13 мая 1996 г. в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) торжественно отмечалось 150-летие единственной на Юге России Православной Духовной школы. Специальный доклад об истории Ставропольской Духовной Семинарии прочитал Проректор СтДС протоиерей Павел Самойленко.
К началу 1996-97 учебного года для блага Церкви и Семинарии решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода обязанности Ректора Ставропольской Духовной Семинарии были возложены на управляющего Ставропольской епархией Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона. Указом митрополита Гедеона Проректором Семинарии назначен Секретарь Епархии протоиерей Павел Самойленко, Инспектором - выпускник СтДС 1958 г. протоиерей Павел Рожков, Духовником - настоятель Кафедрального Собора св. Апостола Андрея Первозванного протоиерей Виктор Лукьянов.
С вступлением на ответственный и многотрудный пост Владыка Ректор со всем усердием взялся за возобновление нормальной жизни его родной Духовной Аlmа Маter. В короткий срок был восстановлен нормальный ход учебного процесса, дисциплина воспитанников была приведена в нормы статуса Духовной Школы. Для преподавания в Семинарии были призваны маститые и мудрые протоиереи, многие являются выпускниками СтДС и имеют ученые степени кандидатов богословия. Сейчас в Семинарии 23 преподавателя 17 из которых имеют священный сан, что обеспечивает полноценный учебный процесс.9
Значительно увеличен фонд библиотеки, о чем особую заботу проявляет Владыка Ректор. На сегодняшний день библиотека насчитывает около 18000 томов, 150 изданий на иностранных языках, 2470 учебных пособий и конспектов. Библиотека располагает бесценным трудом Высокопреосвя-щеннейшего Митрополита Гедеона. «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». Это - кандидатская работа Владыки Ректора, защищенная в 1960 г. в СПбДА, и изданная в 1990 г. в Москве издательством «Наука». Библиотека оснащена современной техникой, оборудованием, позволяющим формировать электронный каталог, множить конспекты и осуществлять поиск литературы через Интернет. Распоряжением Владыки Ректора библиотека размещена в пустовавшем Актовом зале. Имеет оборудованный для индивидуальных занятий читальный зал, который также служит местом проведения диспутов и конференций со студентами и преподавателями ВУЗов, заинтересованных в связях с Православной Церковью.10
Самое пристальное внимание уделяет Владыка качеству образования студентов, особенно богослужебному пению и чтению. Регулярно проводятся нравственно-назидательные беседы Владыки Ректора с учащими и учащимися Семинарии. Несмотря на отсутствие централизованного финансирования, наша Семинария имеет все необходимое для осуществления нормального учебного процесса. Студенты обеспечены общежитием, питанием. Лучшим из студентов выплачиваются премии Митрополита, и всем нуждающимся Владыка Ректор всегда оказывает помощь и поддержку.
Сейчас в Семинарии обучаются 80 студентов очного и 141 студент заочного отделения из Ставропольской, Краснодарской, Ростовской, Майкопской, Бакинской и Элистинской епархий.
Одна из основных обязанностей студентов - участие в богослужениях Кафедрального Собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Семинарского храма Святителя Игнатия (Брянчанинова), а также других храмов города Ставрополя и приходов обширной Ставропольской Митрополии.
Так молитвами и трудами Владыки Ректора Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона возрождены замечательные традиции древней Ставропольской Духовной Семинарии - вертограда духовного просвещения в огнедышащем ныне Кавказском регионе. Небесное предстательство Святителя Игнатия - покровителя Ставропольской Духовной Семинарии да пребудет с нами.
II-II. Последователи и ученики духовной семинарии.
Первый Епископ Кавказский ИЕРЕМИЯ (Соловьев) нашел свою паству в недобром и колеблющемся состоянии. Но предаваться по этому поводу грустным размышлениям или сетованиям было не в его характере. Владыка Иеремия был строгий ревнитель Православия, полный сил и энергии, не останавливающийся ни перед каким препятствием учитывая выдающуюся роль Преосвященного Иеремии в деле становления и развития православного духовного образования на Кавказе, считаем необходим кратко рассказать о нем самом. Сын бедного причетника Орловской епархии, Ливенского уезда, Иродион Соловьев, так в миру назывался Иеремия, родился 10 апреля 1799 года.1 В 1810 году он поступил в Севское духовное училище, а затем в Орловскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1819 году. В родной семье он усвоил много добрых обычаев, между прочим, любовь к церковности. Любовь эта выражалась в его набожности, благочестии, необыкновенном смирении и сознании немощей своих духовных сил. Эти черты его нравственного характера остались в нем навсегда, с ними сошел он и в могилу. Но скромный, кроткий, непритязательный в отношении к себе и другим, с горячею истинно христианскою любовью, спешивший на помощь другим, он отличался в то же время необыкновенною энергиею и силой воли, не выносил равнодушия к Православию и, не взирая на лица и обстановку, смело и беспощадно высказывал свое мнение, горячо отстаивая интересы Православия. Еще, будучи учеником, он обратил на себя внимание своего начальства, в лице ректоров Семинарии архимандритов Владимира и Гавриила (впоследствии архиепископа Рязанского) и орловского епископа Досифея, своею набожностью, благонравием и смирением. В 184 году он был посвящен в чтеца и книгодержца. Многие товарищи не любили его за благочестие называли его ханжою и лицемером, в особенности же не любили за то, что, при встрече с начальством и товарищами, низко кланялся. Не все, впрочем, товарищи так относились к нему, были и у него друзья, между которыми самым задушевным и неизменным его другом был Иван Борисов, первый ученик в классе, впоследствии знаменитый Иннокентий, архиепископ
Херсонский и Таврический. Иродион Соловьев и Иван Борисов неразлучно просидели на одной парте в последнем богословском классе. Сознание немощей своих духовных сил было у Соловьева так велико, что, несмотря на видимо более чем хорошие успехи, он думал отказаться от продолжения семинарского образования.2
В последний год пребывания в Семинарии Соловьев и Борисов много и долго размышляли и беседовали о дальнейшей своей судьбе. Борисов, по сильной склонности и жажде к знанию, думал поступить в Харьковский университет для продолжения своего образования. Соловьев же, по своей благочестивой настроенности, духовное звание предпочитал всем другим званиям и состояниям и думал поступить в священники. Держась таких взглядов относительно своего будущего, он сильно убеждал и Борисова не изменять своему званию, не отказываться от служения Церкви и принять даже пострижение в монашество. Эти интимные беседы не прошли бесследно в жизни обоих. И тот и другой дали в заключение слово поступить в монашество.
По окончанию курса друзья расстались. Борисов поступил в Киевскую Духовную Академию, а Соловьев, предназначенный вместе с Борисовым к отправлению в Академию, по недоверию к своим силам, а, отчасти, из желания помогать своим бедным родителям, уклонился от нее. Друзья встретились через пять лет, но уже при другой обстановке. Борисов прожил четыре года в Академии, в Киеве. По окончании курса наук в 1823 году он был назначен инспектором и профессором богословских наук в Петербургскую Семинарию, а через год бакалавром в Петербургскую Академию. 1823 году, в год окончания курса, он исполнил обет, данный другу своему еще в Семинарии, принял пострижение в монашество с именем Иннокентия. Соловьев же по окончании семинарского курса четыре года прослужил в должности инспектора и учителя греческого языка в Севском духовном училище.
Эти четыре года прошли собственно в подготовке к монашеству. Влечение к иночеству, к которому он по основным чертам своего характера был склонен и прежде, усилилось во время училищной службы под руководством ректора Севского училища иеромонаха Иакова (впоследствии епископа Саратовского и Нижегородского). Готовясь к поступлению в монашество, Соловьев очень далек был от честолюбивых помыслов, лично для себя не видел в иночестве карьеры, готовился, по своей аскетической настроенности, к совершенному уединению и полному отрешению от мира и церковнообщественной деятельности. Искренно и глубоко он был убежден в спасительности монашества, как высокого подвига нравственной жизни: других взглядов на дело, в применении к своей личности иноческого служения, он не понимал и не разделял. О чистоте и искренности его стремлений и побуждений свидетельствует обстановка, при которой он поступил в монастырь.3 Прежде чем принять пострижение в монашество, он решился пройти предварительно все степени послушания, испытать свои силы и достойно приготовиться к служению Богу и ближним в звании инока.
Прошло четыре года училищной службы. Орловский епископ Гавриил, хорошо знавший Соловьева, когда был ректором Семинарии, сам предложил ему место священника. Соловьев сначала с благодарностью принял место, но его охватило духовное раздумье. Колебания его, впрочем, были непродолжительны. Отказавшись от места, он обратился к епископу назначить его послушником в Площанскую пустынь, но Преосвященный определил его в Брянский Печерский монастырь. С этого времени и началась его нелегкая трудовая жизнь в положении послушника. Пешком, с кожаной котомкой за плечами, с палкою в руках, совершил он в весеннюю распутицу двухсотверстный путь до назначенного ему брянского монастыря. В монастыре встретили его подозрительно: не было примера, чтобы инспектор и учитель училища начал поступление в монашество с низших степеней послушания.