Смекни!
smekni.com

Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах (стр. 2 из 6)

Репертуар драмкружков тех лет был весьма пестрый. Ставили отдельные сцены из пьес Островского, инсце­нировки рассказов Чехова («Злоумышленник», «Хирур­гия») и его драматические миниатюры («Юбилей», «Свадьба» и др.). Кое-где разыгрывались пьесы-само­делки, в которых на сцене появлялись и царь Нико­лай II в солдатском мундире и рваных сапогах, и поп в ризе из рогожи, и барыни с петушиными перьями в импровизированных шляпах, и кулаки-мироеды с пень­ковыми бородами.

В помощь драмкружкам в Смоленске и в некоторых других городах губернии открылись студии. В Дорогобуже, например, студия носила громкое претенциозное название "Лаборатория новых форм театра" В про­грамму этой студни входили занятия по технике актер­ского мастерства, пантомиме, опыту инсценировок и импровизации, а также хоровая декламация, широко распространившаяся в стране в 20-х годах с легкой ру­ки артиста В. К. Сережникова (брата ректора Смолен­ского государственного университета). В Вязьме были открыты краткосрочные курсы драм. искусства имени А. В. Луначарского, на которых в 1920 году обучалось около 70 студийцев, а в захолустной Сычевке в от­крывшейся в том же году драм. студии занималось око­ло 90 любителей сценического искусства.

В результате культурного векового голодания и скованности духовных запросов народных масс увлечение драматическим искусством после революции стало бук­вально всенародным. Самодеятельные спектакли шли в переполненных до отказа помещениях. Ни один про­славленный профессиональный театр не мог бы похва­статься той живой, непосредственной связью между сценой и зрительным залом, которая была присуща этим самодеятельным представлениям. И это в годы, когда страна была в огненном кольце гражданской вой­ны, царила разруха, свирепствовали голод, холод, грязь, сыпной тиф!

В первые же годы после революции оживилась и профессиональная театральная жизнь Смоленщины. В Смоленск и другие города губернии (Смоленщина все же не испытывала такого голода, какой был в Москве и Петрограде) началось подлинное паломничество мос­ковских и петроградских артистов. На гастроли к смо­лянам приезжали артисты Московского Художествен­ного театра. Приезжала в полном составе труппа мос­ковского Камерного театра во главе с А. Я. Таировым, причем, как ни старались рецензенты "Известий Смо­ленского губсовдепа" критиковать театр, обвиняя его в чуждости трудовым массам, смоляне валом валили на его спектакли. Благодаря мастерству Алисы Коонен. И. И. Аркадина и других талантливых артистов зрите­лям, сидевшим в театре Лопатинского сада в шинелях, ватниках, кепках и солдатских фуражках, становились близки и сказочные красоты «Голубого ковра» Любви Столицы, и изящное острословие изысканного «Короля-Арлекина», и глубина страданий героини трагедии «Адриенна Лекуврер».

В 20-х годах в театре Лопатинского сада гастроли­ровал коллектив артистов под руководством А. Г. Крамова. Как вспоминает бывший рецензент смоленской газеты «Рабочий путь» Б, С. Бурштын (Иринин), «это была типичная летняя, то есть укомплектованная из артистов разных — в том числе и московских — теат­ров, труппа, очень сильная по составу. В репертуаре, как обычно водилось летом, были преимущественно лег­кие комедии и душещипательные мелодрамы. Сменя­лись они с калейдоскопической быстротой, и ни о каких режиссерских «замыслах» и «удачах», понятно, не мог­ло быть и речи,—успех создавался исключительно хо­рошей игрой отдельных артистов».

Однажды актерский состав решил отметить юбилей старейшего рабочего смоленского театра Б. Г» Сысое­ва (такие юбилеи до революции никогда не отмеча­лись!). В перерыве между действиями спектакля юбиляр был приглашен на сцену, и при открытом за­навесе А. Г. Крамов огласил посвященный ему адрес, заканчивающийся четверостишием:

На театральном небе ты—комета,

Творец сценических устоев.

Да здравствует на многи лета

Борис Григорьевич Сысоев!

Артисты и артистки душевно поздравляли, обнима­ли и целовали растроганного юбиляра. От зрителей при­тащили ему огромную корзину цветов из садоводства А. И. Зольбе. Зал горячими аплодисментами приветст­вовал виновника торжества.

Гастроли иногородних театров в Смоленске продол­жались и в последующие годы. Только в 1928 году в Смоленске гастролировали: Ленинградский передвиж­ной театр под руководством П. П. Гайдебурова, Мос­ковский театр сатиры, группа артистов московского Малого театра, группа артистов Ленинградского акаде­мического театра имени Пушкина (бывш. Александрий­ского театра) и Московский центральный театр для де­тей под руководством Наталии Сац.

Еще в первые послереволюционные годы и в Смолен­ске и в ряде уездных городов губернии проявилось стремление обзавестись своими профессиональными постоянными театрами. Первый из таких театров от - крылся в Вязьме, а вскоре в Смоленской губернии существовало уже шесть уездных театров. Работали они нерегулярно — то процветали, то распадались, то вновь открывались. Последовавший в эпоху нэпа переход зрелищных предприятий на хозяйственный расчет обрек деятельность этих театров почти на повсеместное пре­вращение,

Недолговечным оказалось существование и театров, возникших в первые послереволюционные годы в самом Смоленске (Первый Художественный передвижной театр Западной области под руководством Вл. Тодди, театр «Миниатюр», Вольный пролетарский театр и др.). Менее года существовал в Смоленске и Театр револю­ционной сатиры (ТБРЕВСЛТ), в репертуаре которого царили халтурные поделки

Недолговечным было существование в Смоленске и созданной в 1920 году драматической труппы Политуправления Западного фронта. Организатором и художественным руководителем труппы был артист А. Б. Гедда— человек, фанатически преданный искусству, враг рутины, шаблона, легковесности и халтуры. Ему нема­ло пришлось положить сил, чтобы создать спаянный коллектив, способный решать сложные творческие за­­мыслы. Пришлось терпеливо воспитывать и дисциплинировать не только актеров, но и вспомогательный пер­сонал, вплоть до столяра, не желавшего делать сцени­ческую мебель по эскизам художника и упрямо твердившего: «Я старый столяр, специалист своего дела, а табуретки так не делают, как у вас нарисовано».

Несмотря на то, что первое время труппа жила в очень тяжелых условиях, а репетиции ее шли в холод­ных, сырых помещениях и в вагонах-теплушках, ей все же удалось осуществить ряд хорошо слаженных спектаклей ("На дне", "Не было ни гроша", "Хозяйка гос­тиницы" и др.), показанных смолянам на сцене Домпроса (в здании бывш. Купеческого собрания, где ныне помещается областная библиотека имени Ленина).

Позднее, уже в середине 30-х годов, в Смоленске при окружном Доме Краевой Армии два-три года существовал театр, руководимый режиссером Гнедичем. Однако спектакли этого театра не отличались высоким уровнем игры и качеством постановок.

Все попытки в послереволюционный период создать в Смоленске постоянный театр были недолговечны. Лишь одни из них выдержал испытание временем. Речь идет о Смоленском государственном драматическом театре, открытом в 1919 году и существующем и в наши дни.

Одним из первых художественных руководителем Смоленского драматического театра был Б. А. Бертельс. Ему удалось поставить на смоленской сцене ряд отлич­ных спектаклей («Двенадцатая ночь», «Маскарад», «Царь Федор Иоаннович», «Потоп» и др.), получивших признание критики и публики. Вскоре, однако, театр оказался в весьма трудном положении: переход на хо­зяйственный расчет поставил его деятельность в зави­симость от кассы, то есть от посещаемости спектаклей. Чтобы привлечь зрителей, руководители Смоленского губполитпросвета не придумали ничего более разумно­го, как обязать театр «ввиду ограниченной емкости смо­ленского театрального рынка» начиная с 1 января 1924 года ставить по две премьеры в неделю—по вторникам и пятницам. Конечно, это «мудрое» распоряжение не только не исправило дела, но и еще больше ослож­нило положение театра, так как ни о какой серьезной творческой работе говорить уже не приходилось. Театр, как блины, пек скороспелые, легковесные, сырые и се­рые спектакли, что повлекло за собой дальнейшее сни­жение посещаемости. Эта невеселая картина усугубля­лась к тому же текучестью актерского состава и тем, что на долгое время художественное руководство теат­ром оказалось в руках далеких от искусства, случайных людей (Мирский, Арнольдов).

Безотрадное состояние театра продолжалось до при­хода в него в качестве художественного руководителя артиста Л. И. Изольдова. Изольдов подобрал и спло­тил крепкий актерский коллектив и на ряд сезонов вы­вел театр из художественно-творческого и финансо-хозяйственного прозябания. «При нем,—вспоминает Б. С. Бурштын,—число постановок в сезоне было мак­симально сокращено, причем уменьшение количества их полностью компенсировалось повышением качества спектаклей. Репертуар строился уже преимущественно на произведениях современной советской драматургии, наиболее близкой интересам массового зрителя» и—от­части—классики. Роль режиссера в театре чрезвычайно возросла, и акцент в спектаклях делался не на артистах «первого положения», а на ансамбле и целом. Неболь­шое, сравнительно, количество новых постановок позво­лило театру тщательно готовить и лучше оформлять спектакли и показывать их помногу раз».