Передача сбора дани (ранней формы налога) в руки варяга подразумевает доверие к нему.
4) Варяги-христиане:
«В лето 6491. …» Владимир ходил в поход на ятвягов, и в честь удачного возвращения было решено принести в жертву богам человека. Человека определяли жребием. Далее рассказ о варяге «держаше веру христианску», у которого был «сынъ красенъ лицомъ и душею», на которого пал жребий «по зависти дьяволи». Варяг отказывается принести сына в жертву языческим богам, остается до конца верен христианству (причем подчеркивается его стойкость) и, в конце концов, и отца и сына убивают. В последствии на том месте, где они были убиты воздвигли Десятинную церковь.
В этом отрывке прославляется стойкость варягов, подчеркивается красота сына варяга, они представлены как первые мученики за христианскую веру. Мучеников за веру (верных христиан) как в Европе, так и на Руси почитали и уважали, и уж точно такие люди не могли быть представляемы как чуждые христианству и милосердию.
5) Упоминания в «ПВЛ» о дани, даваемой варягам:
А) «Въ лето 6367. Имаху дань Варяз изъ заморья на Чюди и на Словенехъ, на Мери, и …»
Б) «Въ лето 6390. …Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани даяти отъ Словеномъ, Кривичемъ и Мери, и устави Варягомъ дань даяти отъ Новагорода гривенъ 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше Варягомъ»
Т.о. с одной стороны варяги принимают участие в русских походах, они играют некоторую роль в управлении, но в это же время им уплачивается дань.
Вывод по «ПВЛ»: прослеживается достаточно дружественное отношение летописца к варягам, складывается такое впечатление как будто варяги были «свои» для него.
Общий вывод: отношение к викингам в Западной и Восточной Европе различны, если обрисовать его в 2-х словах, то в Западной Европе это страх перед ними, на Руси же викинги это «свои».
II. Причины разного отношения к викингам в Западной и Восточной Европе
1) Причины негативного отношения к викингам в Западной Европе.
Причины, способствующие складыванию восприятия викингов в Западной Европе как врагов, на мой взгляд, достаточно ясны:
А) Начиная с 40-х годов IX века, набеги норманнов становятся регулярными: 841 – взятие Руана, 842 – набег на Квентовик, 843 – Нант, 845 – Париж и Гамбург, с 865 – начинается массовое вторжение датчан в Англию. В X веке ситуация не улучшается, о масштабах украденных сумм говорят следующие цифры – договор заключенный англичанами с норманнами после проигранной в 991 году битве при Мэлдоне предусматривал выплату скандинавам 22 тысяч фунтов золота и серебра, в 994 году король Этельред II откупился от объединенного войска норвежцев и датчан заплатив 16 тысяч фунтов серебра, в 1002-м году викинги получили 24 тысячи фунтов, в 1006 – 36 тысяч, в 1012 – 48 тысяч фунтов серебра. Викинги были хорошо вооруженными сильными и умелыми воинами, отлично обращающиеся с оружием, плюс опытные мореходы на маневренных и быстроходных кораблях. Они сравнительно легко побеждали даже превосходящие по численности войска европейцев. Удрученные постоянными неудачами, пораженные легкостью, с которой викинги добивались своих целей, население Европы потеряло надежду на то, что викингов можно одолеть, и впадало в панический страх при первом же появлении кораблей норманнов, пытаясь спастись бегством, даже не пробуя сопротивляться. Подтверждение этому находим в книге Гуревича, где он приводит такие слова хрониста: «…Все обращалось в бегство, и редко кто говорил: Остановись, окажи сопротивление, защищай свою родину, собственных детей и народ! Не сознавая смысла происходящего и в постоянных раздорах между собой, откупались все деньгами там, где нужно было для защиты применить оружие, и так предавали дело Божие».
Б) В Европе в это время развивалось христианство. Оно все более глубоко проникало в сознание средневекового человека, и десять заповедей не были для него пустым звуком. Жестокость викингов, их обжорство (изголодавшись в суровой Скандинавии, они набрасывались на все съестное), многоженство, варварские обычаи (например, разрешенное детоубийство) все это не сочеталось с христианскими нормами и правилами. Поэтому европейцы и воспринимали скандинавов как варваров и дикарей, чуждых всякого милосердия.
2) Причины дружественного отношения к викингам в Восточной Европе (на Руси):
Причина дружественного отношения летописца к варягам в том, что варяги захватили власть над славянскими племенами – т.е. поток переселенцев из Швеции создал область на севере восточной Европы с достаточно большим процентным содержанием скандинавского населения. Викинги заставили платить дань себе местные разрозненные племена славян и финно-угоров – вот 1-й центр образования русского государства. Затем были подчинены племена вдоль торгового пути «из варяг в греки» - поляне – 2-ой центр образование русского государства. Варяги (а вернее часть их называемая «русь») составили господствующий класс нового государства – Киевской Руси, поэтому первые русские князья явно скандинавского происхождения. Затем варяжский элемент был ассимилирован славянским. Т. е. произошло что-то похожее на историю Болгарии – тот же пришлый элемент (кочевники болгары – отличные воины), так же они составили на короткий период времени господствующий класс и так же через некоторое время были ассимилированы южными славянами, передав новому государству свое имя – Болгария. В результате и там и там – сильное военное государство. Т.о. Киевская Русь – результат симбиоза 2-х элементов – варяжского и славянского.
Доказательства:
1) На основе «ПВЛ»
А) Запись под 6488 годом. Владимир доверяет сбор дани и управление градами не чужеземцам (что достаточно странно), а своим соотечествиникам, естественно не доверяя местному захваченному населению.
Б) О варягах-послах. В договоре Олега с Византией 2 важнейших пункта – выплата дани (что напоминает откупы, дававшиеся викингам в Западной Европе) и льготы русским купцам. По данным Мельниковой Е.А. из 26 купцов, выступавших в качестве свидетелей, 21 были скандинавы. Зачем им заботиться об интересах русских купцов? Если же русские – это разновидность варяжских (на раннем этапе русского государства), то как в Константинополе можно отличить русского купца из Киева, ничем не отличающегося по виду от скандинава? Это сделать нельзя. Следовательно, скандинавские купцы заботились о своих интересах, что естественно.
В) Запись под 6477 годом. Святослав пишет матери Ольге, что не люб ему Киев, а нравится Переславль, так как туда свозятся все лучшее из разных концов земли. В частности из «Руси же скора и воскъ, медъ и челядь». Челядь это рабы, кто эти рабы из Руси? Это славяне.
Известно, также, что варяжские купцы продавали в Арабии северных рабов, что было очень выгодно. Купцы плыли по Волге, через Каспий. Вряд ли они везли франков и других германцев. Гораздо ближе славяне.
Г) Запись под 6453 годом. Когда перечисляются племена, участвовавшие в походе Игоря на Византию, говорится «совкупивъ вои многи, Варяги, Русь, и Поляны, Словени, и Кривичи, и Теверьце…». Русь это и не варяги, и не поляне, и не словени. Возможно, «Русь» - это потомки первых переселенцев в восточную Европу (тем более что у Олега упоминания в войске «руси» нет, возможно, потому, что сыновья варягов пришедших с Рюриком еще слишком малы для войны).
2) Данные лингвистики
А) Мельникова Е.А. в работе «Рунические надписи» пишет о том, что в рунических надписях (на территории не только Руси, но и Скандинавии) много топонимов и этнонимов, связанных с Восточной Европой (около 20), в то время как западно- и южно-европейских практически нет.
Б) Константин VII Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей» приводит параллельный список скандинавских и славянских названий Днепровских порогов, не содержащих сколько-нибудь существенных искажений исходных слов, следовательно, информатор Константина владел одинаково хорошо и древнешведским и славянским. Может, это потому, что знать Киевской Руси была двуязычна?
В) В соборе св. Софии в Новгороде имеются два графити, датируемые второй половиной XI века (около 1137 года). Они процарапаны лицами имеющими скандинавские имена Геребен и Фарьман, но пишут кириллицей, причем нет сомнения, что русский их родной, следовательно к середине XI века произошло вытеснение древнескандинавского и переход на древнерусский – процесс ассимиляции в действии.
Но, видимо еще какое-то время сохранялась и руническая письменность. Пример - рунические находки 1115 –1130 годов из города Звенигорода Галицкого. В надписи употреблена руна «g», которая вышла из употребления в Скандинавии к концу XI века. Следовательно, у написавшего не было контактов со Скандинавии уже достаточно долгое время, но сами он потомок выходцев из Скандинавии. Видимо, это переселенцы.
Т.о. видно, что в культуре Восточной Европы присутствует значительный элемент скандинавского языка, который сходит на нет приблизительно к концу XI века.
3) Этническая принадлежность первых русских князей
Большинство современных историков признают скандинавское происхождение первых русских князей. Даже безусловный “антинорманнист” Б.А. Рыбаков допускает возможность отождествления летописного Рюрика с Рюриком Ютландским, известным по западноевропейским источникам. О том, что первые русские князья скандинавы по происхождению вскользь упоминает Мельникова Е.А. Император Никифор описывает Святослава как человека с длинным чубом – это характерная прическа варягов. Но, если признать варяжское происхождение князей, то надо признать и то, что их окружение тоже было в основном варяжское (плюс выходцы из местной знати). Т.о. правящая верхушка большей частью скандинавская, что неплохо сочетается с гипотезой о завоевании.
4) Данные археологии
В Западной Европе находок, связанных с норманнами совсем немного (исключая Ирландию и Англию), на Руси же огромное количество. Шведский археолог Ингмар Янссон подсчитал соотношение находок характерных скандинавских женских украшений в одной из археологических памятников под Ярославлем и в могильнике «эпохи викингов» в средней Швеции – Бирни (располагается на одном из островов озера Меларен, близ Стогольма). Он делает вывод – процент скандинавских украшений примерно равный. Он также сопоставляет количество находок скандинавского происхождения на поселении Бирни и на Рюриковом городище – примерно одинаково.