Культура Киевской Руси в IX – XIII вв. Комаровская А.В.
Характеристика исторических условий данного периода времени | РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ | НАУКА | ЛИТЕРАТУРА | ИСКУССТВО | ОСОБЕННОС-ТИ БЫТА | ВЫВОДЫ |
Культура Руси этого времени отражает период перехода от союзов племен к единой древнерусской народности, от ранне- феодального общества к более развитому, где укреплялись феодаль-ные отношения от единой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время господ-ствовали сначала язы-ческие, а затем христианские религи-озные представления. Культура второй половины XIIIв. связа-на с ослаблением Руси в период раздроблен-ность, монголо-татарским нашест-вием, нападением западноевропейских захватчиков. | После принятия христианства на Русь пришла славянская письмен- ность, созданная Кириллом и Мефодием. Среди князей и бояр, купечества и горожан, начинает распространяться грамотность. Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестры Моно- маха в Киеве устроили школу для девушек. Посадские люди, как правило, были грамотны. Об этом говорят найденные в Пскове и Новгороде берестяные грамоты – письма, судебные решения, прошения, хозяйственные доку- менты, а также граффити – надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы). | У славян были достаточ-но об-ширные познания в геогра-фии, получен-ные из книг в результате путешес-вий. Им были хорошо известны четыре действия арифме-тики, дроби, начала геометрии и астро-номии. | Появились переводы греческих и болгарских книг, исторические сочинения («Академия»). Книги были рукописными и стоили очень дорого. Большинство книг были богослужебные. Одним из важнейших литературных памятников Древней Руси являются летописи. За их составление брались лишь самые грамотные и знающие люди. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», написанную монахом Нестором в 1113г. Ему же принадлежат «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Помимо истори-ческих сочинений создаются и другие жанры. В1049 г. митрополит Илларион напи-сал «Слово о законе и благо-дати». В конце XI в. «Память и похвала Владимира» – монаха Иакова. Широко известно «Поучение детям» В. Моно-маха. Великим памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова…». | Зодчество. Вплоть до X в. На Руси строили исключительно из дерева. С христианством на Русь приходит ка-менное зодчество. Начали строить каменные храмы по византийскому образцу. Самая древняя постройка Киева – церковь Богородицы-Десятин-ная. При Ярославе был построен Киевский Софийский собор. Подобные соборы были построены также в Новго-роде и Полоцке. Владимир был окружен каменной стеной с Золотыми воротами. Искусство. Получила распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником является икона «Влади-мирской Богоматери». Высокого уровня достигла резьба по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры использовали сложную технику – скань, чернь, зернь. Великолепная чеканка и изящная худо-жественная отделка оружия ставили русских мастеров в один ряд с западно-европейскими. Музыка. Древнейший жанр русской музыки – обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты: бубны, гусли, трубы, рога. Устное народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заго-ворах, заклинаниях, пословицах, загад-ках, которые были связаны с земледелием и бытом славян. Особое место занимают «старины» - былины, особенно киевского героического цикла Их герои – Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Моно-мах, русские богатыри. | Люди жили в городах (20-30 тыс. чел.), селах и деревнях. Основным типом жилища была усадьба, дом – бревенчатый сруб. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами. Любимая забава богатых – охота. Для простого люда – скачки, кулачные бои, игрища. Одежда шилась из домотканого холоста или сукна. Основой костюма была рубаха. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. Новорожденным давали имена по церковному кален-дарю. | Русская культура накануне монгольского вторжениянаходилась на очень высоком уровне развития, не уступая куль-туре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействия. Хотя накопленные знания еще не обоб-щались, и не получали научного обьяснения. Во второй половины XIIIв. были разгромлены многие куль-турные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера. |
Русская культура в XIV – XVI вв. Комаровской А.В.
Характеристи-ка исторических условий | РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВА-НИЯ | НАУКА | ЛИТЕРАТУРА | ИСКУССТВО | ОСОБЕННОСТИ БЫТА | ВЫВОДЫ |
К XIV в. в условиях раздробленности появились особенности в языке, обычаях, культуре у народов разных частей Руси. Народность распа-лась на три: русскую, укра-инскую, белорус-скую. Период XIV-XVвв. связан с борьбой против ордынского ига и его свержением, с формированием Российского единого государ-ства вокруг Моск-вы и укреплением феодальных отношений. Cере-дине XVIв. связана с самодержавной тиранией Ивана Грозного, с оприч-ниной, с усилением фиодальной зави-симости. Значи-тельно выросла тер-ритория, укрепи-лись связи с Зап. Европой. | Центрами грамотности и просвещения в XVIв. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки. Появляются первые учителя. Ученики осваивали сначала азбуку, Псалтырь, счет. Обучение велось с розгой. Появляются первые учебники – «Начало грамоты русской», «Арифметика, циферная муд-рость». Книгопечатанье До середины XVIв. все книги были рукописными. В 1553г. возникает Московский пе-чатный двор. В 1564г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую печатную книгу «Апостол», затем последовали «Частослов» и др. | Научные знания носили прик-ладной характер. Митрополит Зосима составил пасхалии. Сочине-ния «Шестокрыл», «Космография» позволили вы-числять лунные фазы, затмения. Знания в области физики, техники требовались литейщикам, оружейникам. В 1586г. был организован Пушечный двор. А. Чохов отливает Царь-пушку. Путешественники, дипломаты состав-ляли карты. Выходили словари – «Славянские слова», «Толк языка» и др. Большой популяр-ностью пользо-валась немецкая книга «Ветро-град». В ней содержались начальные ме-дицинские знания. | В литературе главными темами были географи-ческая и биографическая. Например «Житие свято-го Александра Невского» Много произведений рассказывают о борьбе с Ордой – «Задонщина», «Тохтамышево разоре-ние 1382г.» В житиях Петра, Алексея прослав-ляется деятельность эт-их митрополитов. В конце XIIIв. возобно-вляется местное летопи-сание в Ростове, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Устное народное твор-чество XIV-XVв.- песни, былины, пословицы, сказки – отражало пред-ставление русских людей о своем прошлом. Веду-щей темой становится борьба против монголо-татар, выделяются сказа-ния о рязанском богаты-ре Евпатии Коловрате, о битве на Калке и др. Появляется новый жанр – исторические песни. Фольклорные записи XVIв. не сохранились, но о народных песнях и сказках упоминается например в Стоглаве. | Живопись все больше отходит от церковных канонов. В XIV в. Феофан Грек расписал храмы в Новгороде и Москве. До нашего времени дошли иконы «Деисус» в Благовещенском соборе. В росписи собора участвовал и Андрей Рублев. Самая извесная работа – «Троица». Он создал роспись в Троице-Сергиевском монастыре, в Кремле и др. Живо-пись XVIв. связана с творчеством Дионисия, работавшего в Успен-ском соборе, в храме Рождества Богородицы и др. Развитие архитектуры связано с восстановлением каменного строительства. При Иване III возводятся стены Кремля, Успенский (построенный в 1979г. итальянцем Аристотилем Фиоравантием), Архангельский, Благовещенские соборы, Гран-овитая палата. В Россию приглашаются итальянские мас-тера Руффо, Солярио и др. В XVIв. появляется московский стиль шатровых храмов, например храм Василия Блаженного, построенный зодчими Бармой и Постником по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. При Елене Глинской строится Китай-город. Крепостные стены возводятся в Нижнем Новгороде, Туле, Серпухове. | Сильная само-державная власть, усиление позиции церкви в сфере духовной жизни, борьба иосифлян с нестяжателями. Вот в какой обстановке росли новые поколения. Много информации о быте людей того времени мы можем узнать из книги бытового жанра протопопа Сильвестра «Домострой» Она содержала целый кодекс житейских правил, требовав-ший беспре-кос-ловного подчине-ния мужу, отцу. «Домострой» содержал также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось когда надлежит поститься, какие кушанья и напит-ки употреблять. | Нашествие монголо-татарских полчищ на-несло страшный удар развитию русской культуры. С осво-бождением русских земель от ордынского ига постпенно начи-нает складываться общерусская культура. В XVв. при господстве церков-ных представлений и старых обычаев все больше исполь-зовались светские элементы. Проис-ходит своеобразное возрождение культуры. Но общий подъем, в середине XVIв. сменился заметным спадом. Период Ливонской войны и опричнины был неблагопри-ятным временем для русской культуры. Все было строго подчинено идеи церковно – рели-гиозного влияния. Серьезный урон на-несла строгая регла-ментация творческой мысли. |
Культура России в XVII в. Комаровской А.В.