Смекни!
smekni.com

Лекции по курсу Истории Отечества (стр. 8 из 15)

В период временнообязанного состояния крестьяне по-прежнему были подчинены сельским должностным лицам. Сохранялась сословная неполноправность крестьян. Они были прикреплены к общине, были низшим податным сословием, несли рекрутскую и подушную повинности, разного рода денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям.

Летом 1861г. в бывших помещичьих деревнях появляются органы крестьянского общественного управления. Крестьяне одной общины составляли сельское общество, несколько сельских обществ образовывали волость. Избирались сельские старосты, волостные старшины и волостные суды. Эти органы были подчинены местной администрации и полиции. Одновременно был создан институт мировых посредников, которые должны были проводить реформы в жизнь.

Основным вопросом реформ являлся аграрный вопрос. Согласно закону, земля принадлежала помещику, который становился ее собственником. До 1861г. в России не существовало собственников как таковых. Крестьяне считались лишь арендаторами земли и обязаны были отбывать за землю повинность. Чтобы стать полноправным ее собственником, крестьянин должен был выкупить землю у помещика.

Царское правительство, наделяя крестьян землей, преследовало определенную цель сохранения от разрушения крестьянского хозяйства. Полное обезземеливание крестьян для помещика было абсолютно политически и экономически невыгодно. Лишение многомиллионного крестьянства земли ликвидировало полностью дешевую рабочую силу. Правительство также не было заинтересовано в полном обеспечении крестьян землей. В этом случае крестьянин становится экономически независимым от помещика. Крестьянам предоставлялось столько земли, что они были привязаны к наделу, одновременно испытывая ее дефицит для того, чтобы прожить от урожая до урожая, не занимая хлеб у помещика.

Определенные нормы земельного надела зависели от местных природных и экономических условий. В нечерноземных и черноземных губерниях крестьянин мог получить высшую или низшую норму земельного надела (min = (1/3)max нормы). В степных районах крестьяне получали четкую норму земли. Согласно закону, предусматривалась отрезка от крестьянского надела части земли, если он превышал указанную норму для данного района, или прирезка, если земли не хватало (примеров прирезки, естественно, было единицы). Отрезать землю разрешалось и тогда, когда у помещика оставалось менее 1/3 части, а в степных районах — 1/2 части земли по отношению ко всей крестьянской. У крестьянина, как правило, отрезалась большая часть земли. В некоторых губерниях отрезали 40-45 % земли. В целом, в результате реформы крестьянское землепользование сократилось на 20 %.

Отрезки клиньями входили в крестьянские наделы, не позволяя разумно вести хозяйство, поэтому крестьяне были вынуждены арендовать эти вырезки у помещика на кабальных условиях.

Даже, в итоге, выкупив у помещика свой земельный надел, крестьянин вынужден был отдавать свой надел общине.

В результате реформ 9.860.000 бывших крепостных крестьян получили 33,7 млн. десятин земли, когда как 100.500 помещиков получили 69 млн. десятин земли. Реформы 1861г. даже увеличили помещичье землевладение за счет крестьянского. Дворовые и мелкопоместные (коих было 1.300.000 человек) не получили ничего.

Средний надел составлял 3,4 десятины на душу населения, когда как для нормальной жизни требовалось 6-8 десятин. Это привело к полузависимости крестьян. Повинности в промышленных губерниях составляли 10 рублей в год с одной мужской души, в остальных губерниях — 8-9 рублей.

В итоге крестьяне должны были заплатить государству в виде налогов в течение 49 лет 300 % от первоначальной стоимости их земли. Общая сумма выкупа составляла в золотых рублях 867.000.000 рублей. Рыночная стоимость земли в 63-67гг. составляла 648.000.000 золотых рублей; с 67 по 1907 год крестьянство заплатили казне 1.540.570.000 золотых рублей и все еще остались должны государству.

12. Революционное народничество.

В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Герцен и Петрашевцев.

Лозунг был подхвачен всеми революционными организациями от народников 70-х до большевиков и эсеров.

В 70-е годы на политическую сцену России стали революционеры-демократы, народники. Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, переживя расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены.

В начале XX века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от идеологии народников 70-х годов 19 века.

Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму.

В 40-60 годы эти взгляды развивали Герцен, Петрашевцев, Чернышевский.

Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством.

Таким образом, если перед революционерами-демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса.

Двойственность задач обуславливала двойственность и противоречие практических действий и теоретических воззрений народничества. Считая капитализм реакционным, народники считали, что Россия должна перепрыгнуть через него во имя интересов крестьянства и царства свободы, отрицали буржуазные черты, присущие послереформенному крестьянству. Одновременно они выражали и демократические, прогрессивные тенденции в развитии общества, борясь за социалистическое равенство, отстаивали объективно крестьянскую мелкобуржуазную демократию, ибо в России преобладал класс мелких производителей. Идеологи народничества воплощали последовательный, боевой, объективно-революционный крестьянский демократизм и демократизм мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.

По мере развития революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное. Противоречия отразились и на идеологии народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за демократическое преобразование страны, за республику и социализм.

Народничество выработало некоторые идейно-политическое направления, которые пытались осуществить на практике. Главные из них:

1.)пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с Лавровым,

2.)анархистское — с Бакуниным и

3.)заговорщическое — с Ткачевым.

Всем этим направлениям присущи демократические черты. Анархистские взгляды Бакунина сыграли определенную роль в становлении народничества. Его взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое истребление владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки. Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался. Итог: небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на народную массу.

Теоретические воззрения народников были проверены революционной практикой. Ошибочные и порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и использованы борцами с политикой самодержавия.

На рубеже 60-70гг. в стране существовали многочисленные студенческие организации, которые зимой 70г. организовали в Петербурге съезд нелегальных партий. Целью съезда было соединение сил студенческих организаций для самообороны, создания касс взаимопомощи, создания библиотек нелегальной печати и ее распространения.

В 69г. в Петербурге среди учащейся молодежи был создан кружок, названный кружком чайковцев, во главе которого становится Натансон. Кружок распространял свою деятельность на Москву, Киев, Одессу и др. Среди членов кружка были Кропоткин, Перовская, Желябов, Николай Морозов, Фроленко и многие другие. “Кружок саморазвития возник из желания нечаевским способам деятельности.”(Кропоткин). До 1872г. деятельность кружка чайковцев не носила какого-либо отношения к революционной борьбе: они распространяли литературу Лассаля, Бервиль-Перровского, Карла Маркса. С 1872г. работа членов кружка принимает революционный характер. Спор шел о том, вести революционную и социалистическую пропаганду среди учащейся молодежи или подготавливать людей, способных поднять народ на восстание. В разработанной Кропоткиным программе главной задачей кружка была подготовка крестьянского восстания. Эту программу поддержали Перовская, Тихомиров, Черушин и др. В 1872г. члены кружка приступают к пропаганде среди рабочих. Стремясь посеять революционное настроение, они рассчитывали использовать рабочих для пропаганды среди крестьян. Им удается втянуть рабочих нескольких фабрик и заводов Петрограда. Члены кружка сделали попытку создать единую рабочую организацию. Но начавшиеся в 73г. массовые аресты помешали работе. Весной 74г. кружок чайковцев был разгромлен.