Московский Государственный Педагогический Университет
Географический факультет
Фурсовой Ирины
Москва 1998г.
Государственный музей-заповедник «Коломенское» был основан в 1924году на месте старинной загородной усадьбы великих русских князей и царей.
На относительно небольшой территории расположен единственный в своем роде комплекс памятников истории, архитектуры, археологии, геологии и природы.
Музей расположен на месте двух древних сел – Коломенское и Дьяково. В 19-м веке археологи обнаружили на территории Дьякова древнее городище середины 1-го тысячелетия до н.э. Раскопки показали, что жители его занимались охотой, рыболовством, изготовлением гончарных изделий. Эти находки дали название целой культуре-дьяковской.
Село Коломенское впервые упоминается в духовных грамотах Московского великого князя Ивана Калиты в 1336 и 1339 годах. Во второй половине 14-го в начале 15-го века село принадлежало внуку Ивана Калиты Серпуховскому князю Владимиру Андреевичу и после смерти его жены перешло к Московскому великому князю Василию Первому.
Однако существует и народное предание, которое относит основание села Коломенского к 1237году. В этом году полчища хана Батыя осадили и разрушили город Коломну. Уцелевшим жителям удалось бежать по льду Москвы-реки по направлению к Москве. И здесь, под Москвой, на высоком холме они основали поселение, которое в память о разрушенном городе назвали Коломенское.
С селом Коломенским связаны многие страницы русской истории. Удобное расположение поселения на пересечении важнейших водных и сухопутных дорог к столице превращало его в хороший стратегический пункт в борьбе с внешними врагами. С севера село было ограждено болотными топями Нагатина, с юга - оврагами, с востока Москвой-рекой.
В одном из списков «Сказания о Мамаевом побоище» (1380г.) говорится, что после победы на Куликовом поле войска Дмитрия Донского останавливались в Коломенском до того, как торжественно вступили в столицу:
«Князь же великий прежде прииде в Коломенское село, и ту нача ждати брата своего князя Владимира». «Люди черные» и «купцы - сурожане» торжественно встречали русских воинов хлебом-солью и мехами.
С пребыванием в Коломенском Дмитрия Донского связана легенда о строительстве храма, памятника Куликовской битве, - церкви Георгия Победоносца. К сожалению, церковь не сохранилась. Свидетелями того времени стали гигантские древние дубы. И когда смотришь на них, то невольно удивляешься их могуществу и красоте. Куликовская битва 1380г. положила начало борьбе русского народа за освобождение Руси от ордынского ига. Но еще в течение двух веков село было свидетелем отражения набегов золотоордынских и крымских ханов на Москву.
В конце 15-го начале 16-го века идет процесс образования мощного централизованного Русского государства, создания единой общерусской культуры. В столице и ряде городов работают итальянские и русские зодчие. Вырабатывается новый архитектурный тип шатрового каменного храма, который постепенно становится общенациональным.
Одним из первых шатровых храмов на Руси была церковь Вознесения, построенная в Коломенском в1532 году. Современный летописец отметил это выдающееся событие, воздав хвалу храму, какой не удостаивалось ни одно другое сооружение:
«Бе же та церковь велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преж сего в Руси». (Львовская летопись под 7040 (1532)годом).
По легенде, этот храм был заложен по велению Василия 3 либо в 1529г. как моленный о даровании сына- наследника престола, либо в 1530г. в честь рождения сына Ивана (в будущем Ивана Грозного) и освящен в 1532году.Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Величественный столп храма, стремительно возносящийся ввысь, опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки.
Высота сооружения составляет 62метра, толщина стен-2,5-3метра. Площадь церкви 8,5/8,5метров. Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись (типа росписи шатра собора Василия Блаженного в церкви Иоанна Предтечи в Дьякове).
Отдельные детали внешнего оформления-пилястры с капителями, белокаменные бусы на шатре – говорят о знакомстве строителей с архитектурой итальянского Возрождения. А С. С. Подъяпольский предположил, что церковь Вознесения была построена итальянским зодчим Петроком Малым, приехавшим в Москву в 1528году.
Неподалеку от церкви Вознесения расположена ее современница, Георгиевская колокольня. Это небольшая круглая двухъярусная башня, завершенная маленькой главкой. Стены башни, украшенные ложными арками, пилястрами и кокошниками на основе ордерной системы, свидетельствуют о влиянии на старый тип башенной постройки новых принципов. Храм Вознесения и Георгиевская колокольня располагались за пределами Государева двора, занимавшего центральное место в Коломенской усадьбе. По мнению ряда исследователей, колокольня была построена в первой половине 16-го века на месте легендарного храма Георгия Победоносца. Это отчасти подтверждается недавними археологическими раскопками, в результате которых были найдены древние плиты кладбища 14-го-16-го веков. Другой памятник архитектуры 16-го века - церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - расположен в Дьякове. Пройти к церкви можно через Дьяковские южные ворота (Водовзводная башня), построенные в середине 17-го века. Ворота сделаны из большемерного кирпича и разделены на три прясла. В нижней части центрального прясла располагается сводчатый проезд. Сооружение завершается бочкообразной кровлей, крытой металлическим лемехом. В 70-х годах 17-го века мастер Петр Высоцкий установил в башне механизм подъема воды для нужд дворца. К сожалению, механизм не сохранился. Точная дата постройки церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи неизвестна. Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царствование в 1547году, другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554году. Церковь представляет собой сложное сооружение из пяти восьмигранных столпов, объединенных на одном фундаменте. Здание не имеет подклета, и столпы как бы стянуты вместе крытой галереей. Высота центрального столпа составляет 34,5метра, его окружают массивные полуцилиндры. Декоративное оформление храма состоит из кокошников, филенок, пилястров, фронтончиков. В процессе реставрационных работ, завершенных в 1964году, зданию вернули его первоначальных облик.В 1962году на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи (изображение круга со спиралями из кирпичиков), выполненной красным цветом. Значение ее до сих пор не раскрыто. По мнению ряда исследователей, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является прообразом Покровского собора на Красной площади.
В 16-ом веке основной задачей внешней политики Русского государства становится ликвидация крупнейших ханств - Казанского и Астраханского, вассалов Турецкой империи. В 1552году царь Иван Грозный во главе войска отправился на завоевание Казани. Его путь пролегал через Коломенское. Здесь же четыре года спустя он получил известие о взятии Астрахани. В декабре 1564года, перед отъездом Ивана Грозного в Александровскую слободу, царская семья пробыла две недели в Коломенском. Свидетель этого времени- клад серебряных монет, найденный у церкви Вознесения.
17-ый век современники называли «бунташным». В 1601-1603годах страшный голод обрушился на страну. Усилился гнет землевладельцев. Дальнейшее закрепощение крестьян вызвало ряд крестьянских и городских восстаний, что привело к ослаблению государства. Именно в это время появляется самозванец Лжедмитрий 1, попытавшийся с помощью Польши захватить русский престол. Летом 1605года войска Лжедмитрия 1 остановились в Коломенском, где был построен маленький военный городок из шатров, огражденных стеной с четырьмя башнями и воротами. Захватив Москву, Лжедмитрий 1 недолго продержался у власти. Он был убит в 1606году восставшими москвичами. Пришедшее к власти правительство Василия Шуйского не принесло облегчения народу. Нараставшие социальные противоречия вылились в первую Крестьянскую войну под руководством И. И. Болотникова. И некоторые события этой войны связаны с Коломенским. Война охватила южные, юго-западные и центральные области государства. В конце октября 1606года войска Болотникова вошли в Коломенское. Началась осада Москвы. Отряды Болотникова состояли не только из городской бедноты, казаков и крестьян, но и из дворян, пытавшихся лишить движение антифеодальной направленности. В ноябре 1606года в разгар боев дворянские отряды перешли на сторону Шуйского. 2 декабря Болотников потерпел поражение и отошел в Коломенское.
Началась осада села царскими войсками. Лагерь восставших обстреливался «огненными ядрами», которые тушили с помощью мокрых воловьих шкур. На территории Коломенского найдено много белокаменных и чугунных ядер того времени. Потерпев поражение под Москвой, войска Болотникова отошли к Калуге, а позже к Туле, где в течение четырех месяцев обороняли город и только после его затопления сложили оружие. Правительство жестоко расправилось с участниками Крестьянской войны. По словам голландского купца Исаака Массы, тысячи людей убивали дубинкой по голове и спускали под лед. Болотников был отправлен в Каргополь, ослеплен и утоплен. Поражение крестьянского восстания привело к еще большему закрепощению крестьян. В 1649году был принят новый свод законов - «Соборное уложение», который юридически оформил крепостное право. Усиление налогового гнета вызвало ряд крупных городских восстаний. События одного из них - Медного бунта, связаны с Коломенским. Пытаясь выбраться из экономического кризиса, правительство выпустило партию денег, серебряных по номиналу. На рынок поступило большое количество фальшивых монет, что привело к падению курса медных денег. Поднялись цены на товары и продукты питания. Об этом было сказано в «сказках»- сведениях с мест, собранных по наказу царя в начале 1662года: «…в прежних летех мочно было мастерскому человеку и с женою быти сыту алтынным хлебом, а ныне надобно на 26 алтын». 25июля 1662года по всей Москве появились расклеенные «листы», в которых обвинялись в измене бояре Милославские, окольничий Федор Ртищев и крупный «гость» Василий Шорин. Собралась пятитысячная толпа из посадских людей, стрельцов и бедноты, которая отправилась в Коломенское с требованием выдачи изменников, «и царь в том деле обещал учинить сыск и указ». Поверив царским словам, люди отправились по домам. В это время в Москве восставшие грабили дворы купцов Василия Шорина и Семена Задорина. После этого они пошли в Коломенское, соединившись по дороге с теми, кто возвращался в город. Прибыв к дворцу, они вновь стали требовать выдачи изменников-бояр, угрожая и царю. К этому времени в Коломенское уже прибыли два стрелецких полка, которые получили приказ «тех людей бити и рубити до смерти и живых ловити». Восстание было подавлено. «А им было противиться не уметь… начали бегать и топиться в Москву-реку и потопилося больше 100 человек, а пересечено и переловлено больши 4000 человек, и того же дни около того села повесили со 100 человек». Так закончился медный бунт, предшествующий Крестьянской войне под руководством Степана Разина.