К середине XIV в., помимо Московского и Тверского княжеств, сложились еще два великих княжества — Суздальско-Нижегородское и Рязанское. Правители этих княжеств активно включились в борьбу за политическое главенство на Руси. В 1359 г. суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович попытался воспользоваться вокняжением в Москве малолетнего Дмитрия Ивановича, чтобы получить в Орде ярлык на великое княжение. Однако правившие в первые годы за Дмитрия митрополит Алексей и бояре искусной политикой в Орде и прямым военным нажимом на суздальского князя принудили последнего отказаться от притязаний на великое княжение. Основным соперником Москвы по-прежнему оставалось Тверское, княжество, оправившееся от погрома 1327 г. С конца 60-х годов XIV в. началась длительная борьба между великим князем Дмитрием Ивановичем (1359—1389) и тверским князем Михаилом Александровичем.
Неудача походов Великого князя Литовского Ольгерда – союзника тверского князя – против Москвы побудила последнего искать помощь в Орде, правители которой с тревогой следили за усилением Москвы и готовы были поддержать любого ее противника. В 1371 г. Михаил получил в Орде ярлык на великое княжение, но Дмитрий Иванович отказался признать его великим князем, считая себя уже достаточно сильным, чтобы решиться пойти на конфликт с Ордой. В 1375 г. Дмитрий во главе московских войск и военных сил, собравшихся из многих русских земель (и даже из удельных княжеств Тверской земли и русских княжеств, вассальных Ольгерду), осадил Тверь. Поход московского князя против тверского князя, блокировавшегося со злейшими врагами Руси, впервые принял характер общерусского национально-патриотического предприятия. Отказались поддерживать своего князя и тверичи, потребовавшие от него сдачи города и заключения мира с Москвой. Тверской князь был вынужден отказаться от притязаний на великое княжение, признать старейшинство московского князя, обязаться не вступать без его ведома в сношения с Ордой и Литвой, помогать московскому князю в борьбе с его врагами. Подобные же договоры о признании старейшинства московского князя были заключены Дмитрием с рязанским и другими князьями. Как отметил тверской летописец, Дмитрий Иванович «всех князей русских привожаше под свою волю, а которыа не повиновахуся воле его, а на тех нача злобою посегати».
Со второй половины XIV в. начали проявляться признаки феодального дробления и общего ослабления Золотой Орды, внутри ее стали выделяться самостоятельные и полусамостоятельные «орды». Затяжные усобицы между соперничавшими группировками феодальной знати в Орде сопровождались калейдоскопической сменой ханов или же одновременным правлением двух враждовавших ханов. Отношения между Ордой и Русью становились крайне неустойчивыми и напряженными. Резко возросло число набегов ордынских правителей и мурз на русские земли, особенно на соседние с Ордой Нижегородскую и Рязанскую земли.
Начавшийся распад Орды был временно приостановлен пришедшим к власти в конце 70-х годов темником Мамаем. Объединив почти все силы Орды, Мамай начал подготовку к походу на Русь, поставив наряду с обычными грабительскими целями также задачи восстановления ослабевшей власти над русскими землями и, прежде всего, разгрома Московского княжества. Однако поход этот, закончившийся разгромом войск Орды в Куликовской битве, показал, что Москва реально становится сильным независимым центром русских земель.
Впрочем, уже через два года у московского князя не нашлось достаточно сил, чтобы противостоять новому набегу, на этот раз хана Тохтамыша. Однако процесс усиления Москвы становится необратимым. В 1393 г., воспользовавшись тяжелым положением Тохтамыша, втянувшегося в борьбу с восточным правителем Тимуром, Василий I добился от него согласия на передачу Москве Муромского и Нижегородского княжеств, с присоединением которых появилась возможность приступить к созданию общерусской системы обороны границ с Ордой. Присоединение Нижегородского княжества произошло без применения силы. Нижегородского князя не поддержали даже его собственные бояре.
Конец XIV – начало XV в. характеризуется началом многолетнего противостояния Москвы и Новгорода. Предпринятая Василием I попытка присоединить к Москве Двинскую землю, богатейшую новгородскую колонию, окончилась неудачей. Среди остававшихся вне сферы политического господства Москвы феодальных центров Руси Новгород был крупнейшим и наиболее могущественным, в своей внешней политике опиравшимся в первую очередь на враждебную Москве Литву.
Утверждение олигархических форм правления, ликвидировавших демократические черты вечевой организации управления в Новгороде, антинародная и антинациональная политика бояр в их борьбе с Москвой лишала их поддержки новгородского плебса, что, в конечном счете, привело к поражению бояр в их борьбе с Москвой.
В 1456 г. Василий II совершил успешный поход на Новгород, разбив новгородское ополчение. Законодательная власть веча была отменена, право внешних сношений ограничено. Государственная новгородская печать уступило место великокняжеской.
В процессе объединения русских земель в XIV—XV вв. возникали и первые элементы государственной централизации - постепенное сосредо-точение всей полноты власти в руках московских князей, ограничение политических и имущественных прав и привилегий феодально-земельной знати, упразднение отдельных политических институтов (например, должности тысяцкого в Москве), первые шаги по установлению контроля за деятельностью кормленщиков и др. Дмитрий Донской попытался ликвидировать положение церкви как «государства в государстве» и сделать ее послушным орудием в руках великокняжеской власти, поставив на митрополичий престол своего ставленника — придворного попа Митяя, однако эта попытка окончилась неудачей. Пойти же на разрыв сложившихся еще со времен Калиты союзнических отношений с церковью великокняжеская власть не могла, так как нуждалась в ее поддержке в борьбе с другими феодальными противниками.
Новые основания получил союз церкви с московскими князьями с середины XV в. В 1439 г. на соборе во Флоренции Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верховного главенства римского папы при сохранении православных обрядов. Папская курия хотела этим актом включить в сферу своего влияния Русь и другие славянские страны. Но в Москве разобрались в скрытой подоплеке флорентийской унии и отвергли ее. В 1448 г. собравшиеся в Москве на церковный собор русские епископы избрали из своей среды без санкции патриарха нового митрополита — коломенского епископа Иону, на которого указал великий князь Василий II. Этим актом была оформлена независимость русской церкви от константинопольской патриархии. Но, став самостоятельной, русская церковь оказалась поставленной в прямую зависимость от крепнувшей великокняжеской власти, которая| только одна могла защитить интересы церкви в общерусском масштабе и поддержать ее духовный авторитет.
3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию — формирования единого Российского государства. Социально-экономическое развитие на протяжении XIV —XV вв. привело к значительному усилению феодального землевладения и хозяйства. Масса населения оказалась в различных формах зависимости от светских и духовных феодалов, а также от княжеской власти. Под ее гнетом исчезли остатки городского самоуправления на территории междуречья Оки и Волги. Торговля обогащала в основном феодалов. Денежные средства горожан изымались князьями для уплаты тяжелой дани в Орду. Экономические связи между отдельными землями были еще слаборазвитыми и охватывали незначительную часть населения. Немногие крупные города развивались главным образом как центры местной экономической и политической жизни.
Большое влияние на развитие объединительного процесса оказала внешняя опасность. Одержав победы над своими соперниками и достигнув значительных успехов в борьбе с Золотой Ордой, московские великие князья в XV в. выступили в качестве главной политической силы на Руси. К этому времени они располагали обширными, плотно заселенными владениями и опирались как на выросшие материальные средства, так и на поддержку различных социальных слоев. Светские и. духовные феодалы были заинтересованы в усилении великокняжеской власти постольку, поскольку она могла способствовать укреплению их власти над крестьянами. При этом различные группировки феодалов неодинаково относились к перспективе укрепления московской великокняжеской власти. Новгородское боярство и духовенство, например, стремились сохранить государственную и церковную самостоятельность в своей земле. Аналогичным было положение в Пскове и в некоторых других землях. Московское боярство поддерживало идею объединения всех русских земель под властью Москвы, но сопротивлялось усилению личной власти великого князя. Сепаратистские тенденции особенно сильно проявлялись в политике удельных князей.