Процесс объединения русских земель вокруг Москвы был трудным. Александр Ярославич Невский был последним князем, обладавшим сильной властью в пределах Северо-Восточной Руси. После его смерти в 1263 г. великокняжеская столица Владимир пришла в упадок, и в борьбу за обладание владимирской короной вступили младшие князья из периферийных княжеств. Основным содержанием начального этапа . объединительного процесса (конец XIII-первая половина XIV вв.) было появление в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Главными соперниками в борьбе за роль центра объединения стали Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих княжеств способствовало быстрое увеличение их населения за счет притока в эти менее доступные для грабительских набегов татар земли крестьян и ремесленников. Существенную роль в этой борьбе играла Орда. Перед ней стояла дилемма: чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Поэтому Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей, искусственно подогревая его. После драматической борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского, закончившейся гибелью обоих в Орде, пришло время Ивана Даниловича Калиты . (брат Юрия, 1328-1340, внук Невского).
Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти ее сторону, нейтрализовать её губительное действие. Иван Калита очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его брата: регулярный и всё возрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Необходимо было упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных отношений с Ордой. Он воспользовался восстанием в Твери против татарского баскаческого отряда во главе с Чол-Ханом и пошел с татарами карать Тверь. 50-тысячное ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество такому погрому, что тверские князья надолго выключились из борьбы за политическое господство. Иван Калита получил ярлык на великое княжение и право собирать ордынский выход. На некоторое время наступила тишина на русской земле.
Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья, конечно, стремились заручиться поддержкой митрополита. Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего старшего брата Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но в том же году умер и был погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии. Поэтому перенос столицы из Владимира в Москву некоторые историки относят к 1326 г.
Калита добился очень нужного для московской политики союза с мятежным и сепаратистским Новгородом. Этот союз был закреплен в 1335 г. в результате поездки в Москву по приглашению Калиты новгородских властей - посадника, тысяцкого и архиепископа.
С первого и до последнего дня своего великого княжения Иван Калита поддерживал тесные связи с Золотой Ордой, ездил в Орду, жил там по нескольку месяцев, щедро одаривал хана, его жен, исправно платил дань, чем заслужил полное доверие Орды, не упуская при этом возможности утаивать часть ордынской дани. Это позволяло ему укрепить позиции Московского княжества, заложить основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившем начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Иван Калита в 1339-1340 гг. соорудил новую крепость из дубовых брёвен. К сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось.
Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и происходит наименование "великорусский народ". Со второй половины XIV в. начинается второй . этап объединительного процесса, основным содержанием которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.
Другим выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с татаро-монголами, был Дмитрий Иванович Донской . (1369-1389). Он родился в 1350 г. и значительную часть своей молодости провел в Золотой Орде. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда Калиты - крепил могущество Москвы. В этом огромную поддержку ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.
Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. В 1362 г. одиннадцатилетним юношей он выступил со своим войском против недруга Москвы - суздальско-нижегородского князя, который вынужден был уступить великокняжеский стол Москве. С той поры в период княжения Дмитрия Ивановича войны почти не прекращались. Московский князь смело вступил в борьбу с сильными врагами - Тверью, которая вновь окрепла, Рязанью, Литвой. После страшного московского пожара 1366 г., уничтожившего Кремль, Посад, Загородье, Заречье, Дмитрий Иванович, предвидя упорную борьбу со своими противниками, решил укрепить столицу. Менее чем за два года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были укреплены и дальние подступы разросшейся столицы - построены крепости монастыри.
Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси - Золотой Ордой. В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Став фактическим правителем Орды, Мамай сумел объединить большую часть прежней территории Золотой Орды и отчасти восстановить её военное могущество. Подготовка к решающему походу на Москву заняла у Мамая два года. За это время он провел широкую мобилизацию не только в Орде, но и в подвластных ей землях Поволжья и Северного Кавказа, затратил большие деньги на наём воинов в генуэзских колониях в Крыму. Им была создана могучая боевая армия с авангардом, флангами, тылом, вооружённая и подготовленная для тысячевёрстного броска. Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс образования единого государства. Первая победа, одержанная русскими над татаро монголами на реке Воже в 1378 г., показывала силу этого государства.
Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословление преподобного Сергия Радонежского - игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба.
В 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось великое сражение. 150-тысячная русская армия противостояла 180 тысячному татарскому войску. Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благославленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле Куликовом. Среди сказаний и песен, сложенных в честь Куликовской битвы, выделяются два сочинения - поэма "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище". Оба памятника были составлены в монастырских стенах и содержат наибольшее количество сведений о битве.
После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г., не смогла восстановить в прежнем объёме власть над русскими землями. Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося русского государства. Ещё при Дмитрии Донском были присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце XIV в. потеряло независимость Нижегородское княжество. Не дала результата попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных князей создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.