Смекни!
smekni.com

Культура Руси и древнего мира

ГРЕЦИЯ Крито-микенскийпериод

Всяжизнь - вокругдворцов (сохранилсядворец Миноса- лабиринт+минотавр).Дворцы оч. Пышные.Внутри - настеннаяживопись (“игрыс быками” - культбога-быка).Теократия.Дворец - религиозный,административныйи хозяйственныйцентр. Многобронзовыхизделий, фресок,оружия и многоцветной керамики.Извержениевулкана и набегиахейцев с материказагубили критскуюкультуру.

Микенскаяк-ра была подвлиянием критскойцивилизации.Памятники -шахтные гробницыв Микенах. Вместес костями тамбыло многовсего (украшения,оружие). Центры- также дворцы,но они не изящны(как на крите),а укреплены.Думали, чтоих построилициклопы. Вдворцовыхфресках преобладаютсцены войныи охоты. Позжестали хоронитьне в шахтах,а в толосах(купольныхгробницах).В рез-те военныхпоходов ахейцызаимели письменность(лин. Слог. ПисьмоА и Б). С началомжелезноговека и приходомварваров-дорийцевкрито-микенскаяцивилизацияпогибла.

ГРЕЦИЯ Гомеровскийпериод

Этотпреиод - преиодкпадка и застоякультуры.Памятники -Илиада и Одиссея- произведенияГомера о троянскойвойне. Несоответствовалиистине (в товремя какгреческиеправителижили в прекрасныхдворцах, Гомерписал, о деревянныхдомах, огороженныхчастоколом).Стройматериалы- дерево и необожженныйкирпич. Скульпттура- деревянная.Вазы с геометрическиморнаментом.Были терракотовые(?)и бронзовыестатуетки.Письменностинет.

ГРЕЦИЯ Архаическийпериод

Великаяколонизация(освоениепобережийЧерного, средиземногои мраморногоморей). Грециявышла из состоянияизоляции истала активнозаимствоватьдостиженияку-р другихнародов (чеканкамонет, алфавит,научные знания).Разложениерод. Общиныи становлениеполиса Крупныеполисы - Афины,Спарта, Коринф,Фивы. Грецияраздробена,но появляютсямысли о единстве(эллины - всегреки в целом).В религииполитеизм.Боги- Зевс(гром),Гера(небо),Посейдон(море),Аид(подземлей),Аполлон(поэзия),Афродита(красота),Гефест(огонь),Арес(война),Афина(мудрость),.Боги - Олимпийские.Боги были каклюди, но бессмертныи красивы. Влит-ребыли мифы обогах и мифыо героях. Олимпийскиеигры.


Натурфилософия(природа,изучали еезакономерности,Фалес, Анаксемен,Анаксемандр).Героклит - философ(жизнь-движение,все изменяется).

Влитературебыл Гесиод ,он написал“Теогонию”и “труды и дни”.Лит-ра переходитот эпоса к лирике.

Появлениетеатра и выделениев нем актера. Скульптура2-х типов - курос(голый юноша)и кора (одетаяженщина).В архитектуре2 ордена - дорическийи ионический.Синтез скульптурыи архитектуры.

Вазы- коринфскиеи аттические.

Вэтот периодбыла заложенаоснова длярасцвета вклассическийпериод.

ГРЕЦИЯ Классическийпериод

Победагреков в войнес персами. Подьеми расцветэкономики ик-ры. Демокритввел понятиеатома (как единойнеделимойчастицы), Софисты(школа философов)могли доказатьчто угодно ,Сократ (известнейшийфилософ-софист)верил в существолваниеабсолютныхистин, которымивладеет Бог.

Литература- основныежанры - трагедияи комедия.Трагедии писалЭсхил (“Прометейприкованный”,“Ористея”),Софокл писалтоже трагедии.Эти авторы всвоих произведенияхподчеркивалинеотвратимостьсудьбы и бессилиечеловека. Еврипидписал драмы(Медея, Федра- идея - борьбаврассудка истрастей), комедииписал Аристофан(“Мир”, “Всадники”)- политическаяострота излободневность.

Историяразвивается.Геродот написал“Историю” -про греко-персидскиевойны. Фукидиднаписал историюпелопонесскойвойны.

Искусство- человекаизображалимощного, полногосил. Скульптурымонументальныи пропорциональны,гармоничны.(Фидий, Мирон,Поликлет).Живописцы -Полигнот иАполлодор.Отерыли игрусвета и тени,перспективу.Очень красивавазовая роспись.

Архитектура- окончательнооформилисьдорическиеи ионическиеордеры, ещепоявилсякоринфскийордер (листики,завитки). Храм- основной типобщественногоздания (строилисьв честь всехбогов, кромеАреса).

Сооружениена акрополестроилосьпод наблюдениемФидия. Это -вершина греческойархитектуры.Оно включаетПропилеи (ворота),храм Ники,Парфенон. Естьтенденция кразработкеобщегреческогоархитектурногостиля.

ГРЕЦИЯ Период эллинизма

ПоходыА.Македонского- создана огромнаядержава.

Литература- Создаетсяряд библиотек(в Александриии Пергаме).Развиваетсяфилология -грамматикаи критика текста.На 1-й план выфступаетизысканностьслога - АполлонийРадосскийописал походаргонавтовза золотымруном. В поэзиижонр - идиллия(жизнь большихгородов, писалФеокрит). Комедиистановятсяреалистическимии бытовыми(Менандр). Мимы- короткие сценкииз бытовойжизни (писалГерод).

Науки- Равзрывмежду наукойи техникойизчезает. Архимедизобрел винт,число “Пи”,и др. Математику.Евклид, Эратосфен,Герон - тожехорошие ученые.Развитие медицины- изучали мозги сердце, нервнуюсистему. Мусейдон- дом для ученыхс кабинетамии библ-ми. Исторяпревращаетсяв беллитристику.Философия -эклетизм (синтезэлементов изразных школ)и этическаянаправленность(мораль на 1-мместе). Школы- эпикурейсая(цель чел. - блаженствои покой), стоцизм(Зенона) - надослушаться нежеланий, а разум. Религия- Религиозныйуклон в философии- культ монархов(обожествлениецарей). Культсудьбы (судьба- это случай,удача). Синкретизм(синтез разныхрелигий).

Образование- чтение, письмо= матем., астрорномия= философияи риторика.

Архитектура- города укрепленныеи правильные.Палестры (спорт),гимнасии (школы).Скульптурадинамична,выразительна(Венера милосская,Ника самофракийская,Лаокон, Колоссрадосский).

РИМ Этрусскийпериод

Этрусски- древнейшаяцивилизацияна Апеннинскомп-ве. Они создавалигорода-государства.Города каменныес четко прямымиулицами, былиздания с купольнымсводом. Керамикаочень развита- обоженныедочерна и покрытыелаком сосудыбыли похожина металлические. В ИЗО - реализм- наиболеесущественнопередавалисьчерты человека.Особенно заметенреализм вскульптурныхпортретах. Письменностьэтруссков нерасшифрованадо сих пор.Религия- гадания покишкам животных,полету птиц,толкованиезнамений и явлений природы.Боги греческие,но были ещеи демоны (добрыеи злые).

Большеевлияние наэтруссковоказали грекипри великойколонизации.Этрусски подражалигрекам в строительствехрамов, в ремеслах,в эпосах имифологии. Всвою очередьэтрусски влиялина римлян.

РИМ Царский период

753г.- основаниеРима. К концуэтого периодаистории Римсложился как город-государствогреческоготипа. В Римеправило 7 царей.Город был обнесенкаменной стеной,построенводопровод,канализацияи цирк длягладиаторов.От этруссковримляне унаследовалиремесла, письменность,римские цифры,гадания поживотным, одежду(тоги), архитектуру.Религия- антимистическая(много духов,тотемизм -капитолийскаяволчица). Нопод влияниемэтруссковримляне перешлик антропоморфизму(боги похожина людей).

Первыйримский храм- храм Юпитерабыл построенэтруссками.

РИМ Период республики(ранняя республика)

510г. - народ воссталпротив этрусскогогосподстваи Рим сталреспубликой.В римском общественачинаетраспространятьсягреческийязык, греческиеобычаи , заменаэтрусскогоалфавитагреческим,вводится меднаямонета, каку греков. Возникновениеораторскогоискусства(это было нужносенаторам),возник театрс профессиональнымиактерами. Римчасто вел войныза господствов ,Средиземноморьеи в конце-концовразрушил Карфаген.Сильныевнутриполитическиераспри приводятк падениюреспубликии установлениювоенных диктатур,которые сменяютсяпринципатом(диктатуройпод республиканскойоболочкой).

РИМ период принципата(поздняя республика)

Эклектизм(синтез элементовразных культур).

Религия- под влияниемгреков. Юпитер-Зевс,Нептун-Посейдон,Плутон-аид,Марс-Арес,Юнона-Гера,Минерва-Афина,Венера-Афродита,Вулкан-Гефест,Меркурий-Гермес,Диана-Артемида.В римский пантеонпринималисьиностранныебоги, т.к. этоусиливаломощь римлян.

Литература- под влияниемгреков. Поэт- Андроникпереводил налатынь греческиепро-ия (Одиссею).

Плавт- писал комедии.,но про греков.Римская трагедияподражательна(грекам). ПоэтЛукреций (“Оприроде вещей”),Катулл писаллирическиестихи.

История- служила целямпропаганды,оправданияполитики Рима. Саллюстрийи Г.Ю. Цезарь- историки.

Архитектура- подчеркиваласилу, мощь,величие,монументальность,пышность, строгаясимметрия,создание нестолько храмов,сколько практическихсооружений. Применялисьарки, сводыи купола. Строймат.- бетон. Новыетипы зданий- Базилики(торговля),амфитеатры(цирки), термы(бани), ВойныРима сопровождалисьграбежом городов- из Грециипривезли множествопредметовискусства(статуи),

Скульптура- множествостатуй награбилив Греции, былисвои портретныестатуи, тогатус(ораторы), бюсты(реалистичныи правдивы).

Науки- написаномножествотрактатов поприкладнымнаукам (астрономии,архитектуре).Руководствапо риторикеи ораторству,развиваетсяюриспруденция,много всякойюридическойлит-ры.

РИМ Период империи

Римскоегос-во превращаетсяв огромнуюимперию.

Философия- стоцизм (знать,Сенека, МаркАврелий) иэпикурейство.Бедняки почиталибродячих философов- киников. Религия- культ императорови богини Ромы.Популярныкульты богов-спасителей.

Наука- Рим, Александрия,Афины - центрынауки. Большеезначение географии(Страбон, Птоломей),Энциклопедию(“Естественнаяистория”) написалПлиний младший. Успехи в медицине- Гален изучалмозг, были созданымед. Школы. Вастрономиирегресс (посистеме Птоломея Земля явл.Центром солнечнойсистемы). Литература- Апулей (“Метаморфозы”),Пл.Младший,Ювенал (сатира),Овидий. Известенпоэт Гораций(прославлялчуство такта,меры и достоинствав человеке).История- прославляетимперию.

Архитектура- колизей ипантеон. Стенызданий украшалисьросписью имозаикой. Многоэтого сохранилосьв Помпеях, т.к.Везувий отличнозасыпал всепеплом. Скульптура- портретная,бюсты.


РИМ период домината

Кризисреспуб лики- частая сменаимператоров, низкий уровеньграммотности,огрублениенравов, пессимизм,распространениехристианства.Доминат - неограниченнаямонархиявосточноготипа. Империяраспадаетсяна западную(Рим) и восточную(Константинополь). Возникновениехристианства. Оно почти сразуже было запрещенои подвергалосьпреследованию. Вскоре христианствопревращаетсяв официальнуюрегилию иначинаетсяразгром языческиххрамов, запрещеныолимпийскиеигры. Торжествохристианскойцеркви сопровождалосьгибелью многихпамятниковкультуры. С4в. Строятсяхристианскиехрамы - базилики,круглые храмы.В живописипониманиесодержаниясцен становитсяважнее поропорций.

476г.- свержениепоследнегоимператора,конец западнойримской империи,конец античногомира и началосредневековья.На развалинахримской империивозникаютварварскиегорода-государства.

ЕВРОПА Эпоха средневековья.

Просветителисмотрели насредневековуюЕвропу какна темные века,но это не так.Культурнуюжизнь средн-яопределялохристианство. На собораххристианпринимается“Символ веры”- обязательныедля всех христианположения(воскресениеХриста, 3-ца,воскресениемертвых). Междузападной ивосточнойхрист. Церьковьюдавно назревалипротиворечияи в 1054г.Произошелраскол церквина Католическуюи православнеую.Возникновениеереси (несторианство,монофизиство).В западнойцерквипапствосоздало инквизициюдля борьтбыс ересями. Монашество- монахи отрешалисьот всего и бралина себя обеты,позже они стали богатымиземлевладельцами. Многие монастырибыли центрамиобразованияи культуры(Фома Аквинский- философ, БедаДостопочтенный- историк иученый). Римскаякатолич. Церькови папа былиочень могуществены. Их влияниена общ. Жизньбыло оченьсильно. Всенауки приводилисьв соответствиес христианством. Индульгенции(отпуск греховза$). Школы - находилисьв руках церкви.Главная ихзадача - воспитаниеслужителейцеркви. Кромемонашескихбыли еще “внешние”школы. Духовенствораспространялоневежество(строение Землии т.п.). Книг быломало и стоилиони дорого.В 11в. Был открыт1-й университет.


Р.Бэконбыл виднейшимученым. Но универытакже былипод влияниемцеркви. Ввосточнойцеркви церьковтакже давилана образование(гонения наантичныхфилософов).Виднейшийученый тоговремени - патриархФотий - “Мириобиблион”- сборник отзывовна 280 произведенийантичности. 9-10 в. - нек-рыйподъем - разныеэнциклопедиина все темы.

Литература- героическийэпос, рыцарскаялитература(Песнь о Роланде).Значит. Рольиграли Ваганты(бродячие поэты)- они критиковалицерьков, былагородскаялит-ра - реалиигородскогоповседневногобыта. Архитектура- крестово-купольныехрамы (храмсв. Софии вСтамбуле). Назападе скульптураи архитектурастановитсявсе более условнойи нереальной. Строили многоцерквей, т.к.ожидали конецсвета.

Романскийстиль - мощныестены с маленькимиокошками, готическийстиль 12в. - высокиестройные колонны,собранные впучки и скрещивающиесяна большойвысоте (Вестминстерскоеаббатство). Живопись- плоская и безперспективы.

ЕВРОПА Эпоха Возрождения

Возрождениеориентируетсяна античнуюкультуру. Гуманизм (вчеловеке важноне социальноеили общественноеположение, аего личностныекачества). Идеяидеальногочеловека -человека,совершенногово всех отношениях. Данте “Божественнаякомедия” - проад. Петрарка(Книга песен)и Бокаччо(Декамерон)- поэты возрождения. Культ красотычеловека. Живопись- прекрасные,совершенныелюди. Боттичелли- “РождениеВенеры”, Мазаччо- объемнаяживопись.Скульптура- Донателло- 1-й изобразилголое тело. На смену раннемувозрождениюпришло высокое.Леонардо даВинчи (Тайнаявечерня, Джоконда).Рафаэль Санти(Сикстинскаямадонна), МикеланджелоБунаротти (Давид, Утро,День, Вечер,Ночь). Позднеевозрождение.Инквизицияиздала списокзапрещенныхкниг (гуманистов).Книги сжигали.Гуманистовтоже сжигали(Дж. Бруно). Художникиподражаливеликим (маньеристы)- Понтормо,Бронзино), Номногие художникиработают вреализме(Веронезе,Караваджо).

ЕВРОПА эпоха Реформации

Реформация случилась вГермании. Цель- создание дешевойцеркви, безпоборов, платыза обряды.Возглавлялр. Мартин Лютер(монах). Он считал,что спасениечеловек получаетот Бога и можнообойтись безпосредствакатолическогодуховенства. Лютер положилначало протестанскомунаправлениюхристианства.

ИЗО- Дюрер, Гольбейн,Лукас Кранах.Литература- Ганс Сакснаписал многобасен, песени драм, Фишарт- писал оструюсатиру. У. Цвинглипроводил реф.В Швейцарии,позже за этодело взялсяКальвин. Былиупрощены церковныеобряды, секуляризация. Вследствииреф. Изменилисьнравы - роскошьи увеселениепорицались,а прославлялисьчестность итрудолюбие.








1 ВОСТОЧНЫЕСЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕГОС-ВА. ЯЗЫЧЕСТВОИ ХРИСТИАНСТВО.

Славянебыли восточные,западные июжные. 6-9 вв. Увосточныхславян происходитразложениеродоплеменныхотношений искладываютсяпредпосылкидля образованиягос-ва. Передобразованиемгос-ва у славянбыл периодвоенной демократии.Соседскаяобщина (вервь).

Занятия:пашенноеземледелие,оседлое скотоводство, охота, рыболовство,бортничество. В лесу - подсечно-огневоеземледелие.Выращивали:пшеница, рожь,овес, ячмень,просо. Орудия- соха, мотыга,позднее - плугс железнымлемехом.

Власть:важнейшиевопросы решалисьна общих сходах(вече). Военнаявласть у князя(с дружиной).

9-12вв. - образованиегос-ва КиевскаяРусь. (откудавзялось слово«Русь» - хуйего знает). Теория гос-ва:пригласили3-х мужиков(варягов) и онивзяли властьв государстве(стали княжить).

Религия:Вэпоху п\о строяславяне былиязычниками.Были культыземли, дождя,рек, солнцаи т.п. Особопочиталсяогонь. Храмови жрецов небыло. Культовыеместа- капищи.Там молилисьи приносилижертвы. Черезнекотороеврямя язычиствобыло потесненохристианством.Владимир долгодумал насчетрелигии, и решилкрестить всюРусь в 988 г. Христианстокруто повлиялона русскуюкультуру. Сталосильным влияниеВизантийскойкультуры.Смягчениенаказаний запреступления. Принятиехристианствана Руси проходиломирно. Укрепляетсяавторитет имеждународныесвязи Руси.


2 АРХИТЕКТУРА,ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА.

Архитектура:Оченьсильное влияниеВизантии. Киевскиекнязья приглашалииз Византиимастеров - зодчих,живопиздцев,ювелиров. Этимастера развернулив Киеве широкоедворцовое икультовоестроительство. До 10 в. На Русине было каменногостроительства.После принятияхристианстваздания сталикаменными(по Византийскомуобразцу). «Десятиннаяцерьков» - 1-екамеенноездание. Спасо-Преображенскийсобор - самый«византийский»храм древнейРуси. Софийскийсобор в Киеве- сохранилсяи сейчас. Это- огромный храм,построенныйпри Ярике Мудром.Внутри этогособора естьшедевр - фигураСофии Оранты.

С12 в. Византийскоевлияние нанашу культуруослабеваетю.Появляютсябашенные храмы(собор Михаила- Архангелав Смоленске).

Живопись:в основномцерковная.Мы позаимствовалииз Византииканоны иконописии технику мозаикии фрески.

Ремесла:тутбыло сильнымвлияние ЗападнойЕвропы. Мызаимствовалиу них бронзовоелитье, резьбапо кости, ювелирноеискусство.

Крупнейшиерусские ремесленныегорода: Киев,Новгород,Смоленск,Владимир, Суздаль,Рязань. Русскиемастера славилисьв обработкедерева, костии металла. Умелиделать изделияс применениемэмали и стекла.Русские кольчугии оружие былитакими охуенными,что все иностранцыих покупали.

3 ПИСЬМЕННОСТЬ,ПРОСВЕЩЕНИЕ,ЛИТЕРАТУРА.

9-10вв. На русираспространеныславянскиеазбуки: кириллицаи глаголица. Создали ихКирилл и Мефодий.Литературнымязыком др. Русистал древнеславянскийязые (близкийпо своей грамматикек греческому).С 10в. На русидействуютшколы, берестяныеграмоты. В этихшколах проводилось«книжное ученье».Школы былиначальные ивысшие. Создавалисьшколы в основномпри монастырях.

Особенностирусской лит-ры:рукописныйхарактер и анонимностьпроизведений. Часто переписчикиредактировалии вносилиизменения втексты книг.Книги не былисамостоятельны,а входили всостав сборников,служащихкаким-либоцелям. В 10-11 в.Появляютсялетописи.

Писалина пергаментеи бересте. Героямилит-ры былиистоическиеличности. «Словоо законе иблагодати»Иллариона -прославляетРусь. Идеяравноправияхристианскихнародов. «ПоучениеВладимираМономаха» -тоже нехуеваякнига - призыв Мономаха кдетям - соблюдатьзакон и порядок,забота о народе,государствеи церкви. «Повестьвременныхлет» - повествуето развитии ,становлениирусскогогосударства. Написал Нестор.Тема борьбыс внешнимиврагами проходитчерез летопись. «Слово о полкуИгореве» - походИгоря с дружинойпротив половцев.Автор оплакиваетпоражениеИгоря и осуждаеткняжескиемеждуусобныераздоры.

4 КУЛЬТУРА ВПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯВЕЛИКОРУССКОЙНАРОДНОСТИ (13-15 ВВ.)

Всередине 13 в.Русь подвергласьмонголо-татарскомунашествию.Приостановилосьразвитие культурыиз-за этого.Но впоследствии,когда татарыушли оказалось,что их культураповлияла нарусскую: былизаимствованывосточныеслова, предметыодежды, мотивыприкладногоискусства.

В13 в. Наступилафеодальнаяраздробленность.Она углубиларазличия вязыке и привелак обособлению3-х племен: русские,хохлы и беларусы.

С14 в. Начинаетсяподъем русскойкультуры (т.к.мы победилив Куликовскойбитве) . Русскиеземли началиобъединятьсявокруг Москвы.В этот периодрасцветалонародноетворчество- фольклор. Многобылин и сказанийо богатыряхи прочих герояхборьбы противмонголов. Новыйжанр - историческаяпеснь («песняо Авдотье-Рязаночке»).

Просвещение,книги. Распространениеграмотностив руках церкви.Граммотнымибыли в основномторговцы иремесленники.Найдено многоберестяныхграмот этогопериода. Книгихранились вмонастырях(как в библиотеках).Пергаментсменяетсябумагой (везлииз Италии иФранции).

Появляется«скоропись»- новая техникаписьма. Кромецерковнойлит-ры появляютсякниги для частногочтения (читьи).

Литература. Литературапублицистична.Московскоеи общерусскоелетописание(«Троицкаялетопись» и«Владимирскийполихрон»).Из светскихкниг были воинскиеповести («Повестьо разоренииРязани Батыем»). После Куликовскойпобеды произошелподъем самосознания.В рез-те созданы:«Задонщина»,«Сказание омамаевом побоище»,«Слово о житиекнязя Дмитрияиваныча».

Архитектураи живопись. С 13 в. Возобновилоськаменноестроительство.Новгород -крупнейшийцентр. Храмыстали кластьиз валунов,кирпича, чтопридавало иммассивность(церьков ФедораСтратилата). В Пскове построиликремль с арочнымперекрытием(обошлись безколонн).

14-15вв. - расцветживописи. Чертаживописи -драматизм. Феофан Грекумел охуеннорасписыватьцеркви. Представителемрусской школыцерковнойросписи былАндрей Рублев(расписалУспенскийсобор во Владимире). Икона «Троица»- шедевр Рублева.


5 КУЛЬТУРАЦАРСКО-БОЯРСКОЙРОССИИ.

Образованиеединого гос-ва,освобождениеот ига, завершениеформированиявеликорусскойнародности.Россия сформироваласькак феодально-крепостническоегос-во. Культураподчиненацеркви. Фольклор. Тема единстваи борьбы сзахватчиками-иноземцами.Песни о взятииКазани, оборонеПскова и др.Образ царя впеснях различен- его и осуждаютза жестокостьи хвалят захорошее отношениек народу.

Просвещение. Низкий уровеньграмотности.Грамоте учили«мастера грамоты»в своих частныхучилищах. Вмонастыряхписцы писаликниги. В 1553 г.Создана типографияв Москве и книгистали печатать.!-е печатныекниги: «Апостол»,«Часослов»,«Букварь».

Политическаямысль. Теория происхождениямосковскойвласти от Киевскихкнязей. Москва- 3-й Рим (как центрмировогохристианства).Движение еретиков.Они выступалипротив церкви. С еретикамиборолись иосифлянеи нестяжатели.Летописи сталиобщегосударственнымделом. «Никоновскаялетопись - самаяизвестная.

Архитектура. Распространенностькирпича итерракоты.Кирпичнаякладка вытесняетбелокаменную.Москву строятАристотельФеораванти,Марко Руффои Антон Фрязин. Важные постройкитого времени:Успенскийсобор, Благовещенскийсобор, Великокняжескийдворец (с грановитойпалатой), Архангельскийсобор, храм,Вознесенияв Коломенском,Покровскийсобор (на Краснойплощади) онже храм ВасилияБлаженного. Сделали царь-пушку. Живопись. Краска делаласьиз глины иразводиласьводой. Добавлялияичный желтоки природныеклеи. Фреска(роспись посырой штукатурке),темпера(роспись посухой штукатурке).Представителиживописи -Дионисий (рисовалкрасивый внешнийоблик людей).

5 РАСШИРЕНИЕВЛИЯНИЯ ЗАПАДАНА КУЛЬТУРУРОССИИ.

Гражданскаявойна в России.Многочисленныевосстания. Смута. Смутапривела в Россиюмного иностранныхавантюристов. Иностранцамдавали лицензиина разработкуполезныхископаемыхв Росии в обменна условиеобучать русскихсвоему мастерству. На этих жеусловияхприглашалисьмастера искусства. В быт входят:часы, зеркала,польская посуда,немецкая музыка.Идея православнойРуси как единственнойв мире хранительницеистинногоправославия.Неприкосновенность(неизменность)церкви и ееобрядов. Расколцеркви на почвеисправленияобрядов. Идеяисправленияобрядов былаподдержанагосударствоми от церквиоткололасьбольшая группанедовольных(раскольников).Их ловили ижгли на кострах.

Т.о.в этот периодРоссия обнаружилау себя недостатокнаучных знанийи потянуласьза этими знаниямик западу. В рез-тенаша и западнаякультура начинаютвлиять другна друга.

6 ХУДОЖЕСТВЕННАЯКУЛЬТУРА 17 ВЕКА.

Расширяютсясвязи с западом.Литература. Возникаютновые жанры.Расширяетсятематика.Литератураначинаетосвобождатьсяот контроляцеркви. Новыйжанр - «демократическаясатира» в которомвысмеиваетсягосударствои церьков. Примерэтого - «Повестьо Шемякиномсуде», «Повестьо ерше-ершовиче».Много жизнеописаний: «Житие протокопаАввакума». Сближениелит-ры с бытом,появлениелюбовных романов:«Повесть оМарфе и Марии». Зодчество.Сближениекультовогои гражданскогокаменногозодчества. Меняютсяиконографическиеканоны. ПостроенТеремной дворецв московскомкремле. Строители- Огурцов, Ушаков,Шарутин. Взданиях многодекоративныхдеталей. Пятиглавый(бесстолбовый)храм со сводом- новый стильстроительства.Стиль «Московскоебарокко» - -башеннообразные,слитые с колокольнейцеркви. Пример- храм Нарышкина. Живопись. Иконы становятсяоживленнее. Ушаков - иконописец. Стиль живописи- «парсуна»- портретныеизображенияисторическихличностей.Это - чистосвецкое направлениев живописи:писали портретыцарей (в основном).Во фресковойживописипреобладает«бытовизм»(сценки изреальнойчеловеческойжизни). Просвещение.Все большееколичестволюдей тянетсяк знаниям.Появляетсяидея естественныхправ человека.

Т.о.в этот преидискусствоосвобождаетсяот влиянияцеркви и становитсявсе болеесветским.

7 СУЩНОСТЬПРЕОБРАЗОВАНИЙПЕТРА-1.

Быстроеразвитие наукии новых технологий.Полная победасветской властинад духовной.Просвещениестановитсяотрасльюгосударственнойполитики. Возникаютшколы , где учатне богословию,а точным наукам. Развитиетипографскогодела (сталивыпускатьмного учебников). Издан «Букварь»и «Юности честноезерцало». Появляютсягазеты. Введенацензура. Литературарассказываеоб новых героях- людях незнатногопроисхождения,но умных инаходчивых:«История оматросе ВасилииКариотском». Попытки написанияотечественнойистории. Новоенаправлениеискусства -чеканка медылей.Скульптурноеискусствоидет вместес кораблестроением(разные фигурыукрашали носыкораблей). Строительствопарадных дворцовв Питере далоновый толчокк развитиюскульптуры. В архитектурепоявляетсяновый типобщественныхзданий - административного, промышленногои кулььтурно-просветительногоназначения.На Урале строилизаводы-крепости.

Живопись. Портрет преобладает. Никитин и Матвеев- талантливыепортретисты.

Вбыту мода нанемецкое ифранцузкое. Ломоносов -видный человек. Открытие МГУ!!!. Кулибин. Татищев.

8 КУЛЬТУРАПРОСВЕЩЕННОГОАБСОЛЮТИЗМА.

Екатерина-2 была оченьпросвещеннойбабой. При нейв россии был«просвещенныйабсолютизм».В годы ее правлениябыл огромныйпрогресс впросвещении.Школы былинародные исолдатские(гарнизонные). Несмотря наогромное кол-вошкол многиедворяне хотелидля своих детейдомашнегообразования. Создаетсямного театров. Распространенычастные крепостныетеатры, принадлежащиедворянам (театрШереметьева- самый известный).В литературенаступактэпоха классицизма. Музыка европейская. Много иностранныхмузыкантовгастролировалипо России. ИЗОпроникнутоидеями гуманизмаи патриотизма. В искусствепреобладалилюди простогопроисхождения(дворяне считалиискусствозанятиемнедостойным). Казаков построилздание Сенатав Кремле. Баженовпострил домПашкова. Строилимного загородныхимператорскихдворцов. Портретнаяживописьпреобладает.Портретисты- Шибанов, Ерменев. В литературе- сентиментализм. Державин,Сумароков,Фонвизин,Карамзин. Выдающиесепроизведение- «Путешествиеиз Питера вМоскву» Радищева.


9 ХУДОЖЕСТВЕННАЯКУЛЬТУРА ПЕРВОЙПОЛОВИНЫ 19 В.


10 ОБРАЗОВАНИЕИ ПРОСВЕЩЕНИЕВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ19 В.

Сословнаясистема образования.Каждое учебноезаведениеодного сословиязакрыто длядругих сословий.Также былиначальныешколы и университеты. ВУЗы - универыи академии,институты. Много техническихучебных заведений. Быстрый росткнижных изданий.Становитсямного издательскихдомов. Начатадеятельностьпочты (письма,газеты, почтовыемарки). ОткрытЭрмитаж. Промышленныевыставки. ОткрытаАнтарктида.Рост промышленности.Развитие точныхнаук в областиелектротехники, гальванотехники. В Питере пущентелеграф. Развитие хирургии.Пирогов - основоположниквоенно-полевойхирургии, онвпервые применилнаркоз. Карамзиннаписал «ИсториюгосударстваРоссийского».

Т.о.завершилсяодин из самыхбольших этаповв развитиирусской культуры.Основные чертыэтой эпохи -реализм, народностьи гражданственность.

11 КУЛЬТУРА РОССИИ ПОСЛЕ ОТМЕНЫКРЕПОСТНОГОПРАВА.

Падениекрепостногоправа положилоначало формированиякапиталистическогостроя в Росии. Распространениепросвещения. Создание народныхшкол. Провозглашенабессословностьшколы. Начальныешколы - земские.Средние - гимназии,тоже бессословные. Гимназии реальныеи классические. Доступ к ВУЗубыл толькоиз классическойгимназии. ВУЗыполучилиавтономию.Женщин сталидопускать кполучениюобразования,кроме высшего. Развитиебиблиотек,музеев. Ослаблениецензуры. Менделеев. Русское географическоеобществоорганизовываетуспешныеэкспедиции,и ислледуетАзию, Сибирь. Миклухо-Маклайисследовалострова слюдаедами. В философии- материализм.В медицинепрославилсяПавлов. Ключевскийнаписал «Курсрусской истории». «Толковыйсловарь живоговеликорусскогоязыка» написалДаль. В длитературеглавнымидействующимилицами становятсяразночинцы(простые люди). Тургенев,Толстой, Достоевский.Некрасов «Комуна Руси житьхорошо». «Войнаи мир» Толстого. Скульптураи архитектурапочти не развивается.Классицизмугасает, а новыехудожники иархитекторыиспользуютидеи прошлыхэпох: ренессанса,готики, барокко,рококо. Рациональнаяархитектура- дома практичные,с металлическимиперекрытиями.Крастое архитектурыстали уделятьменьше внимания. Появляютсямногоквартирныежилые дома. «Псевдорусскийстиль» Ропета- возрождениетрадиций русскогодеревянногостроительства.Кризис монументализма- скульптурапочти изчезает.В живописиотличилсяПеров. Движениепередвижниковв живописипод командованиемКрамского.Они писалиобразы прогрессивныхлюдей современности- рабочих, крестьян.Очень любилирисовать природу.В музыке отличилсяМусоргскийи Бородин.

12 КОНЕЦ 19 НАЧАЛО20 ВЕКА.

Это- переломнаяэпоха во всехсферах жизниобщества. Этотпериод условноможно разделитьна 3 периода:1890-1905, 1905-1907, 1907-1917.

Кризиснародничества. Серебряныйвек. Возникаетмного течений,обьединений,группировок:«Союз русскиххудожников».Рылов, Малявин,Васнецов. Репин- выдающиесяхудожники.Они писали восновном пейзажи. Другой кружок- «Мир искусства». - увлекалисьпортретнойживописью. Особое направлениев живописи -политическаясатира. В общемв русской живописиэтого периодабыло 2 течения:одно тяготелок экспрессионистической(!?!?!) концепциитворчества,а другая - кнеоприметивизму(!?!?!).Но многиехудожники ине укладывалисьв эти два теченияи действовалисамостоятельно. Начало беспредметногоискусства -«Черный квадрат»Малевича. Скульптуравышла из кризиса.Скульптуране монументальна,но пластична. Лансере «Мальчик,собирающийсякупаться» -пример мелкойпластики. Вархитектуре- упрощение,в связи с новымназначениеми функций зданий- создан «стильмодерн» - простыеи практичныездания : Шехтель,Лидваль - архитекторыэтого стиля. В поэзии -символизм(символистыпризнавалиидеализм ирелигию). Именнос понятием«символизм»связано понятие«серебряныйвек» русскойпоэзии. Философы- Флорецкий,Бердяев, Федоров- создали направлениерусского космизма(отвергалиевропейскийматериализми вернули людямверу в Богаи в космос). Вмузыке отличидисьРахманинов,Скрябин - романтическийпафос предреволюционныхлет. Получаетраспространениекинематография, 1-я картина -«Стенька Разин».