Смекни!
smekni.com

Осетия и осетины (стр. 2 из 4)

Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.

2. Язык осетин.

Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное знакомство с осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный факт: осетины по своему языку оказались родственным не кавказским (теоретическим) народам, как чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины, дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы, а народам Европы, Ирана и Индии, народам так называемой индоевропейской системы. Объединены эти народы в одну группу по признаку языка. Ничто не указывает на то, чтобы между ними была расовая близость. Индоевропейский мир – это культурно – историческое, а не расовое образование. Осетинский язык относится к одной определённой ветви индоевропейских языков – к иранской. К иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, языки: персидский, курдский, татский, латышский, аорганский, белужский, ряд иранских языков Припамирья, таджикский, ягнобский.

Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского мира, занимает в нём обособленное место и, по многим своим признакам, противостоит всем остальным новоиранским языкам. Всё же по ряду признаков осетинский язык можно отнести к одной определённой группе иранских языков, которую можно назвать северо-восточной. Сюда относятся, во – первых, предполагаемые языки скифов и сорматов, которые, как можно думать, были в ближайшем родстве с осетинским.

В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов осетинский язык в определённой мере сблизился с ними в некоторых чертах, претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский период осетинский язык получил новые сферы функционирования, – прежде всего это сфера школьного обучения на осетинском стала вестись деловая переписка.

3. Взаимоотношения с Россией.

Скифы, сарматы, аланы – прародители осетин. Полуторатысячелетняя история славян – русичей, русской нации, тесно переплетена с историей аланов – осетин.

25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага в Петербург, куда прибыли 9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и происходили переговоры, в ходе которых осетинское посольство обратилось к российскому правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к России. В результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством землями “ вольными и свободными ”. Переселение осетин в эти районы считалось законным и поддерживалось российским правительством. Была достигнута договорённость о торговле: торговым людям из Осетии разрешалось вести в Кизляре и Астрахани беспошлинную торговлю.

В истории русско-осетинских отношений начался период, ведущий к присоединению Северной Осетии к России.

Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами, интерес представляют смешанные русско-аланские княжеские браки.

Горцы вообще честные и разумные люди, и у них много условий стать вполне мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся русских и своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали это.

Е. Марков 1825 г.

В результате развития в XVIII веке в русско-кавказских отношениях Осетия оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ, преобразованная затем в город, ставший затем центром всей Терской области.

Минули те времена, когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали хором, прославляя вечную дружбу”: “ С народом русским идут грузины, и украинцы, и осетины.

Грузины, украинцы, равно как и многие другие, сегодня уже не с нами. И только осетины ещё продолжают идти с русским народом”.

Газета “ Русский вестник” 1992 год

За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой статус. В ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года стала автономной областью, в декабре 1936 года – автономной республикой, а в декабре 1990 года переименована в Северо-Осетинскую ССР. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия входит в состав Российской Федерации.

В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир, Ардон и Дигора. Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на 3 административных района. Помимо этого в республике насчитывается ещё 8 сельских районов.

Индустриальный облик республики определяют металлургия, машиностроение, энергетика, лёгкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы – “ Электроцинк”, “ Победит”, “ ОЗАТЭ”, стекольный, электроламповый, “ Электроконтактор ”, БМК, мебельное объединение “Казбек ”. В Северной Осетии открыта валютная биржа, международный коммерческий банк.

В республике 4 высших учебных заведения: университет, горно-металлургический институт, медицинский институт, аграрный университет; 13 средних специальных учебных заведений. В республике хорошая база здравоохранения – 33 больницы.

4. История основания Владикавказа.

Владикавказ – столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно-Грузинской дороги русскими войсками была заложена крепость Владикавказ, быстро превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды национальной интеллигенции.

Указ

Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город.

31 марта 1860 года.

В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и водворения начала мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом в горд и даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в сем городе …

Александр

5. Годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945)

Много выпало испытаний на долю осетин. В суровые годы Великой Отечественной войны почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной и 20 тысяч Южной Осетии ушли на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза; столько же стали генералами. Для маленького народа это большие цифры.

Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. “ Когда Родина в опасности, осетины – на седле”.

Рассказав о подвиге Героя Советского Союза Ахсарова, писатель Всеволод Земной во фронтовой газете писал: “ Прохожий! Откуда бы ты не шёл, куда бы ты не направлялся, – остановись у могилы героя! Конник! Как бы ты не мчался, куда бы тебя не нёс твой конь – спешись у могилы героя! Лети и ты моё слово, песней крылатой в аулы Осетии, в горы Кавказа, к сопкам Приморья, в степи Приволжья, в леса Смоленщины, в ледяные Заполярья, в путаные заросли крымского дубняка – во все уголки нашей необъятной матери – Родины, расскажи, как дрался и умер в бою, обессмертив себя на веки, верный сын осетинского народа, храбрейший из храбрых, командир Энвер Бимбулатович Ахсаров. ”

В суровые дни ноября 1942 года вокруг осетинского селения Гизель разгорелась битва за город Орджоникидзе (Владикавказ). Тут на обоих сторонах сражались 75 тысяч солдат. Среди героев битвы за Кавказ есть имена славных сынов осетинского народа: генерала Ибрагима Дзусова, лётчика Владимира Зангиева, Героя Советского Союза Александра Казаева, Валентина Цомаева и многих других…

“Коста! Внуки твои честно оправдали твою надежду. Они защитили телами своими внутрь Кавказа, они остановили немецких злодеев, они родили героев, родных как ты, всем народом.

От союза писателей.

На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый пятый житель республики. 9 представителей республики стали полными кавалерами ордена Славы, 50 воинам были присвоены звания генералов и адмиралов, 60 тысяч сынов и дочерей Северной Осетии за ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями. Не вернулись с полей сражений 7 братьев Газдановых из с. Донифарс, 6 братьев Хестановых из с. Хаталдон, 6 братьев Темировых и 5 братьев Токаевых из с. Чикола и т. д.

Жители Осетии свято чтят память погибших воинов. В их честь воздвигнуты памятники и обелиски. Вечным светом будут сиять имена их в сердцах благодарных потомков

“Так вечная слава убитым

и вечная слава живым!

Склонившись, как над

Колыбелью

Мы в ваши могилы глядим”.

IV. Духовная культура Осетии.

1. Нартовский эпос осетин.

Богат духовный потенциал Осетии. Выдающийся интерес для учёных многих специальностей представляет осетинский нартовский эпос, этот величественный памятник духовной культуры. По своей древности, монументальности и большому культурно – историческому значению нартовский эпос может быть поставлен в один ряд с такими шедеврами мировой культуры, как “Илиада” и “Одиссея”, “Нибелунги”, “Песнь о Роланде”, “Колевала”, “Давид Сасунский”, скандинавские и исландские саги.