Смекни!
smekni.com

Народные выступления, возмущения, заговоры в Англии в период Реставрации Стюартов (стр. 3 из 6)

Несмотря на значительный подъем хозяйственной жизни в первые годы реставрации, развитие экономики Англии в 60-70-х годах тормозилось незавершенностью буржуазной революции. "Как внутренняя, так и внешняя политика правительства реставрации носило характер династической, ставившей интересы двора и его приспешников выше национальных"[6].

Состояние правящих классов.

Экономическое усиление правящих классов Англии в период реставрации неминуемо повлекло усиление их политического влияния. Заметно изменилась расстановка сил в среде господствующего класса, хотя страна продолжала оставаться королевством 3-х сословий - духовенства, аристократии, общин.

Духовенство еще оказывало значительное влияние на умы англичан и оставалось самым богатым сословием, тем не менее оно потеряло свое былое политическое могущество.

Реставрация вернула к власти и земельную аристократию. Лорды по-прежнему пользовались значительными привилегиями: их дома не могли служить для постоя войск, в ряде случаев они освобождались от наказания за совершенные преступления. Происходит сближение земельной аристократии с финансовой олигархией. Этому в значительной мере способствовали смешанные браки.

В период реставрации значительно усилилось джентри. Некоторые исследователи отмечают, что четыре типа землевладельцев (бароны, рыцари, эсквайры и йомены), относились к джентри. Однако ядром джентри являлись представители средних сословий. Ряды джентри постоянно пополнялись за счет выходцев из других сословий. В экономике страны джентри играло прогрессивную роль. В сельском хозяйстве землевладельцы улучшали агротехнику, сеяли новые культуры, проводили осушение болот. Джентри, связанные с коммерцией нередко вкладывали деньги в торговые колониальные экспедиции.

Положение народных масс.

По подсчетам Кинга, к концу XVII в. в Англии проживало: крупных фригольдеров - 280 тыс., мелких - 700 тыс., арендаторов - 750 тыс., сельских и промышленных рабочих, поденщиков, слуг - 1275 тыс., бедных копигольдеров и коттеров - 1300 тыс. Совершенно очевидно, что значительное большинство населения Англии существовало за счет заработной платы. Однако она была столь маленькой, что не могла покрыть даже минимальных расходов семьи труженика. Хотя правительство реставрации обсуждало вопрос о заработной плате, оно не пересматривало ежегодно в соответствии с рыночными ценами ее размеры.

Тяжелым и изнурительным был труд рабочих мануфактур. Рабочий день длился около 15 часов. Положение ремесленников осложняла оплата труда товарами. Нередко хозяева принуждали их покупать провизию или товары по ценам, превышавшим реальную стоимость. Некоторые заставляли своих рабочих арендовать у них жилье и вымогали плату независимо от того, селились там ремесленники или нет. Наиболее жестокой эксплуатации подвергался женский и детский труд. В основу рабочей политики Стюартов был положен знаменитый "Статут об учениках" королевы Елизаветы II (1563 г.), который предусматривал обязательное 7-летнее ученичество для тех, кто хотел стать ремесленником. Как правило в ученики принимали с 12-14 лет. Социальный состав лиц, поступавших на обучение был разнородным. Наряду с сиротами, детьми пауперов (бедняков) в ученики шли сыновья джентльменов и богатых купцов. Положение учеников было ужасным. Непосильный труд, продолжавшийся нередко с раннего утра до поздней ночи, полуголодное существование, побои и наказания - все это в полной мере выпадало на долю учеников. Как правило, они не получали никакой платы.

Период реставрации был ознаменован ростом безработицы. Переход от феодального способа производства к капиталистическому "неизбежно порождал массу лишних, ненужных ни в деревне, ни в городе рабочих рук"[7]. Упадок торговли, закрытие мануфактур, огораживания - все это приводило к увеличению числа безработных, страдавших от невозможности найти применение своему труду. Ряды безработных в значительной мере пополнялись за счет армии, подлежавшей роспуску. Однако правительство было бессильно справиться с безработицей.

Заметно усилился процесс обнищания народных масс. Столкнувшись с проблемой бедности, которая принимала угрожающие размеры, правительство реставрации было вынуждено принимать меры. В 1660-1661 гг. парламент обсудил ряд законопроектов: "Об устройстве бедных на работу", "Об освобождении из тюрем заключенных за долги", "О лучшем оказании помощи бедным". Система вспомоществования бедным по приходам путем введения прямого налога была создана в Англии еще в XVI в., когда власти официально признали пауперизм. Продолжая политику своих предшественников, правительство реставрации в июне 1661 г. установило сумму, которую должны были пожертвовать аристократы в пользу бедных: с каждого графа - 30 шиллингов, с каждого барона - 20 шиллингов. Разумеется, собственных средств было явно недостаточно для содержания огромной армии пауперов.

В основе законодательства реставрации о пауперизме и наемном труде лежал Акт об оседлости, принятый в 1662 г. В соответствии с этим законом пришелец, заставлявший власти прихода опасаться, что он в будущем может нуждаться в материальной поддержке прихода, мог в течении 40 дней после его появления быть задержан и под стражей возвращен на прежнее место жительства. Таким способом бедняков прикрепляли к своим приходам, препятствуя их свободному передвижению по стране в поисках работы. Король особенно настаивал на применении "решительной суровости" по отношению к тем, кто "любит бродяжничать". Благодаря закону об оседлости, как отмечает Н.М. Мещерякова, "была создана достаточно эффективная система контроля над широчайшими массами экспроприированных". "Такого количества обездоленных, - продолжает исследователь, - не знало ни одно общество в период становления капитализма, и ни одно государство не издавало подобного закона в процессе так называемого первоначального накопления"[8]. Таким образом, вся система "вспомоществования бедным" сводилась к способам изыскивания путей избавления от пауперов, путем их изгнания из приходов, когда те становились непригодными для каторжного труда на богатых.

Социально-экономическая, а также религиозная политика правительства реставрации вызывало острое недовольство в стране, и хотя период реставрации не знал столь мощных массовых движений, которыми была отмечена революция середины XVII в., антиправительственные выступления в правление Карла II были более чем значительными.

Народное движение.

В годы, последовавшие за реставрацией, среди населения нарастало недовольство политикой короля. С одной стороны, в лагере недовольных находились "верноподданные" его величества, раздосадованные тем, что их лояльность и преданность не получили должного признания, тогда как те, кто участвовал в гражданской войне, заняли лучшее положение. Видя нерадивый и расточительный двор, многие из них заявляли, что "половина того, что его величество проматывал на наложниц и шутов, осчастливило бы сотни старых кавалеров, которые, срубивши свои дубовые рощи и переплавивши серебряную посуду, чтобы помочь его отцу, бродили теперь в изношенном платье и не знали, куда обратиться, чтобы пообедать"[9].

Уже в сентябре 1662 г. венецианский посол в Англии Франческо Джаварина отмечал, что в стране заметно "всеобщее недовольство". Появились анонимные памфлеты, направленные против короля и правительства, в которых остро показывались несчастья, постигшие Англию, с момента возвращения Карла II.

Заговоры.

Всеобщее недовольство политикой правительства вылилось в серию заговоров и открытых народных выступлений. Летом 1661 г. был раскрыт один из первых заговоров. Заговорщики ожидали отъезда короля из Лондона, чтобы начать восстание. Их планы были раскрыты и вызвали неминуемую реакцию со стороны властей. В Лондоне провели обыски, изъяли из тайников и конфисковали оружие и военное снаряжение.[10] Сообщения о заговорах поступали со всех концов Англии. Особенно беспокойство вызывали западные и северные графства: Йорк, Ланкастер, Ноттингем и Честер.

Правительство было вынуждено принимать меры для предотвращения возможных беспорядков. В декабре 1661 г. появилось распоряжение, по которому из Лондона выселялись лица, имевшие оружие, принимавшие участие в гражданской войне и всякого рода подозрительные личности. Для предотвращения возможных беспорядков было отдано распоряжение милиции по ночам патрулировать улицы Лондона. Предпринимались попытки пресечь намерения заговорщиков. 46 человек арестовали ночью, когда они разрабатывали "мятежные планы". Раскрыли заговор, в соответствии с которым 12 мятежников намеревались убить короля, герцога Йорка, генерала Монка, захватить Тауэр, поджечь дворец и город, перерезать знать и всех известных горожан. Каждую ночь на улицах Лондона появлялись листовки мятежного содержания, их обнаруживали даже во дворце.[11]

В 1662 г. волнения в стране усилились. Тяжелые налоги, высокие цены на продукты питания, продажа крепости Дюнкерк, подорвавшая престиж правительства, - все это явилось причинами новой волны народного недовольства. Возникли опасения, что могут повториться страшные события гражданской войны.

Особое беспокойство вызывали у правительства демобилизованные солдаты и офицеры армии Кромвеля. Сведения об участии в заговорах старой армии поступали из разных районов страны. В Ньюкасле вооруженный конный отряд пытался захватить город; республиканцы распределяли порох среди распущенного войска; ходили слухи, что монархия не продержится и года.[12] В Лондоне был обнаружен комитет армии Кромвеля, который рассылал свои распоряжения по всему королевству.[13] В ноябре 1661 г. раскрыли заговор в армии генерала Монка. Заговорщики ставили своей целью развязывание новой гражданской войны, уничтожение монархии и англиканской церкви[14]. В Честере арестовали двух капитанов, инициаторов антиправительственных выступлений[15].