Смекни!
smekni.com

Мир и Россия: Основные тенденции истории (стр. 5 из 45)

Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникаль­ным явлением, неизвестным дотоле в мире древних цивилизаций, по­зволявшим эффективно решать экономические, военные и политиче­ские задачи, достичь высокого уровня развития культуры...

Особым своеобразием отличается цивилизация эллинизма, воз­никшая в конце IV - начале III вв. на землях от Балкан до Индии и Средней Азии после походов Александра Македонского и просуще­ствовавшая три столетия. Необходимость для пришельцев на Восток - эллинов - приспосабливать свои институты к жизненному укладу вос­точных стран вызвала к жизни своеобразную форму социально-политического устройства - эллинистическую монархию, сочетав­шую элементы восточной деспотии и полисного устройства. Госу­дарство сохраняло свою важнейшую функцию - организатора обще­ственных работ и самого крупного собственника. Полис же с самого начала являлся здесь не свободной республикой, а лишь городской общиной, обладавшей автономией, некоторыми политическими и экономическими привилегиями, но находившейся под контролем главы обширного государства и целиком зависевшей от политики центральной власти. Вновь основанным (иногда - на базе поселений военных колонистов) или преобразованным из старых восточных го­родских центров полисам нужна была сильная военно-монархическая власть - для удержания внешних рынков и торговых путей (резкий рост производства продуктов питания, торговли ими и ремесленными изделиями, расширение торговых путей и денежного обращения от­носятся к основным экономическим характеристикам данной цивили­зации), а также для повышения жизненного уровня населения полиса за счет "варварской" периферии. Интересно, что в эллинистических государствах полисы оказались противопоставлены остальной территории страны - так называемой "хоре", в которую входили сельские поселения и города, не имевшие полисного устройства. Привилеги­рованное положение полиса давало возможность его гражданам при­нимать участие в эксплуатации населения хоры - в качестве владель­цев приписанной к полису царской земли, с помощью неэквивалент­ного обмена, ростовщических и иных операций. Даже термин «эллин» постепенно утратил на Востоке свой этнический смысл и стал применяться для обозначения представителей всех привилегирован­ных слоев общества!..

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей, отличной не только от сложившихся на Восто­ке, но и в Древней Греции. Главными духовными ориентирами были: 1) патриотизм; 2) "особая богоизбранность" римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Кроме того, недостой­ными для римскою гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живопи­сью, игрой на сцене, драматургией), даже педагогикой (!).. Своеоб­разие данной цивилизации еще и в том, что она позволяет судить о самых разных формах социально-политического устройства, извест­ных в древности: от раннеклассового общества во главе с "царем" (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен) к ранней республике, затем развитой рес­публике (с п ос те пенным развитием олигархического, полисного уст­ройства) и, наконец, к возникновению огромного и достаточно стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, от­личавшийся от давно известной восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности.

Одной из наиболее сложных проблем при изучении древних цивилизаций остается проблема их правильного понимания. У древних цивилизаций принципиально иной уровень отличия от нашей, чем, например, у цивилизаций Средневековья. Тот способ жить отделяет от более поз днях не жестокость (что такое принесение в жертву 3-х знатных персидских юношей перед началом Саламинской битвы или обязательный .допрос раба под пыткой по сравнению с жертвами Варфоломеевской ночи, не говоря уже о войнах нашего века?!), не "свобода отношения полов" (можно сравнить обычай храмовой про­ституции и "сексуальную революцию" 60-начала 70-х годов 20 столе­тия), а мера власти "Неизбежного", т.е. предопределения, в жизни людей. Кроме того, древние цивилизации были основаны на исклю­чении чужака и презрении к неполноправному, не смягчаемому ника­кими "отговорками" (социальными, национальными, религиозными, партийными и т.д.). Именно в этом их коренное отличие от цивили­заций Средневековья и Нового времени.

Но вместе с тем именно в древности были провозглашены два великих принципа - всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности, нашедшие отражение во многих событиях экономической, социальной, политической, духовной жизни древних циви­лизаций. Так, крупные сдвиги в социальной сфере, образование вели­ких империй, укрепление научного знания встречаются в разных странах (что соответствует первому принципу); но рождение миро­вых религий я оформление философских систем; открытие власти и силы идеи, истины, а также принципа критики связаны не только с первым, но и со вторым принципом, любое религиозное или фило­софское учение уже апеллируют не к ролу, а к личности; начинается борьба между религиозной верой и ее рационалистической критикой; выдвигается идеал верности истине, которая сильнее, чем страх: перед насилием.

Общечеловеческий масштаб обмена материальными и духов­ными ценностями между Западом и Востоком был субъективно осознан в духовных движениях древности - учениях киренаиков, стоиков, буддийской и раннехристианской проповеди. Важно отметить и то, что в этом обмене восточные и западные цивилизации сыграли рав­ную роль, даже в течение длительного времени Запад был "прини­мающей" стороной - заимствовал у Востока отдельные культуры (овес и рожь), достижения металлургии и науки (особенно астроно­мии и геометрии).

Все эти контакты между Западом и Востоком привели к новому и своеобразному этапу развития культуры - синтезу культур (приме­ры: греко-бактрийское и гандхарское искусство; Кушанский пантеон богов; александрийская наука; позднее - фаюмские портреты, образ­ный мир раннехристианской литературы). В этом синтезе закладыва­лись основы канонов византийского и западно-европейского средне­вековья. В развитие самых известных цивилизаций древности внесли значительный вклад и так называемые "варвары", освоившие новые земли и нередко создававшие культуру, приспособленную к жизни в экстремальных условиях (скифы). Кроме того, "варварский" мир - по­стоянный источник сырьевых ресурсов для государств; и самое глав­ное - "поставщик" рабов, труд которых - фундамент всех цивилиза­ций древности. Известно, что рабами были и выдающиеся афинские художники - вазописцы; и родоначальник жанра басни Эзоп; вы­дающийся философ Эпиктет ; и основатель европейской драмы Теренций...

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

1) самый древний период в истории человечества - время не только появления самого человека, но и интенсивного накапливания материальных и духовных ценностей, повлиявших на дальнейшее раз­витие всех сторон жизни человека и общества;

2) вследствие разных природно-климатических, социально-эко­номических и исторических условий сложилось несколько глобаль­ных типов цивилизаций со своей спецификой;

3) наметилась два основных типа отношений человека и обще­ства (гражданин и подданный);

4) изменялись (зачастую - коренным образом) взаимоотношения человека с природой...

Следует отметить, что цивилизация, по мнению многих заданных исследователей, проходит 3 основные стадии развития: 1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) постиндустриальное общество. Древние цивилизации представляли собой аграрные общества, то есть общества, основанные на преобладании аграрного сектора в экономике, ручное труде и т.п. Но данная стадия развития в истории цивилизаций разных народов продолжалась до последних десятилетий ХVIII в. -начала XIX в. новой эры, когда в результате "промышленной революции" сформировалось индустриальное общество, в котором коренным образом изменились и взаимоотношения человека с природой. Распространявшаяся в таком обществе идеология технократизма стремилась перенести принципы управления производством даже на взаимоотношения человека о природой, результатом чего явились экологические кризисы, ставящие под угрозу существование цивилизации. Постиндустриальное общество, переход к которому начался в наиболее развитых странах и последней четверти XX столетия новой эры и был обусловлен новым этапом научно-технической революции, должно обес­печить и новый подход во взаимоотношениях человека с внешней средой.

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоху античности в Европе сменяет Средневековье. Понятие “средний век” было введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Этим понятием обозначался период между падением Римской империи и их собственным временем и характеризовался культурным упадком, религиозным фанатизмом и безграмотностью. В ХVIII веке термин “средние века” вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых понятий. Со временем изменились и оценки средне­вековья. Они стали более объективными и многомерными. Ученые уви­дели в нем позитивную динамику в развитии экономики, социальной, национальной, культурной, политической и других сфер.

Несмотря на консервативный характер, именно Средневековье дало мощный толчок для становления новой эпохи. В средние века возникло большинство современных государств, определились в основ­ном их границы, были заложены основы будущих наций и национальных языков. Средневековье создало новый городской образ жизни, высо­кие образод духовной и художественной культуры, в том числе цент­ры научного познания и образования, среди которых - университеты.