Основные цели стратегии ЕС в отношении России определяются в категориях содействия ей в укреплении институтов демократии, принципов правового государства, повышения эффективности работы органов государственного управления, что создаст фундамент функционирующей рыночной экономики. Для достижения этих целей ЕС намерен содействовать России в подготовке и переподготовке государственных служащих, активизировать контакты и обмены между политическими структурами и лидерами ЕС и России на федеральном, региональном и местном уровнях, в сфере культуры. Евросюз готов оказывать помощь России в решении ею проблем, связанных с защитой прав человека, помощи беженцам, реализации принципа свободы средств массовой информации.
Особое значение придается поддержке курсу Российской Федерации по проведению реформ, ведущих к созданию современной, зрелой экономики, способной к нормальному развитию на рыночных основах. Предлагается помощь в соответствующем совершенствовании законодательства, создании институтов, способных осуществлять нормальный сбор налогов, контролировать бухгалтерскую деятельность предприятий, в реформировании банковской структуры, проведении структурной перестройки предприятий. Рекомендуется комплекс мер по созданию в России современной системы защиты социальных прав, отвечающей современным международным стандартам. При этом содействие реформам предполагает стимулирование развития России в таком направлении, чтобы облегчить ей последующую интеграцию в единое общеевропейское пространство.
Стратегия Евросоюза, как и НАТО (а это наиболее существенно), исходит из того, что Россия, разделяющая общие с ними ценности и заботы, способна быть важным партнером в укреплении стабильности и безопасности в Европе и мире в целом.
Предпосылки создания единых пространств абсолютно объективны, к их числу относятся в первую очередь следующие: наличие общих духовных ценностей, совместимость социальных и политических идеалов, норм права; возможности взаимодополняющего экономического и научно-технического развития; существование традиций взаимодействия и взаимоуважения между народами; наличие общих интересов по основным вопросам международной жизни, опыта сотрудничества (партнерства) на международном уровне (в частности, в военно-политических союзах), отсутствие взаимных территориальных и иных претензий; развитость общей транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры и т. д. Интеграционные процессы можно пытаться развивать и не имея всех этих предпосылок, но в этом случае их фундамент оказывается непрочным.
Объективно, Россия не готова к полномасштабной интеграции в «единое пространство» развитых стран. Тем не менее, ее экономика уже стала неотъемлемой частью мирового хозяйства. Колебания мировых цен, курсов валют и акций на биржах не только Лондона, Токио и Нью-Йорка, но и Гонконга, Бангкока и Джакарты, изменения условий инвестиционной политики других стран непосредственно сказываются на ее состоянии. Экологическая политика Китая, стран Западной Европы, Северной Америки, войны и конфликты, происходящие за тысячи километров от границ России, прямо влияют на состояние здоровья россиян, на погодные условия в России, на производительность ее сельского хозяйства. Россия, благодаря развитию средств массовой информации, радио, телевидения, Интернета, уже давно стала частью единого мирового информационного пространства. Она также вошла в орбиту международной торговли наркотиками, нелегальной торговли оружием, незаконных финансовых и иных операций, усугубляющих состояние «нового мирового беспорядка».
В подобной ситуации парадигма, отводящая внешней политике подчиненную роль по отношению к внутренней, становится глубоко ошибочной. Напротив, выделить такую проблему, которая носила бы чисто внутриполитический характер, уже невозможно.
Объективно, само понятие «внутренняя политика» во взаимозависимом мире утрачивает смысл. При принятии любого политического решения необходимо учитывать его международные аспекты. В противномслучае это решение окажется либо невыполнимым, либо приведет к неучтенным последствиям. Для решения проблем, традиционно считающихся чисто внутренними, все чаще будут требоваться инициативы на международном уровне, скоординированные с наднациональными организациями, партнерами по интеграции, ведущими центрами мировой экономической и финансовой жизни. Все это предполагает переход к новой парадигме политики, при которой ее внутренние и международные аспекты выступают в органичном единстве. Каждый чиновник, государственный служащий в определенном смысле выполняют функции дипломата, соответственно меняются и требования к его профессиональной подготовке. В свою очередь, профессиональные дипломаты не только представляют государство за рубежом, содействуют формированию международного климата, благоприятного для решения проблем внутреннего развития, но и непосредственно решают их на международной арене.