Смекни!
smekni.com

Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1 (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 80

РЕФЕРАТ

на тему:

ЛОМКА СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ, ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПЕТРЕ I

Выполнила Попова А.

Проверила Шапошник С.Г.

Хабаровск

1999г.


Вступление................................................................................................... 3

1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране............................................................. 6

1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени................................................................................ 6

1.2. Ф.Салтыков........................................................................................ 8

1.3. И.Посошков ...................................................................................... 8

1.4. Ф.Прокопович ................................................................................... 9

2. Новая организация просвещения. Развитие науки.............................. 10

2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.................................................................................................................. 10

2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта....................... 13

2.3. развитие науки. Учреждение академии наук.................................. 13

2.4. Начало музейного дела................................................................... 14

3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства. 14

3.1. Литература петровского времени................................................... 14

3.2. Развитие театрального искусства.................................................... 16

3.3. Живопись.......................................................................................... 16

4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций. 17

4.1 Новые веяния в архитектуре............................................................ 17

4.2. Санкт-Петербург.............................................................................. 18

5. Ломка старых устоев в быту................................................................. 19

5.1. Реформирование дворянского быта............................................... 19

5.2. Ассамблеи........................................................................................ 21

5.3. Реформы Петра I и народный быт.................................................. 21

Заключение................................................................................................ 22


Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности..."[1]

Вступление.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния. Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо:

1. Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I

2. Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени.

3. Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества.

4. Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.

При изучении вопросов, поставленных в реферате была использована следующая литература:

1. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.

В ряде статей энциклопедии раскрывается деятельность выдающихся людей петровского времени, хорошо обоснована высокая оценка личности Петра I как реформатора.

2. Всемирная история — М.: 1958г., т. 5

В разделе посвященном концу ХVII и началу ХVIII века показана экономика и культура России в этот период, ЕЕ место в общей картине европейской и азиатской цивилизации того времени, всесторонне раскрыты петровские реформы и их значение.

3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России.

Автор глубоко исследует экономику и культуру России, петровские реформы, их влияние на дальнейшую судьбу русского государства.

4. Н.Н. Молчанов "Дипломатия Петра I" — М.: 196г.

Книга, как это видно из ее названия, раскрывает образ Петра I как дипломата, его энергичные усилия по укреплению международного положения России, по использованию дипломатических путей для решения задач коренного изменения общества.

5. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11.

Оба тома целиком посвящены историческим женщинам, начиная с княгини Ольги и заканчивая историческими очерками о женщинах ХIХ века. Исключительная ценность данной книги состоит в том, что в ней через биографии цариц, императриц, боярынь, дворянок и т.д. показан быт петровской эпохи в сравнении с предыдущим временем. Книга ярко, в художественной форме описывает проникновение в Россию западной культуры, изменения в быту, влияние этих процессов на духовный, нравственный облик русского дворянства и других слоев общества.

6. Н.И. Павленко. Петр Великий. — М.: 1998г.

Профессор Н.Павленко, это, пожалуй, ведущий современный российский специалист по эпохе Петра I. Ему принадлежит много книг и статей по этому предмету. В большом исследовании "Петр Великий" в научно-публицистической и одновременно в художественной форме всесторонне проанализирована деятельность императора.

7. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С, Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.

Книга раскрывает многие аспекты культурной жизни Петербурга петровской эпохи. В ней помещено 122 гравюры иллюстрирующие градостроительство, принципы заселения города, характер флота, учреждения, учебные заведения, различные события: наводнения, пожары, празднества и т.д. По этой книге можно представить грандиозность и красоту сооружений петровской эпохи, некоторые стороны быта, одежду дворян, военных, простолюдинов и т.д.

1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную необходимость кардинальных изменений в стране.

1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными петровского времени.

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных и алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздо среднего ума".[2] Он окружил себя такими же боярами — без государственного ума и безразличных к судьбам страны, способным лишь растаскивать и разорять государство.

Среди них выделялся умный и дальновидный боярин Голицын. Он способствовал сближению молодого Петра с иностранцами Гордоном и Лефортом, что имело значительные последствия для формирования личности царя и его западнических настроений.

В последующее врем, в период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, Г.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

В первое время правления Петра были случаи антипетровской пропаганды под знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждение одного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света и антихрист наслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать, не платить податей. В ответ на эти идеи появилось обширное сочинение рязанского митрополита Стефана Яворского "Знамение пришествия антихриста и кончины века". Вместе с тем сам С.Яворский был противником петровских преобразований. Его идеи подчас вдохновляли царевича Алексея в борьбе с отцом.