Смекни!
smekni.com

Крымская скифия (стр. 3 из 5)

Ко времени столкновения скифов с римлянами их общество претерпело серьезные изменения, по сравнению, например, с эпохой правления Скилура.

3. Оружие, посуда, культура и искусство скифов.

Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Подобный звериный стиль содержится в рассказе о дворце царя Скила и Ольвии. Этот дворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. Те и другие фантастические звери известны в разных изображениях звериного стиля, первые, например, на бляшках, последние - на множестве повсеместно распространенных предметов от украшений на конской сбруе до нашивных золотых бляшек на одеждах.

Оружие - важнейшая часть прижизненного обихода и погребального инвентаря скифского аристократа и свободного общинника - война. Но достаточно вспомнить изображения простых войнов и вождей на образцах греческой торевтики, как кульобская или воронежская ваза, и тот час мы увидим остроконечные кожанные башлыки, которые, конечно, играли роль кожанных шлемов, и стеганные, очевидно, кожаные безрукавки, так же исполнявшие роль панцирей. Это не удивительно: почти все исторические народы прошли через применение кожаных шлемов и панцирей, прежде чем освоиться металлическими. Скиф был конным стрелком. Лук и стрела - его главное оружие.

Лук был сделан из дерева и сухожилий. Легенды окружали скифское стрелковое дело. Одни мифы утверждали, что какой - то скиф учил стрелять Геракла, бывшего героем - лучником. В одном из преданий о происхождении скифов, наоборот, Геракл принес в Скифию свой лук и завещал его одному из трех сыновей, рожденных ему от полуженщины - полузмеи, дочери реки Борисфена. Лук достался меньшому из них Скифу. Древнейшие скифские стрелы плоские, часто с шипом на втулке. Стрелы сделаны из бронзы. Они производились в ог­ромном количестве, чему, вероятно, способствовала простота их отливки.

Довольно много общего в костюмах и женском и мужском. Мужской костюм состоял из кожаной безрукавки - панциря, из нее выходили рукава мягкой рубахи, штаны опускались до щиколотки, где они заканчивались над кожаными мягкими полусапожками без каблуков, обтянутые у той же щиколотки ремнем. Женский костюм - это длинное складчатое платье. На голове нередко мягкое покрывало, ниспадающее до поясницы.

Много изготовлялось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.

Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений. Для него характерно изображение животных в определённых позах и с пре­увеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.п. Копыт­ные изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернувшимися в кольцо. В

скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткие животные. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определёнными скифскими бо­жествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца от беды. Когти,
хвосты, и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы; иногда на этих местах помещали полные изображения животных. Такая художе­ственная манера получила название звериного стиля.

Скифская культура имела более широкое распространение, чем область расселения скифов. Влияние скифского быта на соседние племена было огромным. Кроме звериного стиля к соседям проникли формы скифского оружия, некоторые орудия труда и ряд украшений. Но есть и существенные отличия, которые сказываются в форме жилищ и поселений, в форме погребальных сооружений, в погребальных обрядах, в керамике.


4. Погребения.

Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки. Затем тело царя привозили в Герры, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган.

В общем скиф представлял себе потустороннюю жизнь как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чем был здесь, царем, воином, слугой. Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу неизменными, земными. Законы религии блюлись строго. Вероотступничество каралось смертью.

В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественные изделия из золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено ещё в древности.

Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н.э. К архаическим курганам относится Мельгуновский у Кировограда. В нём был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами.

C VI—V вв. до н.э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Несомненно, что некоторые, причём самые художественные вещи сделаны греками.

Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной с каменным цоколем насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту с четырьмя камерами по уг­лам. Через одну из этих камер шёл ход к погребению царя, ограбленному ещё скифами, но от грабителей ускользнула лежавшая в тайнике золотая обкладка футляра для лука, на которой изображены сцены из жизни Ахилла. Погребение наложницы

царя не было ограблено. Её скелет с золотыми украшениями лежал на остатках деревянного катафалка. Рядом нашли большой серебряный таз, возле которого стояла серебряная ваза, высотой около 1 м. Она представляла собой со­суд для вина и снабжена внизу кранами в виде львиных и конских голов. На вазе изображены растения и птицы, а выше - скифы, украшающие лошадей. Изобра­жения выполнены в традициях греческого искусства.

Курган Толстая Могила (находится в 10 км от кургана Чертомлык) содержал богатейшее погребение с множеством золотых вещей, несмотря на то что, он тоже был ограблен в древности. Наибольшего внимания заслуживает меч в золотых ножнах и пектораль - шейно-нагрудное украшение.

Самым замечательным из всех произведений ювелирного искусства является пектораль. Она массивна, её вес более 1 кг, диаметр более 30 см. На ней три зоны изображений, разделённые золотыми жгутами. В верхнем (внутреннем) поясе - сцены скифского быта, в центре - двое обнажённых мужчин шьют меховую одежду, растянув за рукава. Справа и слева от них - лошадь с жеребёнком, а на концах композиции - летящие в разные стороны птицы.

Средний ярус представлен растительным орнаментом, выполненным на сплошной пластинке.

Нижний ярус заполнен борьбой животных. Фигуры сделаны каждая особо, а затем они прикреплены на свои места, по мере удаления их от центра композиции они уменьшаются (см. приложение)

По художественности исполнения и по количеству образов пектораль не имеет себе равных.

В скифских курганах наблюдается сильное имущественное расслоение. Встречаются курганы маленькие и огромные, одни погребения без вещей, другие - с огромным количеством золота.

Имущественное равенство здесь настолько сильно, что вывод о бурном процессе классообразования напрашивается сам.

Так перечисленные явления истории Скифии способствовали широкому распространению общих форм материальной культуры и ускоряли развитие общества, еще сохранявшего много первобытных черт. Скифы создали свое искусство. Многое из него вошло в мировую русскую культуру.

5. Скифские городища в Крыму.

Самое первое поселение на крымской земле скифы, по всей вероятности, основали на окраине современного Симферополя. Позднее на этом месте возник город, будущая столица позднескифского государства. Место расположения города максимально упрощало задачу его обороны. С востока он был ограничен обрывами Петровских скал, с севера и запада - крутыми склонами Петровской Балки. С юга естественной защиты не было. Понятно, что именно здесь была возведена мощная оборонительная стена, которая отсекала территорию поселения от плато. Она представляла собой мощное оборонительное сооружение - вероятно, между обрывом и склоном балки. В нижней части, которая должна была противостоять ударам стенобитных машин, стена была сложена из очень крупных известняковых плит, а в верхней, защищавшей оборонявшихся от стрел и камней, пущенных из пращи, - из сырцовых (не обожженных, а только подсушенных на солнце) кирпичей. Оборонительная стена неоднократно перестраивалась, все более утолщаясь. К концу II в. до н.э., когда скифы подвергались большой опасности со стороны внешних врагов, толщина ее стала очень внушительной. Стена была укреплена несколькими башнями. Раскопками открыты въезд в город и остатки деревянных ворот. За воротами находилась, небольшая никогда не застраивавшаяся площадь, покрытая слоем известковой крошки. С противоположной воротам стороны площадь ограничивалась зданием, построенным в чисто греческом стиле. Особый колорит ему придавали портики - закрытые с трех сторон стенами галереи, перекрытие которых поддерживалось рядами колонн, расположенных вдоль фасада. Около этого здания или в нем самом стояли скульптуры и плиты с надписями, обломки которых найдены при раскопках. В районе площади располагалось еще несколько богатых домов. Стены их были сложены из камня, изнутри оштукатурены и, в некоторых случаях, орнаментированы фресковой росписью, крыши покрыты черепицей. Полы чаще всего были глинобитными, но иногда и деревянными, так как под некоторыми домами обнаружены вырубленные в скале подвалы. Таким представляется облик столицы позднескифского государства во II в. до н.э., в той ее, пока еще очень небольшой части, которая открыта раскопками.