Различные формы вмешательства приводят, по мнению, Ибн Халдуна, только к негативным последствиям[10]. Так, налоги становятся чрезмерными, и рынки приходят в упадок, что сказывается на государстве. Происходит это потому, что налоги приносят подданным стеснение и тягость, ведут к исчезновению доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей. В результате прекращаются поступления в казну, ибо подавляющая часть налогоплательщиков – земледельцы и купцы. Опасность изъятия собственности заставляет богатых людей создавать своего рода «государство в государстве» - набирать наемную охрану своих владений. В конце концов, происходит «утечка богатств» за пределы государства.
Государство гибнет, так как уничтожает ту экономическую основу, на которой только и может существовать. Но гибнет не государство вообще. Гибнет конкретное династическое государство. Формы его гибели или разрушения могут быть различны. Возможно распадение государства на более мелкие, захват данного государства другим, более сильным и т.д. В любом случае, считает Ибн Халдун, каждое государство обречено на гибель, подобно тому, как обречен на смерть человек. Предвестником гибели государства является роскошь. Стремление государственных людей к роскошной жизни приводит к росту дороговизны и, в конечном счете, к разрушению экономики. Государство по Ибн Халдуну – сила, которая вызывается к жизни объективными причинами и по объективным же причинам гибнет.
При всей кажущейся широте охвата вопросов хозяйственной деятельности, которых касались средневековые авторы, классическая исламская социально-экономическая доктрина фактически содержала разработку трех ключевых вопросов[11]
1. Учение о собственности, основанное на положении о том, что «абсолютным собственником» всех земных благ является лишь Аллах. А отдельный человек не может полностью распоряжаться по своему усмотрению тем, что мусульманское право определяет как его собственность. Уже в раннем исламе существуют серьезные разногласия относительно трактовки понятия собственности. Расплывчатость положений этого учения позволила в новейшее время высказывать противоположные точки зрения относительно права собственности на средства производства.
2. Учение об источниках приобретения богатства (земных благ), главным среди которых называется труд: любое богатство является дозволенным с точки зрения ислама только в том случае, если оно приобретено собственным трудом. Причем каждый мусульманин должен принимать участие в деятельности, направленной на повышение благосостояние всей общины (государства).
3. Учение об использовании богатства. Материальные блага, являющиеся собственностью общины или одного мусульманина, должны быть использованы «наилучшим образом», то есть с максимальной пользой для индивидуума и общества. В рамках этого же учения существует и положение о необходимости справедливого распределения материальных благ.
Основные принципы исламской социально-экономической доктрины сводятся к следующему[12]:
· регламентация в соответствии с нормами ислама экономической деятельности (например, шариатский запрет на риба – выплату и получение процентов);
· признание в качестве основ экономики двух видов собственности – частной и общественной (на которые распространяется ряд ограничений);
· принцип обеспечения социальной справедливости, который реализуется, в частности, посредством закята[13];
· обеспечение справедливого распределения в обществе;
· признание права государства вмешиваться в экономическую деятельность;
· равное распределение риска между партнерами по экономической деятельности с помощью системы договоров (акд).
Несмотря на строгую регламентацию экономической деятельности шариатом, уже в средние века мусульманские правоведы признавали возможность выработки различных подходов к сложившимся установлениям. Такие известные авторы, как Абу Ханифа и Абу Йусхф, в практических вопросах отдавали предпочтение обычаю (урф, адат), перед предписаниями священных текстов.
Автор комментариев к мусульманскому праву (хидайа) Бурхан ад-Дин Али Маргинани считал, что с изменением обычаев тексты перестают им соответствовать и, следовательно, необходим новый подход с учетом новой ситуации[14].
Таким образом, в мусульманском праве при всей его догматичности сложилась практика достаточно свободного подхода к решению конкретных практических вопросов.
Особый интерес представляет приложение принципов исламской экономической доктрины в сфере кредитно-финансовой деятельности, широко развитой в странах мусульманского мира еще в средневековье. Специфика кредитно-финансовых институтов заключается в распространении на них шариатского запрета на выплату или получение процента (риба). В Коране неоднократно подчеркивается греховность риба[15]. Однако этот запрет уже в первые века хиджры вошел в противоречие с экономической действительностью. Быстрое развитие товарно-денежных отношений, рост спроса на деньги обусловили необходимость «творческого подхода» законоведов к вопросу о прибыли: основываясь на положениях Корана, они разграничили собственно ростовщичество (т.е. получение процента с капитала) и прибыль, в процессе получения которой участвует человеческий труд.
Риба становится законным в том случае, если доход получен в результате производственной деятельности, причем к последней относится также и торговля. Таким образом, с точки зрения классического мусульманского права создание торговых корпораций и финансовых предприятий не только не осуждается, но и является одобряемым действием, поскольку создание таких институтов позволяет пускать капитал в оборот (хранение капитала является действием, осуждаемым исламом[16]).
Экономическая политика арабо-мусульманского государства в рассматриваемый период (УП – Х вв.) осуществлялась по двум направлениям: регулирование хозяйственного механизма внутри халифата и организация внешнеэкономических связей. Внутриэкономическая политика строилась на общих принципах социально-экономической доктрины, – главное внимание уделялось обеспечению функционирования налоговой системы и различным финансовым вопросам. О формах этой деятельности государства свидетельствует перечень ведомств, занимавшихся хозяйственными вопросами в халифате Аббасидов в 1Х – Х вв.:
· казначейство – диван бейт аль-маль;
· ведомство конфискаций – дар аль-мусадарин;
· ведомство благотворительности – диван аль-бии ва-садака;
· государственный «банк» – диван аль-джихбаза
· военное ведомство – диван аль-джейш
· почтовое ведомство – диван аль-барид
Общее регулирование хозяйственной жизни находилось в ведомстве двора (диван ад-дар)[17]. Государство занималось также организацией ремесленного производства, о чем свидетельствует, в частности, существование государственных ремесленных мастерских (дар ат-тираз), регулировало аграрные отношения[18] и т.д.
В средневековых мусульманских городах существовала категория специальных лиц, в функции которых входил контроль за соблюдением правил торговли и отчасти коммерческих операций. В восточных областях халифата Аббасидов этот чиновник назывался мухтасиб (осуществляющий хисбу). Мухтасиб имел право, не проводя специального разбирательства, вмешиваться в коммерческие дела, если они совершались в нарушение шариата, однако это право он мог применять только в общественных местах: в собственном доме купец был вправе совершать любые действия (кроме вероотступничества) по своему усмотрению, поскольку шариат гарантировал неограниченное право распоряжения собственностью.
Внешнеэкономические связи халифата в первые века хиджры носили достаточно ограниченный характер, осуществлялись преимущественно независимо от центральной власти и не нашли специального отражения в экономической доктрине. Сама по себе торговля строго регламентировалась шариатом, причем существовали различные правила торговли между мусульманами и мусульманами с «неверными». При первых халифах «межмусульманская» торговля осуществлялась внутри государства и представляла собой внутреннюю торговлю, и лишь с возникновением мусульманских общин за пределами халифата государство стало выполнять внешнеэкономические функции. Уже в УШ веке внешняя торговля халифата (а позднее целого ряда мусульманских государств) приобретает огромный размах, причем важную роль в ней играет государство (нередко в лице халифа и высшей знати[19]).
По всему мусульманскому миру широкое распространение нашли торговые дома, занимавшиеся нередко не только торговлей, но также и банковским делом. Существовали и объединения ряда домов, специализировавшихся на определенных видах торговли. С ХП века такие объединения известны в Египет и Сирии, а позже – в других странах. Чаще всего купцы объединялись по принципу этнической принадлежности. С возникновением в исламе сектантских движений торговые дома иногда стали создаваться на религиозно-общинной основе. С расширением границ исламского мира на характер торговой кооперации существенный отпечаток наложили различные местные реалии: в Западной и Восточной Африке, Индии, позднее в Юго-Восточной Азии складывалась практика коммерческого сотрудничества, носившая внешне «типично исламский» облик, однако фактически основанная на национальной традиции.