Смекни!
smekni.com

Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия (стр. 7 из 9)

Таким образом, Иоанн Каподистрия находился в России с 1809 по 1822 гг. Это был важный период в истории новой Греции - время подготовки и начала революции 1821 - 1829 гг. Каподистрия находился в умеренном крыле по отношению к революции. Но занимая высокое положение в русском правительстве, он имел возможность обеспечить поддержку официальных кругов в деле распространения Просвещения в Греции и защите национальных прав населения Ионических островов.

В начале национального движения, Каподистрия был категорически против революционного метода борьбы за освобождение, но когда подготовленное этеристами восстание переросло в общенациональную освободительную революцию, он встал на ее сторону.

В целом, взгляды Каподистрии на острые общегреческие проблемы были умеренно-клерикальными. Но он прилагал все усилия, чтобы помочь именно Греции, как стране, а не отдельно революционно настроенным обществам или гражданам.

Пребывание Каподистрии на русской службе имело большое влияние и на политическое сознание греческого общества предреволюционной поры. Осознание этого факта давало уверенность многим участникам борьбы, что Россия поможет им в освобождении. Несмотря на свои нерадикальные взгляды, Каподистрия оставил след как в истории греческого государства, так и в истории русской дипломатии начала XIX века.

3. ГРЕЦИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века.

ВОССТАНИЕ 1821 - 1829 гг.

Причиной усиления национально-освободительного движения в Греции послужило прежде всего социально-экономическое развитие страны. К началу XIX века в Греции усиленно развивалась торговля и мореходство. Последнее достигло господствующего положения в Средиземноморье. Так, например, "в 1803 году греческие судовладельцы имели 556 кораблей и 16131 матроса".[xl]

Многие районы османской империи, где проживало греческое население, вели активную торговлю с европейскими государствами. Они экспортировали в основном сельскохозяйственную продукцию. Рост товарно-денежных отношений вызвал большие изменения в сельском хозяйстве. Из натурального оно становилось товарным, и все более подчинялось рынку. Развитие торговли в Греции привело к образованию национального рынка.

К этому времени в Греции капиталистические отношения созревали значительно быстрее, чем в провинциях Турции, которая находилась на самой низкой ступени феодализма. Греки, по уровню своего общественно-экономического развития стояли выше своих поработителей. А турецкое военно-феодальное иго являлось тормозящим фактором в экономическом, политическом и культурном развитии угнетенных народов. Но Греция пыталась вырваться из феодальных оков.

Вследствие русско-турецких войн конца XVIII - начала XIX веков кризис Османской империи еще больше усилился, этот фактот способствовал ослаблению турецкого владычества.

Весь ход экономического и политического развития страны ставил главной проблему свержения турецкого господства и создание независимого национального греческого государства.

Как отмечалось ранее, подготовка восстания велась еще с 1814 года тайным обществом "Филики Этерия". Для руководства самим восстанием руководители "Этерии" решили пригласить И. Каподистрию, чтобы с помощью него иметь хотя бы политическую поддержку России. Каподистрияответил решительным отказом Ксантосу, который специально прибыл в Петербург, чтобы просить Каподистрию войти в состав "Архи" и быть руководителем восстания.

Ксантос, получив отказ Каподистрии, обратился с предложением войти в состав "Архи" к генералу майору русской армии Александру Ипсиланти. Поскольку Ипсиланти, в отличие от Каподистрии, верил в лучшее будущее Греции и считал, что греческий народ уже вполне созрел для освобождения и имеет достаточно сил и возможностей для того, чтобы сбросить османское иго, принял предложение Ксантоса. Но условием Ипсиланти было то,чтобы принять на себя единоличное руководство "Филики Этерия", следовательно и восстанием. "Соответствующий договор был подписан в Петербурге 12 апреля 1820 года".[xli]

Следует отметить причину подобных взглядов Ипсиланти на способность вооруженного восстания греческого народа, в отличие от Каподистрии.

На формирование свободолюбивых убеждений Ипсиланти и его братьев воздействовала среда русских офицеров того времени и вообще настроение передовых умов в России. "Все четыре брата Ипсиланти были офицерами русской армии в 1808 - 1821 гг." [xlii], а этот период был связан с подъемом общественного движения в России. Значительное распространение получили революционные идеи, захватившие и часть русского офицерства. В России стали возникать декабристские организации. Со многими из видных деятелей декабристов братья Ипсиланти были лично знакомы.

Сам Александр Ипсиланти общался со многими будущими декабристами через масонские ложи. "В 1816 году он состоял в ложе "трех добродетелей", в которую входили Пестель, Волконский, Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы".[xliii]

В свою очередь встречи с братьями Ипсиланти способствовали возникновению у декабристов большого интереса и сочувствия к греческому национально-освободительному движению. "Филики Этерия" и декабристы действовали в России почти одновременно: "Филики Этерия" возникла в 1814 году, а первая декабристская организация "Союз спасения" - в 1816 году.

Следует обратить внимание и на то, что помимо общности времени возникновения обе организации были под сильным идейным и организационным влиянием масонских лож.

Несколько слов о самом Александре Ипсиланти: в 1808 году в возрасте 16 лет он был определен корнетом в Кавалерийский полк. В 1813 году в чине подполковника его перевели в Гренадерский гусарский полк, в 1817 году в 25 лет Ипсиланти становится генерал-майором. В 1812 году участвовал в войне против Наполеона.

Александр Ипсиланти получил только домашнее образование и знал несколько языков. Интересы его не ограничивались офицерскими развлечениями, "он мечтал видеть Грецию свободной республикой".[xliv]

Следует обратить внимание на связи семьи Ипсиланти с Ригасом Велестинлисом, идеологом национально-освободительного движения в Греции.

Во время пребывания А. Ипсиланти в Петербурге весной-летом 1820 года у него еще не было какого-либо конкретного плана национально-освободительного восстания. Усилия руководителей греческой революционной организации были направлены на изыскание средств для подготовки вооруженного выступления. "Убедившись в невозможности получения какой-либо финансовой помощи от царского правительства, А. Ипсиланти решил попытаться получить заем во Франции под залог своей фамильной собственности".[xlv]

Во время своего пребывание на юге России летом-осенью 1820 года Ипсиланти встречался с эмиссарами тайного общества, прибывшими из Греции, собирал денежные средства для восстания, занимался делами местных этеристских ячеек.

"В октябре 1820 года на большом военном совете "Филики Этерия" в Измаиле был принят конкретный план национально-освободительного восстания".[xlvi]

Восстание по первым планам должно было начаться в декабре 1820 года в Пелопоннесе под непосредственным руководством А. Ипсиланти. Но в дальнейшем намеченные в Измаиле место и сроки восстания неоднократно менялись, что в немалой степени вызвано борьбой между сторонниками и противниками немедленных вооруженных действий внутри общества. Влиятельные круги общества стремились сорвать или хотя бы оттянуть массовое восстание против османского ига. Движущей силой национально-освободительного движения являлись крестьяне и городская беднота.

После окончания русско-турецкой войны в 1806 - 1812 гг. внутреннее положение Османской империи несколько упрочилось; правителем Янины в 1787 году стал Али-паша, который был крупным земельным собственником и соперничая с султаном Махмудом II помог ходу восстания 1821 - 1829 гг.

Весной 1820 года отношения между Яниной и Стамбулом сильно обострились. Али-паша не хотел отказываться от своего богатства и влияния. В конце июня 1820 года началась открытая война между Мехмедом II и Али-пашой. А. Ипсиланти решил воспользоваться ситуацией и поднять греческий народ на освободительное восстание. "В Одессе в 1820 году началось массовое вступление в "Филики Этерия".[xlvii]

13 октября 1820 года Ипсиланти прибыл в Измаил. Вскоре здесь состоялся большой военный совет "Филики Этерия" с участием ее виднейших руководителей. На севере Греции между Али-пашой и Махмудом II на этот момент уже 4 месяца бушевала война. Поэтому Измаилское совещание приняло решение начать освободительное восстание в Греции через два месяца. Столько времени требовалось Ипсиланти для того, чтобы добраться сушей до Триеста, а оттуда до Мани, "где намечалось начать восстание". "Одновременно должно было начаться восстание в Дунайских княжествах. Предполагалось также обратиться к вождю сербов Милошу Обреновичу с просьбой о военном содействии".[xlviii]

Через некоторое время руководители тайной организации приступили к осуществлению решений Измаилского совещения. Но неожиданно в начале ноября 1820 года Ипсиланти единолично изменяет план действий. Отказавшись от высадки в Мани и, следовательно, от непосредственного руководства восстанием в Греции, он решил вступить в Дунайские княжества, поднять здесь восстание, а затем пробиваться в Грецию через Македонию. Определенную роль в изменении плана сыграла, видимо, борьба между различными группировками внутри "Филики Этерия".