Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность несовершеннолетних (стр. 2 из 12)

В период с 1925 по 1931 г. большинство дел правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды предавалось около 10% дел.

Комиссии должны были передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних правонарушителях, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями, в связи с совершением не тяжкого преступления.

Следующий, отличающийся от предыдущих период в развитии уголовного законодательства о несовершеннолетних начался с принятия постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Он продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более четкой по сравнению с ранее принимавшимися нормативными актами разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с другой - резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с преступностью несовершеннолетних в ущерб мерам воспитательного характера. Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна из них состояла в том, что к 1935 г. в стране в основном была ликвидирована беспризорность несовершеннолетних в том плане, в каком она существовала в 1917-1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя из дома, в течение двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т. е. находившихся вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только родителям, но и местным Советам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних. Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.

Крайне важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил декларативный характер и не был подкреплен практическими мерами по его обеспечению. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое еще в 1931 г., не содержало четкого перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того, названным постановлением от 7 апреля 1935 г. комиссии по делам несовершеннолетних были вообще ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа, координирующего работу учреждении, ведомств и общественных организаций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.[2]

Одновременно был принят Закон от 7 апреля 1935 г., утвержденный тем же постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних", который резко понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространенных среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет стали привлекаться к уголовной ответственности с применением всех мер уголовного наказания подростки, совершившие кражу, насилие, телесные повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.

Ошибочность принятого направления была очевидной для практических работников суда и прокуратуры. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания, связанные с краткосрочным лишением свободы. Это приводило к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь при этапировании с взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, получали дополнительно отрицательное влияние и возвращались домой после отбытия наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до осуждения. Народный комиссариат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля 1936 г. циркуляр «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершенными подростками», в котором рекомендовал судам проявлять особую внимательность при определении наказания несовершеннолетним. «Лишение свободы к лицам этого возраста, указывалось в циркуляре, должно применяться с исключительной осторожностью, только в случаях совершения ими особо социально опасных преступлений и, главным образом, к рецидивистам, а также неоднократно бежавшим из детских учреждений». Это указание дало возможность судам более широко применять к несовершеннолетним меры наказания, не связанные с лишением свободы. В свою очередь прокуратура по возможности ограничивала привлечение к уголовной ответственности лиц 12-14-летнего возраста. В связи с этим роста судимости среди несовершеннолетних не наблюдалось. Более того, к 1940 г. количество осужденных по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50%.

Попытки смягчить чрезмерно жестокий закон путем принятия ведомственных циркуляров продолжались и в дальнейшем.

Приказом Народного комиссариата юстиции СССР от 19 июня 1943 г. № 50 судам предлагалось уделять особое внимание рассмотрению уголовных дел на несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 15 лет, привлеченных к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления. Суды получили право прекращать уголовные дела перечисленных категорий за нецелесообразностью привлечения подростка Суголовной ответственности с передачей его на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением его в трудовую воспитательную колонию. Однако законодательно права суда на применение мер воспитательного характера к подросткам, виновным в совершении незначительных по степени общественной опасности преступлений, были закреплены лишь в Основах 1958 г. Одновременно был решен допрос о возрасте уголовной ответственности. В ст. 10 Основ (ст. 10 УК РСФСР 1960 г.) указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Понижение возраста до 14 лет ограничивалось конкретным перечнем преступлений, данных в ч. 2 ст. 10 Основ (ч. 2 ст. 10 УК РСФСР 1960 г.). В нем были названы такие преступления, общественная опасность которых уже понятна лицам, достигшим 14 лет (убийство, разбой, кража и т. д.).

Длительный период применения уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних показал, что в основном избранный путь в определении возраста уголовной ответственности, а также возможности применять меры воспитательного характера к тем подросткам, которые совершили преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способны исправиться без применения уголовного наказания, является правильным. Вместе с тем в нормотворческой деятельности законодателя не были использованы все средства, направленные на дальнейшую гуманизацию законодательства о несовершеннолетних. Творческая мысль законодателя, научных и практических работников направляется на поиски оптимального сочетания мер принуждения и воспитания, установление и устранение причин, порождающих преступность несовершеннолетних, оценки общественной опасности действий, за которые должны нести ответственность подростки. При разработке УК РФ 1996 г. были учтены современные социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности, как социально позитивной, так и негативной, в частности более активное участие в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые становятся базой пополнения рядов преступников, и т. п.

Ориентируясь на научные разработки ученых педагогов, психологов, юристов, законодатель счел возможным оставить те же возрастные границы - 14 и 16 лет, которые существовали и в прежнем Уголовном кодексе. Однако перечень преступлений, за которые несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет, значительно расширен. Это - убийство, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Анализ практики применения наказания за эти и другие (с 16 лет) преступления показал, что возрастные границы ответственности несовершеннолетних 14- 18 лет нуждаются в дальнейшей дифференциации. Степень общественной опасности лиц младшего юношеского возраста значительно ниже, чем тех, кто совершает общественно опасное деяние в 17-18 лет. Основываясь на данных ученых психологов, педагогов, работников уголовно-исполнительной системы, работающих в воспитательных колониях для несовершеннолетних, об оптимальных сроках исправления несовершеннолетних. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс Российской Федерации» была введена дополнительная возрастная дифференциация - лиц до 18 лет.[3]