В письме командующему войсками СибВО генерал-лейтенанту К. В. Медведеву и секретарю Новосибирского обкома ВКП(б) М. В. Кулагину заместитель Наркома Обороны генерал-полковник Е. А. Щаденко сообщал, что предложение о формировании добровольческой дивизии принято Государственным Комитетом Обороны, который рекомендовал укомплектовать ее наиболее подготовленным командным составом, имеющим боевой опыт . Это указание ГКО было выполнено. Только в состав 150-й дивизии было включено около 12% воинов, имевших боевой опыт. Более 70 чел. из них имели боевые ордена и медали, в том числе первый командир этой дивизии полковник Н. А. Гузь был награжден орденом Красного Знамени за участие в обороне Севастополя.
ЦК ВКП(б) и Государственный Комитет Обороны, одобрив инициативу сибиряков, дали разрешение на формирование дивизии, которой был присвоен войсковой номер 150-й стрелковой. Первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) М. В, Кулагин призвал сибиряков сделать все, чтобы по количеству бойцов это добровольческое формирование было дивизией, а по вооружению—армией, чтобы эта сибирская дивизия вернулась гвардейской. Бюро Новосибирского обкома ВКП(б) своим постановлением от 8 июля 1942 г. подтвердило решение пленума иметь в составе добровольческой дивизии не менее 50% коммунистов и комсомольцев .
Военный Совет СибВО обратился в Алтайский и Красноярский крайкомы, Омский обком партии с предложением обсудить вопрос об инициативе новосибирцев, томичей и кузбассовцев. Их патриотический почин был тут же подхвачен партийными организациями Красноярска, Барнаула и Омска. На основании этого командование СибВО 7 июля 1942 г. отдало приказы о формировании отдельных добровольческих стрелковых бригад: 1-й Алтайской, 2-й Омской и 3-й Красноярской". Позже им были присвоены номера соответственно: 74-я, 75-я и 78-я.
После объявления о формировании этих добровольческих соединений от сибиряков стали поступать многие тысячи заявлений о зачислении их добровольцами. Только по Новосибирской области к 10 августа поступило 42 307 заявлений, в том числе от коммунистов—8 313 и комсомольцев — 8 494, что превышало штатную численность дивизии, а всего подали заявлений в 3,3 раза больше, чем было необходимо. Примерно такое же положение оказалось в Алтайском, Красноярском краях и Омской области. Поэтому в конце августа принимается решение о формировании еще одной добровольческой бригады, отдельного саперного батальона и отдельного батальона связи.
Для отбора наиболее подготовленных добровольцев были созданы специальные комиссии из представителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и военкоматов. Решением сложных вопросов вооружения и материально-технического снабжения добровольческих формирований занимались особые тройки, созданные в обкомах и крайкомах партии. Эти органы формирования вместе с военкоматами не только создавали соединения корпуса, но и заботились о его пополнении в ходе боев на фронте.
Особая забота была проявлена о качественном укомплектовании корпуса политическими работниками, укреплении партийной и комсомольской прослойки, о развертывании действенной партийно-политической работы. Только среди политработников 150-й дивизии было 30 секретарей горкомов и райкомов ВКП(б), 12 руководящих работников обкома и горкомов, 22 начальника политотделов МТС, 23 заведующих отделами райкомов и горкомов партии, 8 парторгов ЦК ВКП(б), 65 секретарей партийных бюро, руководителей профсоюзных и хозяйственных организаций . На политработу в Алтайскую добровольческую бригаду пришли 5 человек из аппарата Алтайского крайкома партии, 8 человек — из краевого Совета. Высоким в корпусе был процент коммунистов и комсомольцев. Перед вступлением корпуса в бой среди его личного состава было почти 40% коммунистов и комсомольцев.
Так начиналась история 6-го (впоследствии 19-го гвардейского) Сибирского добровольческого стрелкового корпуса, одного из крупнейших добровольческих формирований периода Великой Отечественной войны, в необычайно короткий срок влившегося в состав действующей армии.
Корпус прошел боевой путь от Подмосковья до берегов Балтики. В его состав входили: 150-я добровольческая стрелковая дивизия, сформированная в Новосибирской области, ставшая затем 22-й гвардейской, 74-я Алтайская и 91-я Сибирская отдельные стрелковые бригады, слитые и преобразованные позже в 56-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 75-я Омская и 78-я Красноярская отдельные добровольческие бригады, преобразованные в 65-ю гвардейскую стрелковую дивизию, и другие добровольческие части и подразделения .
Добровольческий корпус сибиряков свой славный путь начал 25 ноября 1942 г. с участия в прорыве мощной немецкой обороны под г. Белый в составе войск Калининского фронта. Здесь сибиряки действовали геройски и отличались неудержимостью в наступлении, стойкостью в обороне. Свою боевую славу они приумножили в феврале—марте 1943 г. в боях по разгрому основных сил немецкой группы армий «Центр». 23 февраля 1943 г., участвуя в Холмско-Локненской операции, части корпуса после короткого огневого налета атаковали противника на фронте протяженностью в 28 км. В результате напряженных боев, продолжавшихся до 7 марта 1943 г., сибиряки нанесли огромный ущерб врагу:
были разбиты полностью две пехотные дивизии гитлеровцев, уничтожено до 8 тыс. солдат и офицеров. 156 дзотов, 133 пулемета, несколько танков, захвачено много трофеев. Части корпуса освободили свыше 45 на селенных пунктов 18. Как и под г. Белым, в этой операции сибиряки-добровольцы проявили высокий боевой дух, стойкость, мужество и героизм. Здесь в составе 91-й бригады сибиряков совершил свой бессмертный подвиг Александр Матросов.
С марта 1943 г. части корпуса по приказу командования перешли к активной обороне и до 1 апреля 1943 г. упорно удерживали занимаемый рубеж на фронте протяженностью в 43 км — в районе населенных пунктов Иваково, Березовка, Борки, Косовищи и далее по р. Чернушка.
За героизм и ратное мастерство, проявленные в боях, корпус был преобразован в 19-й гвардейский. Продолжая свой славный путь под гвардейскими знаменами, сибиряки-добровольцы отличились в составе ударной группировки 10-й гвардейской армии Западного фронта на Смоленском направлении — под Ельней, Спас-Деменском, при взятии Гнездиловских высот и под г. Орша. Здесь шагнул в бессмертие командир пулеметного взвода 257-го гвардейского стрелкового полка лейтенант Алексей Васильевич Сосновский, уроженец г. Красноярска. Во время боя в Спас-Деменском районе пулеметчики, подавив огонь вражеской минометной батареи, бросились в рукопашную. Немало гитлеровцев было истреблено в этой схватке. С оставшимися в живых 6 бойцами А. В. Сосновский ворвался на высоту. Когда в неравной схватке с врагами, стремившимися любой ценой вернуть оставленные позиции, погибли все его бойцы, раненый молодой офицер, истекая кровью, последней гранатой подорвал себя вместе с наседавшими фашистами. За этот подвиг коммунисту А. В. Сосновскому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза .
Умножая свои боевые гвардейские традиции, корпус выполнил поставленные перед ним задачи и расчистил дорогу для дальнейшего продвижения вперед — на г. Ельню . В этих боях только с 6 по 20 августа 1943 г. были полностью разгромлены части танковой и одной мотодивизии врага, истреблено свыше. 10 тыс. солдат и офицеров противника, захвачено 27 орудий, до 300 пулеметов, свыше 2 тыс. винтовок, 30 минометов и много другого военного имущества .
30 августа 1943 Г. штурмом овладев г. Ельней, корпус продолжал преследовать противника южнее г. Смоленска . К 17 сентября 1943 г. сибиряки овладели населенными пунктами Новоселки, Панское, Ляды и Болотове. Особо отличилась здесь 56-я гвардейская добровольческая дивизия. Она быстрым выдвижением вперед перерезала линию железной дороги Смоленск — Рославль и способствовала главной группировке Западного фронта овладеть г. Смоленском, за что была отмечена приказом Верховного Главнокомандующего и ей присвоено почетное наименование Смоленская .
За годичный срок пребывания на фронте воины 19-го гвардейского корпуса, прошли боевой путь общей протяженностью свыше 1 тыс. км . В этих сражениях еще более окрепло ратное мастерство сибиряков-добровольцев. Многие солдаты и офицеры корпуса проявили героизм и бесстрашие в бою. Во время атаки 8 августа 1943 г. красноармеец Макаров в стыке траншей встретил 12 немецких солдат. Гранат у бойца не было. Не теряя времени, он пустил в ход штык. В неравной рукопашной схватке отважный сибиряк уничтожил 6 гитлеровцев. Когда, получив ранение, отважный воин почти уже выбился из сил, ему на помощь подоспели товарищи. Оставшиеся гитлеровцы были уничтожены ими. Всего за этот день гвардейцы корпуса уничтожили 2600 фашистских захватчиков .
В этот же августовский день отличился командир расчета станкового пулемета гвардии сержант В. А. Борисополец. Сам командир был контужен, а расчет его выведен из строя, но мужественный сибиряк сумел отразить несколько контратак немцев. Когда же его пулемет был поврежден, гвардеец, проявив находчивость, заменил тело пулемета от другого и отразил еще 3 контратаки гитлеровцев. Так же умело действовали коммунист пулеметчик Баратбол Кашибаев, гвардии красноармеец Черномутов, уничтоживший противотанковой гранатой дзот с 11 фашистами, и многие другие воины.
Гвардии красноармеец Петр Кокорин во время атаки танков противника метким огнем из ПТР подбил самоходную пушку и зажег фашистский танк. После боя он заявил военному корреспонденту: «Меня недаром учили стрелять так, чтобы попадать наверняка. Я это хорошо усвоил и... уничтожаю немецкую гадину».
Так же мужественно действовали гвардейцы-добровольцы и во всех последующих боях. В наградном листе на гвардии рядового 257-го гвардейского полка 65-й гвардейской дивизии Панкина Николая Ивановича отмечается, что рядовой Панкин Н. И. в наступательных боях с 19 по 22 марта 1945 г. в районе д. Турки Салдусского уезда Латвийской ССР действовал как подлинный гвардеец, не жалея ни сил, ни жизни. Встретив на пути продвижения дзот, мешавший нашей пехоте, тов. Панкин по своей инициативе, рискуя жизнью, пополз вперед и, зайдя с тыла, противотанковой гранатой взорвал его, уничтожил 3 вражеских пулеметчиков и открыл тем самым путь продвижения подразделению. 22 марта 1945 г. тов. Панкин Н. И. был смертельно ранен. Посмертно он награжден орденом Отечественной войны II степени.