Штраф, согласно ст. 88 УК РФ, назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Согласно ст. 87 УК РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 14 лет. Как правило, перед судом предстают подростки неработающие, не имеющие никакого имущества. Дело в том, что у несовершеннолетних даже в возрасте от 16 до 17 лет возможности заплатить штраф, как правило, ничтожны. В отношении же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет назначение штрафа практически вообще не имеет смысла.
Вот один пример из судебной практики. Несовершеннолетний Кленьшин по предварительному сговору с Желтовым совершил кражу имущества с дачи Воробьева в начале февраля 1997 года. Затем в ночь на 1 марта 1997 года в группе с Желтовым, Солодовниковым и Поляковым совершили кражу имущества с другой дачи. Суд назначил наказание в виде штрафа в размере заработной платы за время – один год, при этом не принял во внимание положение ст. 88 УК РФ о том, что несовершеннолетним назначается штраф в размере заработной платы за период от двух недель до шести месяцев. Поэтому наложенный ранее размер штрафа на Кленьшина подлежит снижению до суммы заработка до шести месяцев[22].
Обязательные работы в соответствии со ст. 88 УК РФ назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. При этом продолжительность данного вида работ несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет – трех часов в день. Обязательные работы могут быть выполнены по благоустройству городов и поселков. Очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные и другие подобные работы, не требующие особой квалификации.
Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до одного года. Исправительные работы не могут назначаться менее чем на два месяца. В то же время надо иметь в виду, что возможность назначения исправительных работ также ограничена возрастом несовершеннолетнего и самим видом и характеристикой данной меры наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет, поскольку прием таких лиц на работу ограничен. Кроме того, в настоящее время виден избыток рабочей силы, в силу чего устройство на работу таких лиц практически невозможно. Кроме того, заработок несовершеннолетних невысокий из-за отсутствия у них квалификации и опыта работы. И все же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних, когда имеется такая возможность, вполне оправдана как альтернатива лишению свободы, дана за преступления средней тяжести, если преступление совершено впервые.
Еще одним видом наказания является лишение права заниматься определенной деятельностью. Здесь не упоминается о ст. 47 УК РФ, где говорится о запрещении занимать определенные должности, потому что несовершеннолетние в силу своего возраста какие-либо должности не занимают. К несовершеннолетним применяется такой же срок запрещения заниматься определенной деятельностью, как и для взрослых. Этот срок составляет пять лет для основного наказания и три года для дополнительного. Обычно эта мера наказания назначается несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые юридически в праве заниматься легальной деятельностью. Например, торговлей газетами, мороженым[23].
Основным видом наказания является ограничение свободы. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Такой вид наказания как лишение свободы на определенный срок назначается несовершеннолетним на срок не свыше десяти лет, минимальный – шесть месяцев. Отбывается оно в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. Первый вид таких колоний предназначен для отбывания наказания несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые к лишению свободы, и несовершеннолетних женского пола (независимо от того, осуждались ли они ранее к лишению свободы). Второй – для отбывания наказания несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
В обоих видах воспитательных колоний устанавливаются следующие условия отбывания наказания: обычный, облегченный, льготный, строгий.
Суд при определении отбывания наказания в воспитательно-трудовой колонии не решает о виде исправительно-трудовой колонии, в которую осужденный должен быть переведен для дальнейшего отбывания наказания по достижении совершеннолетия. По достижении осужденным восемнадцатилетнего возраста суд с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного решает вопрос о виде колонии, в которой осужденный продолжит отбывать наказание. Осужденные, достигшие совершеннолетия, переводятся из воспитательно-трудовой колонии в исправительно-трудовую колонию для дальнейшего отбывания наказания. Осужденные, содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима, переводятся в исправительно-трудовую колонию общего режима, содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима - в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления. Осужденные, достигшие совершеннолетия, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими двадцати одного года. При этом должны учитываться данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания. Средствами исправления и перевоспитания несовершеннолетних являются: режим, общественно-полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательное обучение. Все эти средства применяются комплексно.
К сожалению, отсутствует должное внимание в работе с родителями правонарушителей. Как известно, поведение несовершеннолетнего после освобождения из воспитательно-трудовой колонии во многом зависит от обстановки в семье, куда он возвращается. И хотя подразделения по делам несовершеннолетних ведут большую работу с родителями правонарушителей, но после осуждения подучетного лица внимание инспекторов к семье ослабевает.
Еще А.С. Макаренко, оценивая деятельность колоний для несовершеннолетних, отмечал, что возможности их ограничены, «так как детская колония может обладать очень небольшим пучком влияний, идущих от всех элементов общества и наследственности»[24].
Данная оценка справедлива по отношению к подразделениям по делам несовершеннолетних и к любому другому субъекту профилактики, входящему в систему органов МВД.
Учитывая при назначении наказания несовершеннолетним особую важность достижения воспитательных целей, суд, согласно ст. 88 УК РФ, может дать органу, исполняющему наказание, указание об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.
Можно сделать вывод о том, что все перечисленные наказания носят декларативный характер, поскольку многие из них могут применяться лишь к работающим и имущим несовершеннолетним. А учитывая, что эта категория лиц занимается в основном квалифицированным воровством, которое отнесено к разряду тяжких преступлений, суды вынуждены применять к ним условное осуждение и лишение свободы[25]. А во многих таких же случаях взрослые преступники получают более мягкие виды наказаний, поскольку применение к ним штрафа, исправительных работ не связано с наличием у них имущества, работы и не ограничивается возрастным цензом.
А в случае, если несовершеннолетний совершил повторное аналогичное по тяжести преступление, то его автоматически направляют в места лишения свободы. В то же время взрослому лицу, осужденному ранее к более мягким видам наказания, снова может быть назначено наказание, не связанное с лишением свободы.
Примером несоразмерно строгого наказания является дело Олонецкого районного суда Республики Карелия. В 1999 году этим судом была осуждена девятиклассница, 16-летняя девочка, которая из квартиры своей подруги похитила кое-что из одежды. Приговор был об условном лишении свободы. Через полгода эта ученица за кражу вещей снова у этой же подруги была осуждена к трем годам лишения свободы с отменой условного осуждения, под амнистию она не попала[26].
В данном примере приговор об условном осуждении являлся единственным возможным. Мы видим несовершенство законодательства и поломанную судьбу девочки. Ведь взрослому лицу за кражу брюк у товарища было бы назначено более легкое наказание.
Но иногда к несовершеннолетним назначаются неоправданно мягкие наказания. Так, находившийся в нетрезвом состоянии семнадцатилетний Ш., встретив на улице двух незнакомых женщин, у одной из которых на руках была маленькая дочь, совершил злостное хулиганство. Он набросился на женщин, ударил по голове ребенка и нанес беременной удары по животу и лицу. После чего Ш. оказал сопротивление с применением насилия прибывшему на место происшествия работнику милиции, разбил ему губу и скрылся. До этого Ш. состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Суд приговорил Ш. к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора[27].
Из этих двух примеров видно, как несправедливо применялось наказание. Поэтому существующая система уголовного наказания несовершеннолетних должна быть подвергнута усовершенствованию. Например, ввести новые виды наказаний, которые реально можно применить к впервые нарушившему закон несовершеннолетнему, независимо от его возраста, работы и имущественного положения.