Активное участие в антиправительственных выступлениях принимали подмастерья, ученики, слуги. В апреле 1664 г. в Лондоне произошел инцидент, о котором венецианский посол Альвиз Сагредо поведал следующее:
«Двое молодых людей, назвавшихся учениками, за избиение своего хозяина были приговорены магистратом к тюремному заключению и позорному столбу. Но молодежь не смирилась с таким несправедливым отношением к их товарищам. 4 тыс. учеников, вооружившись камнями и палками, набросились на чиновников и освободили своих друзей. Лорд-мэр... немедленно вызвал вооруженный отряд милиции... Беспорядок был прекращен, двух его главных виновников не только возвратили к позорному столбу, но и жестоко избили. Это действие властей усилило гнев учеников, и на следующий день они собрались в еще большем количестве и угрожали снести дома олдерменов и других должностных лиц, участвовавших в экзекуции. Шум достиг стен дворца, и генерал Монк отдал приказ солдатам навести порядок. Но и тогда уче-дики продолжали протестовать, заявляя, что если судьи не будут наказаны, то они им отомстят»[24]. Выступление учеников достигло таких размеров и такого накала, что правительству пришлось прибегнуть к вооруженным силам милиции и даже армии.
Выступления учеников происходили и в других городах Англии. В 1665 г. «восстание учеников нарушило спокойствие в Эдинбурге». В 1672 г. поступили сведения из Ньюкасла о серьезных столкновениях между учениками и шотландскими солдатами.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что борьба народных масс против власть имущих не затихала на протяжении всего периода правления Карла II Стюарта. Накал борьбы порой достигал такой остроты, что даже сторонние наблюдатели отмечали в нации «готовность к революции».
Как правило, выступления народных масс носили неорганизованный, стихийный и разрозненный характер. Требования их были нечетко выраженными и носили экономический характер. Правительство пыталось найти причину «беспорядков» в подстрекательских петиция парламенту, в которых «вначале выражают гнев на некоторые незаконные требования, затем начинают протестовать, а потом и объединяться, чтобы выступить против законного правительства». Однако истинные причины выступлений крылись в тяжелом экономическом положении народных масс.
Правительство жестоко расправлялось с любыми проявлениями народного возмущения, привлекались даже вооруженные силы. Штрафы, аресты, конфискация скота и имущества — все эти средства использовались правящими классами. Иногда виновных подвергали смертной казни.
Религиозные возмущения.
Особое недовольство народа вызывала религиозная политика правительства. После реставрации англиканская церковь вновь сделалась господствующей, и диссентеры (сектанты) стали ее противниками. Они проповедовали отмену государственной церкви и десятины, свободу совести, невмешательство властей в дела религии. Венецианский посол Франческо Джаварина писал в своем дневнике 15 сентября 1662 г.: «Просвитериане высказывают все возрастающее беспокойство. Не признавая закона о единообразии, они объединяются с другими недовольными и сектантами и только ждут случая, чтобы разжечь новый огонь в Англии. Различные заговоры, затеваемые ими в Лондоне и других местах королевства, удалось обнаружить со значительными трудностями. Многие преступники, среди которых немало квакеров... арестованы. Как правило, заговорщики — лица низкого сословия, богатых диссентеров среди них немного»[25].
Наиболее радикальной и многочисленной сектой были квакеры. Официальные бумаги и мемуары, содержавшие сведения о выступлениях сектантов, показывают, что квакеры играли в них активную роль. Весной 1663 г. волнения сектантов прокатились по всему королевству. «Беспорядки удалось прекратить, арестовав сотни квакеров, анабаптистов и других фанатиков»,— отмечает Франческо Джаварина[26]. В августе того же года новая угроза заговоров сектантов возникла на севере, в Йоркшире. Герцог Бэкингем самолично отбыл в Йорк, «чтобы навести там порядок и предотвратить возможные выступления»,— сообщает в своем письме во Францию другой венецианский посол, Альвиз Сагредо[27]. Осенью 1663 г., продолжает Сагредо, «фанатики в Чичестере разрушили здание англиканской церкви». Появилась угроза нового восстания на севере, где отмечались серьезные выступления квакеров, анабаптистов, «людей пятой монархии»[28].
Для подавления волнений в Йорке, Ланкастере, Ноттингеме, Честере, Лондоне привлекались войска. Крупное выступление квакеров произошло в начале марта 1664 г. в Колчестере. «Квакеры... подняли восстание и были рассеяны с большим трудом отрядами вооруженной милиции,— пишет Альвиз Сагредо.— Их главарь, Карл Бейлей, самый известный в секте квакеров, был арестован и отправлен в Тауэр, как инициатор заговора»[29].
В конце 60-х годов вновь усилились выступления сектантов в различных графствах Англии. Информатор Джон Бишоп из Дарема сообщает государственному секретарю Уильямсону о «бунтарских и мятежных сборищах» 500 членов секты «святых» в Ньюкасле. Другой информатор, Ф. Андерсон, пишет из Ньюкасла: «Фанатики открыто собираются, с какой целью — неизвестно. Но я слышал их разговоры о полномочиях короля и его совета»[30]. Как явствует из этого сообщения, диссентеров волновали вопросы не только религии, но и политического устройства страны.
Крупные волнения сектантов имели место в Дувре и Йорке. Сборщик налогов в Йорке сообщил 4 октября 1669 г. о том, что в городе регулярно проводятся тайные молельные собрания нонконформистов. Их посещают многие горожане. «Эти противозаконные сборища,— отмечает он,— напоминают печальные события недавней гражданской войны, и я полагаю, что они должны быть подавлены прежде, чем достигнут своего апогея»[31]. Более крупные и значительные волнения сектантов имели место в Шотландии, которая в то время находилась в прямом подчинении Англии. В ноябре 1666 г. вспыхнуло восстание ковенантеров, получившее название Пентлэндского. Восставшие обезоружили и захватили в плен командира небольшого королевского отряда Джеймса Тернера и направились на Эдинбург, но вскоре отказались от своих планов и завершили восстание.
В 1679 году шотландские протестанты подняли еще одно восстание. Во главе восстания стояли представители воинственных фанатиков во главе с Джеймсом Камеронам, прозванные камеронцами. После разгрома правительственных войск при Драмклоге, численность войск увеличилась до шест тысяч человек. Разногласия в стане руководителей восстания, привели к дезорганизации и моральном упадке плохо обученного крестьянского, чем и воспользовались правительственные войска во главе с герцогом Монмаутом и Гремом Клаверхаузом. В то время как одна част войска осаждала Эдинбург, другая находилась на реке Клайд, около Босуэлского моста. 22 июня 1679 г. правительственные войска без труда перешли через Босуэлский мост и успешно атаковали войско восставших, не оказавшего особого сопротивления, и жестоко с ним расправились. Около двух тысяч протестантов были уничтожены во время битвы, а полторы тысячи были захвачены в плен. После суда в Эдинбурге, лишь пятьдесят восемь человек были отправлены в Голландию на корабле "Корона Лондона", который, по случайному стечению обстоятельств, потерпел крушение.
Таким образом, выступления сектантов расширяли и углубляли движение народных масс, направленное против режима реставрации.
Правление Якова II Стюарта.
В 1685 г. Карла II сменил на троне его младший брат, Яков II, и правил до 1688 г. пока не был лишен его в результате "Славной революции".
Вероятно уже в 1672 г. Яков обратился в католичество.
Он был способным солдатом и моряком, но, к сожалению, в политических вопросах был слаб и недальновиден. Вступая на трон он обещал защищать и укреплять Англиканскую церковь и гарантировать политическое и религиозное статус-кво, но при случае не мог удержаться от навязывания Англии католицизма. Аннулирование в 1685 Нантского Эдикта вынудило тысячи французских протестантов эмигрировать в Англию, усиливая неистовый, анти-католицизм, существовавший там.
Кроме того, в 1685 г., один из четырнадцати незаконных детей Карла II, герцог Монмаут, открыто выступил против короля с целью государственного переворота. Военные действия, хотя и не отличались масштаба, но очень испугали монарха.
Яков поступил опрометчиво: он начал увеличивать число армии и ставить на главные командные посты католиков. После того, как он сделал это он разместил войска на позициях, угрожавших протестантскому Лондону.
В 1687 г. Яков приказал англиканским епископам прочитать со своих кафедр декларацию, в которой подразумевалось, что инакомыслящие будут преследоваться, в то время как католицизм будет не только допускаться, но и одобряться. Семь из 26 епископов, включая и епископа Кентербирийского, отказались читать декларацию и были брошены в Тауэр, что немедленно превратило их в национальных героев.
Окончательное падение Якава случилось в результате опасения относительно наследования трона. Дело в том, что две его дочери отпервого брака с Анной Хайд, Анна и Мария, были протестантками и при нормальном ходе событий старшая из них стала бы королевой, но в 1688 г. его вторая жена-католичка Мария Модена, неожиданно родила сына и различные влиятельные политики в правительстве и вне его были серьезно обеспокоены перспективой установления католической тирании. В спешке они пригласили на трон сына дочери Карла I протестанта Вильгельма Оранского. Яков II, оказавшись без военной политической поддержки и воспользовался случаем и попытался бежать, но пересекая Ла-Манш был пойман двумя рыбаками и с позором возвращен в Лондон. Вильгельм не имел никакого желания превращать Якова в мученика или центр католического сопротивления, позволив ему снова бежать. Было объявлено, что Яков II отрекся от престола и трон был официально объявлен свободным, но вскоре был занят Вильгельмом и Марией.
Несчастный Яков остаток своей жизни прожил во Франции, при дворе Людовика XIV и умер 6 сентября 1701 г.