____________
Оценка___________
Подпись__________
Сургут2000 г.