Смекни!
smekni.com

Первые дни ВОВ (стр. 4 из 5)

В июле - сентября 1941 года ожесточенные сражения большого размаха велись также на северно-западном и юго-западном направлениях. На северно-западном на­правлении Северный, Северо-западный фронты, а также Краснознаменный Балтий­ский флот проводили оборонительную операцию против немецко-фашистской группы армий «Север» и главных сил финской армии.

Оборонительные операции советских войск на Украине с июля по октябрь 1941года носили чрезвычайно напряженный характер.

К середине июля подвижные соединения 1-й танковой группы, а вслед за ней войска 6-й армии прорвались к Киеву, где их задержал гарнизон Киевского укреп­ленного района. Началась героическая 71 дневная оборона Киева. Войска Юго-за­падного фронта оказались разделенными на две группировке северную (5-я армия), развернувшую бои на коростенском направлении, и южную (6-я и 12-я армии), кото­рая перешла к обороне в укрепленных районах, проходивших вдоль старой государ­ственной границе.

В сентябре – октябре 1941 года военные действия развернулись на Левобереж­ной Украине. Прекратив на два месяца наступление на западном направлении, гитле­ровское командование повернуло 2-ю танковую группу и 2-ю полевую армию в юж­ном направлении, чтобы оказать содействие левому крылу группы армий «Юг». В конце августа немцы уже захватили плацдарм на Десне у Конотопа.

Героическую оборону, продолжавшуюся 73 дня, вели защитники Одессы. Они на долгое время сковали здесь 18 дивизий противника, что облегчило отход Южного фронта за Днепр и способствовало успешным действиям нашего флота в северо-за­падной части Черного моря.

Битва за Москву, как начало коренного поворота в

Великой Отечественной войне.

Обескровив врага советские войска перешли под Москвой в стратегическое контрнаступление кардинально изменившее обстановку на советско-германском

фронте и оказавшее большое влияние на военно-политическое положение в мире в целом.

Битва под Москвой длилась в общей сложности около семи месяцев (30 сентября 1941 г.– 20 апреля 1942 г.) и явилась крупнейшей к тому времени битвой во второй мировой войне. С обеих сторон в ней участвовало более 3 млн. человек, до 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, свыше 22 тыс. орудий и минометов. Показательно то, что победа в этой битве была одержана при соотношении сил в пользу врага. Фа­шистские войска к началу нашего контрнаступления (5 декабря 1941 г.) превос­хо­дили советские только в живой силе в 1,5 раза. Упорную борьбу с немецкой авиа­цией вели, защищая Москву, войска ПВО.

Ставка ВГК и Генштаб сумели скрытно сосредоточить резервы, организовать тесное взаимодействие между фронтами и стратегическими направлениями. В ходе контрнаступления под Москвой силами войск Западного (командующий – генерал армии Г. К. Жуков), Калининского (командующий – генерал-полковник И. С. Конев) и Брянского (командующий – генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) фронтов группе армий « Центр» был нанесен сокрушительный удар. 38 гитлеровских дивизий по­терпели поражение. Особенно большие потери понесли танковые соединения врага, которым отводилась решающая роль в войне.

Оценив обстановку, Ставка приняла в начале января решение о переходе совет­ских войск в общее наступление под Ленинградом на западном и юго-западном на­правлениях. Перед войсками западного направления ставилась задача окружить и разгромить группу армий «Центр». Ее выполнению должно было способствовать наступление под Тихвином и Ростовом-на-Дону. Но принятое решение не обеспечи­валось необходимыми силами, особенно подвижными соединениями, что привело лишь к частичному успеху.

Крах «Блицкрига».

К осени 1941 года гитлеровский план «молниеносной войны» против Советского Союза оказался на грани срыва. Красная Армия, весь советский народ выстояли под первым, самым мощным ударом врага и тем создали предпосылки для достижения в будущем перелома в ходе борьбы.

Разгром гитлеровских армий под Москвой явился началом коренного поворота в ходе Второй Мировой войны. Навсегда был развеян миф о непобедимости Гитлеров­ской армии, окончательно похоронен план «молниеносной войны» против Совет­ского Союза, сорваны расчеты фашистских заправил на вступление в войну против СССР Японии и Турции. Правительства этих стран заняли выжидательную позицию, формально придерживаясь нейтралитета. Всё это оказало решающее влияние на сплочение антифашистской коалиции и способствовало подъему национально-осво­бодительного движения в оккупированных Германией странах.

ПУТЬ К ПОБЕДЕ.

Всё для фронта, всё для победы!

В начальном периоде войны, когда особо тяжело было войскам Красной Армии ощущать нехватку оружия, техники и боеприпасов, страна переводила экономику на военные рельсы, часть заводов была захвачена немецкими войсками. Но многие за­воды были эвакуированы в глубь страны. И там, без стен и прямо под открытым не­бом рождались новые цеха и заводы, к станкам становились подростки, женщины, старики, которые выпускали боевую технику, оружие, боеприпасы.

По всей стране, под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» в фонд обо­роны сдавались деньги и драгоценности которые шли на выпуск танков, самолётов, орудий. Повсеместно увеличивалась выплавка стали и добыча полезных ископае­мых.

Шло героическое сопротивление советского народа. Сражаться было очень тя­жело. Противник превосходил наши силы по численности. Правда, к началу войны у нас были хорошие новые разработки в смысле вооружения. Можно не рас­сказывать о значении танка Т-34, аналога которому не могли создать немецкие кон­структоры, даже имея наши танки в виде трофея. В начале войны у немцев не было тяжелых танков, а у нас уже был принят на вооружение могучий танк КВ весом бо­лее 47 тонн с тремя пулеметами, 76 мм пушкой и 100 мм броней. Ни одна страна в мире, кроме СССР, не имела в то время таких самолетов, как наш знаменитый бро­нированный штурмовик Ил-2, принятый на вооружение армии в конце 1939 года. Но эти все пре­красные достижения нашей обороны только внедрялись в производство. Их серийное производство развернулось полным ходом только после начала войны. Также была недооценена боеспособность минометов, выпуск которых хорошо шел в Германии до войны. Только после нападения, советские конструкторы разглядели боевую мощь германских минометов и скорее начали создание наших орудий.

В июле 1941 года появились знаменитые реактивные минометы. Наши воины назы­вали их ласково - “катюши”. Впервые гитлеровцы испытали на себе испепеляю­щий огонь советских ракет 14 июля в боях под Оршей. Батарея “катюш” более ме­сяца наводила ужас на фашистов. Гитлеровское командование приказало своим вой­скам, во что бы то ни стало захватить советские реактивные установки. Ценой огром­ных потерь фашистам удалось окружить батарею под деревней Богатырь Смоленской об­ласти. Однако советские воины не сдались: они взорвали установки. Немногим из них удалось вырваться из вражеского кольца. Но погибшую батарею заменили де­сятки и сотни новых, и вскоре “катюши” стали грозой для захватчиков. На месте ги­бели батареи ныне воздвигнут памятник героям.

Стойкость и мужество защитников Родины.

В первые часы сопротивление захватчикам оказали соединения, находящиеся вблизи границ и пограничники.

До последнего патрона вела бой 13-я пограничная застава 90-го Владимир-Во­лынского пограничного отряда во главе с лейтенантом А.В. Лопатиным. Яркую страницу в летопись боевой славы нашего народа вписали защитники Брестской кре­пости. Возглавляемые майором П.М. Гавриловым, капитаном И.Н Зубачевым и пол­ковым комиссаром Е.М Фоминым, они сражались против значительно превосходя­щих сил противника с первых часов войны и до конца июля, когда фронт отодви­нулся на сотни километров к востоку. Крепость-герой Брест стала символом несги­баемой твердости и мужества советских воинов.

Мужественное сопротивление врагу оказал гарнизон Либавы. В течение десяти суток 67-я стрелковая дивизия под командованием генерала Н.А Дедаева совместно с подразделением пограничников, моряков, рабочих отрядов и курсантов отражала атаки крупных сил пехоты и танков врага и нанесла им большие потери. В течение восьми суток героически сражались части 99-й стрелковой дивизии, оборонявшие Перемышль.

Массовый героизм – отличительная черта наших войск с самого начала войны. Многие советские артиллеристы предпочитали смерть у орудий отступлению. Лет­чики шли на таран. Этот подвиг в первый же день войны совершили офицеры И.И. Иванов, Л.Г Бутелин, Д.В Кокорев, П.С Рябцев, А.И Мокляк, А С. Данилов. Летчики-истребители С.И. Здоровцев, М.П. Жуков и П.Т. Харитонов первыми в ходе войны были удостоены звания Героя Советского Союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Отзвуки войны слышны до сих пор. Еще очень долго будут подтверждаться и опро­вергаться различные исторические факты, связанные со второй мировой войной.

Можно ли было предотвратить эту войну, или хотя бы сократить ее сроки? Лично мое мнение - можно. Амбиции нашего руководства, в особенности И.В. Ста­лина, не позволили беспристрастно оценить предвоенную ситуацию. Сталин просто не хотел войны и поэтому не принимал решений, которые могли бы предотвратить такие по­тери. Война была неизбежна, поэтому надо было держать вооруженные силы, и по­граничные войска в особенности, в полной боевой готовности.