Смекни!
smekni.com

Новосибирск в годы Великой Отечественной Войны (стр. 3 из 6)

В то же время все новые дома начали строить также с исполь­зованием чердачного пространства, получая большой экономический и производственный эффект.

Временное и некапитальное одноэтажное строительство сильно ис­кажало исходные предпосылки в генеральном плане города. Приходи­лось размещать на территории основной каменной застройки города временную и индивидуальную застройку, проектировать мелкие квар­талы размером до 4—7 га при квартирной застройке и до 2—3 га при барачной застройке, с расчетной плотностью 150 человек на га в первом случае и 200—250 человек на га во втором. Рекомендовалась периметральная обстройка с расчленением участков кварталов на небольшие замкнутые зоны (учитывая сильные ветры в городе). Для застройки усадебного типа отводились участки площадью в 400 м2. Уже в начале войны стала ясна необходимость переработки генерального плана го­рода в связи с его быстрым промышленным развитием и стремитель­ным ростом населения.

Еще в 1938 г. проводилось уточнение генерального плана Новоси­бирска авторским коллективом «Гипрогора» в составе архитекторов Д. М. Пиллера, И. И. Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф. Якусевича. Город проектировался с расчетной численностью населения в 650 тыс. человек. Но в 1941 г. профессор В. А. Витман корректировал генеральный план уже в расчете на 950 тыс. человек. При снижении этажности застройки и увеличении численности населения в генплане потребовались новые территории для расселения. В связи с этим пред­полагался территориальный рост города на правом берегу в северном, восточном и юго-восточном направлениях. В плане на левобережье возникает Южный жилой комплекс. Основой структурной композиции генерального плана В. А. Витман принял радиальные магистрали, ис­ходящие из центров право- и левобережья, с введением продольных магистралей для длинных частей города. План В. А. Витмана был сла­бо разработан в деталях и представлялся лишь формальной схемой, плохо привязанной к реальному рельефу, без проработки инженерных вопросов подготовки территорий к строительству.

В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора» под руководством архитек­тора А. М. Синявера перерабатывает генеральный план города. В нем увеличивается процент малоэтажной жилой застройки, исходя из ре­альных перспектив развития города и предыдущего опыта. Такие уста­новки сильно изменили структуру застройки и ее плотность в гене­ральном плане. Сложившееся размещение промышленных предприятий в годы войны и отведенные территории для перспективного строитель­ства заводов определили и новые территории для жилищно-коммунального строительства. Однако и этот генеральный план не оказал опре­деляющего влияния на застройку города. Работа над планировкой го­рода продолжалась, и окончательный вариант генерального плана был подготовлен к 1952 г.

В военные годы велись благоустроительные работы по городу. Строились водопроводы в Кировском и Заельцовском районах. 18 сентября 1941 г. завершилось строительство наплавного моста через Обь. Несмотря на трудности военного времени, строились здания учрежде­ний культуры и науки.

Новосибирск в годы войны принял и сохранил много ценностей национальной культуры. Здесь жили и работали видные деятели ис­кусства и целые творческие коллективы.

3 сентября 1941 г. в Новосибирск прибыл Ленинградский Акаде­мический театр им. А. С. Пушкина, работавший в городе до 4 июля 1944 г. Город принял Центральный детский театр, Московский театр оперетты, Минские драматический и еврейский театры, украинский театр им. Коцюбинского (Киев). Театры и филармония размести­лись в зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и клуба Совторгслужащих.

В 1944 г. закончилась реконструкция здания ТЮЗа (Дом Ленина) по проекту архитектора В. М. Тейтеля. Сооружение утеряло монумен­тальность и некоторую образную символику, соответствующую его пер­воначальному назначению. Зданию был придан «ампирный» характер:

колоннада главного входа получила более изящную прорисовку профи­лей капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тон­ким карнизом. Пилоны, фланкирующие колоннаду, стали глухими, в них были заложены оконные проемы и убраны балкончики-трибуны на втором этаже. Четвертый этаж получил менее дробные членения, его объем увенчала балюстрада с тумбами и обелисками по углам, а в глухую часть — парапет — была вкомпонована рельефная скульптура— лира, античный символ сценического искусства. Сооружение более при­обрело в композиционной законченности и художественной целостно­сти, но утратило временную выразительность и образ здания-памят­ника, посвященного конкретному событию (рис. 134).

В 1944 г. началось строительство зданий Западно-Сибирского фи­лиала АН СССР. 8 февраля 1944 г. Президиум Академии наук СССР утвердил состав Президиума и руководство филиала и институтов. Местом размещения основных институтов и Президиума филиала был намечен Новосибирск. Новосибирский областной комитет КПСС и об­щественные организации оказали большую помощь организации фи­лиала. Ему были предоставлены земельные участки для построек, бо­танический сад, областная химическая лаборатория и два трехэтаж­ных здания в центральной части города. Научные и административ­ные учреждения рождающегося филиала Академии наук СССР в период строительства должны были разместиться в одном из этих зданий.

Первый секретарь обкома КПСС М. В. Кулагин поручил в октябре 1944 г. А. Д. Крячкову и архитектору Н. Г. Васильеву—руководителю организуемого аппарата «Академстройпроекта»—срочно начать рабо­ты по реконструкции отданного филиалу здания типовой средней школы, построенной в 1937 г. (привязка и «оформление» школьного здания были выполнены по проекту архитектора Ф. Ф. Барицкого).

Перестройку и приспособление внутреннего пространства сущест­вующего здания для нужд филиала можно было сделать достаточно легко, так как коридорная система школы с выделением зала, вести­бюля и лестниц в отдельный блок не противоречила новому назначе­нию здания. Требовалось только изменить положение внутренних пере­городок, чтобы дать нужный размер помещениям, и произвести зано­во их отделку, решив особенно парадно вестибюль, лестницу и конфе­ренц-зал.

Центральный выступ главного фасада, имевший неприятные тя­желые пропорции, был реконструирован в коринфский портик с фрон­тоном, украшенным барельефом, и завершен ложным куполом краси­вой формы. Такое обогащение центрального выступа оправдано, так как эта часть содержит главный вестибюль в первом и конференц-зал в два света во втором этаже.

Крылья корпуса оформлены скромно, с тонким вкусом. Автор хо­рошо использует цветовые сочетания штукатурки (с мраморной крош­кой в два оттенка песчаного цвета) с белыми нишами и балюстрада­ми у окон второго этажа и белым барельефом на фронтоне.

Стены здания обработаны рустом. Узкие боковые фасады также обогащены четырьмя трех четвертными колоннами с аттиками.

Скульптурные работы в поле фронтона и панно-барельеф над вхо­дом были выполнены по рисункам А. Д. Крячкова скульптором В. Ф. Штейн и мастером-скульптором Ковшовым. В целом получилось здание, выполненное с большой профессиональной культурой, одно из лучших в Новосибирске с точки зрения применения и использования ордера как в целом, в пропорциях, так и в его деталях. Образ здания перекликался с традиционными формами старых русских научных учреждений Москвы и Петербурга, таких, как Академия наук, Универ­ситет и т. д. А. Д. Крячков писал впоследствии, что «в основу архитек­туры реконструируемого здания был положен русский (Ленинград­ский) классицизм». Строительство было окончено в 1947 г. Так появи­лось в Новосибирске первое здание Академии наук СССР (рис. 135).

Героическим трудом в тылу новосибирцы вместе со всем советским народом приближали радостный День Победы. Несмотря на огромные трудности и лишения, город шел к победе, полный оптимизма и планов на мирное будущее. Крепла его индустрия, наука получила значительную базу, развивалась культура города.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и бале­та приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинград­ских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-двор­цов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного му­зея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода,

Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г.., . культурные ценности стали возвращаться в свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны с фашизмом, осенью 1942 г., во время боев на Волге и на Кавказе, правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске и Совнарком вклю­чает это строительство в число первоочередных.