Смекни!
smekni.com

Пещерные города Крыма (стр. 1 из 2)

Министерство Образования и Науки Украины

СевГТУ

Кафедра философии и

социальных наук

Реферат

Пещерные города Крыма

Выполнил студент

гр. Ф-11д

Гаганов Михаил Сергеевич

Севастополь

2000 год

План:

1. Введение;

2. Чуфут-Кале;

3. Мангуп;

4. Эски-Кермен;

5. Тепе-Кермен;

6. Кыз-Кермен;

7. Качи-Кальон;

8. Бакла;

9. Список литературы.

Введение

Юго-Западный, горный Крым и в античной, и в средневековой литературе описывался как особый в культурном и историческом отношении регион: для древних греков это был край тавров, чьё отличие от остальной Скифии они всячески подчёркивали, а в средневековье, в эпоху нашествий кочевников, крымское нагорье стало основным районом обитания оседлого земледельческого населения. Это и послужило основой возникновения и расцвета “пещерных городов”, крепостей, монастырей, расположенных на труднодоступных возвышенностях Внутренней горной гряды--на плато столовых гор и скалистых мысах.

О названии «пещерные горо­да». Это название представляется условным с точ­ки зрения современных исследователей, озабочен­ных в первую очередь классификацией этих посе­лений на феодальные крепости-замки (Бакла, Тепе-кермен, Кыз-кермен, Каламита, Сюреньская кре­пость); монастыри, не имевшие специальных обо­ронительных сооружений (Успенский, Шулдан, Челтер) и собственно города, центры торговли и ремесла вблизи оживленных торговых путей. Это Мангуп н Чуфут-кале, причем как города они функ­ционировали в XIV—XV вв., а на раннем этане это скорее крепости. Крупным городом мог стать н Эски-кермен, если бы не причиненные ему разрушения.! Сегодня благодаря раскопкам выявлен облик сред­невековых наземных сооружений, именно к ним приковано внимание исследователей — их можно датировать археологически, сопоставлять находки с письменными источниками и т. д. В рамках этого подхода пещеры скорее «мешают» — культурный слой в них и вокруг них отсутствует (проще гово­ря, «выметен начисто»). От них отмахиваются, приписывая нм вспомогательную, хозяйственную, подчиненную роль. Но вряд ли можно ограничить­ся таким заявлением, когда речь идет о пещерных храмах, монастырях, склепах, а порой и жилищах. Традиция высекания пещер существовала среди местного населения издавна, и никогда не прерывалась, вплоть до XIXв. Даже при поверхностном наблюдении ясно, что они возникали в разное время, неоднократно переделывались и вполне правомерно допустить, что средневековые строители приспособили к своим нуждам созданное ранее, добавив что-то своё. Ряд исследователей и путешественников по Крыму высказали мнение, что пещерные поселения—дело рук местных племён.


Чуфут-Кале

. Чуфут-Кале — наиболее посещаемый и лучше других сохранившийся из «пещерных городов»: пос­ледние жители оставили его в прошлом веке. С него (еще с екатерининских времен) начинали зна­комство с «пещерными» городами и монастырями европейские путешественники, воображение кото­рых они поражали н своей необычностью и зага­дочностью пещер. Преувеличивая сложность высекания пещер (в действительности местные известняки, особен­но увлажненные, не столь трудны в обработке), они видели в них дело рук «доисторических» на­родов, искали аналогий с пещерными поселениями так называемых «троглодитов» Индии, Египта, Кав­каза. Этот «полет воображения», рожденный не­осведомленностью, уводил внимание и от назем­ных сооружений, тесно связанных с пещерными, которые еще существовали на Чуфут-кале в про­шлом веке, и от конкретной истории этого и дру­гих городищ, находившихся на перекрестках исто­рических событий.

Чуфут-кале расположен на плато горного отро­га, господствующего над тремя долинами. Человек использовал подготовленную самой природой вер­шину скалы, экономно усилив ее продуманными оборонительными сооружениями. Эпизодически проводившиеся исследования плато показывают, что оно было заселено еще в неолите, не менее 7 тыс. лет назад. В I тыс. до н. э. оно служило убе­жищем обширного таврского поселения в Ашлама-дере. Путешественник Эвлия Челеби, побывавший здесь в 1666 г., писал в цветистых восточных выра­жениях, что крепость расположена на обрывистой скале, “верхушкой своей неба достигающей... Од­нако во времена неверных (т. е. до татар — Т. Ф.) искусные в своем деле каменотесы вырубили здесь глубокий и большой ров, потом над внутренним берегом этого рва вознесли огромную стену длиной в сто аршин, три могучие башни построили и в средней из них сделали железные ворота крепост­ные... “

Время обоснования оборонительных сооружений—прежде всего Средней оборонительной стены, Ортакапу—после долгих сомнений и споров всё же отнесено к VI в. Если точнее, то нижние ярусы кладки относятся, по мнению её исследователей А.Г.Герцена и Ю.М.Могаривеча, к тому виду “раннесредневековой фортификации, расцвет которой приходится на VI-VII вв., причем не только в Таврике, но и на Балканах, в Северной Африке, Месопотамии, Малой Азии, Западном Кавказе, т.е. в регионе, находившемся под политическим и культурном влиянии Восточной Римской империи, Византии”.

О том, что Чуфут-Кале населяли аланы повествуют греческие, арабские, турецкие источники. Обосновавшись в горном Крыму, аланы смешивались с местным греческим и тавроскифским населением. Несколько более поздними пришельцами были в этих краях готы.

Руины оград и домов, ныне затянувшиеся зем­лей, поросшие дерном и кустарником, все же по­зволяют различить планировку улиц, переулков, дворов. Усадьбы пока не подвергались системати­ческому археологическому изучению, основное вни­мание уделялось оборонительным сооружениям. Тем интереснее описание города, сохранившего си­стему застройки, сложившуюся не позднее XVII в. По словам Эвлии Челеби, в городе находилось «ты­сяча пятьсот тридцать прекрасных и великолепных каменных домов иудейских с черепицей в хорошем состоянии... от домов в замке идет дорога вниз, по вырубленным в скале лестницам, имеющим сто сту­пеней. По обеим сторонам той дороги тянутся вы­рубленные пещеры, в коих убогие иудеи прожива­ют»14. Последующие путешественники называют уменьшающееся число домов. Путешественник Жильбер Ромм, посетивший город в 1786 г., на­считал свыше двухсот городских строений, отме­тив их «отличный вид». То же количество назвал академик Паллас, добавив численность населения — 1200 душ обоего пола. Судья Павел Сумароков в 1799 г. уточняет количество домов — 227. Во вто­рой половине XIX в. усиливается отток жителей из города. По мере усиления этого процесса нарас­тают и ностальгические воспоминания, стремление закрепить в памяти потомков его неповторимый живописный вид, ранее казавшийся обитателям обыденным.

Можно думать, что архитектура жилых домов Чуфут-Кале сохраняла традиции крымско-татарского зодчества, образцы которого еще встречаются в старых крымских городах и селах. Этот тип жилой усадьбы издревле распространен среди населения Балкан и Малой Азии, а также среди оседлого на­селения горной Таврики независимо от его этни­ческого состава.

С возведением Восточной оборонительной сте­ны в XVI в. город расширился, став крупным тор­говым и ремесленным центром Юго-Западного Кры­ма. Крымские ханы, начиная с Хаджи-Гирея, пре­доставляли жителям крепости льготы за ее охрану, выдавая им специальные грамоты — охранные яр­лыки. Из этих грамот видно, что крепость с начала XVIII в. именовалась просто Кале, а с 1612 г. стала называться Чуфут-кале — в переводе «иудейская крепость». Это связано с тем, что преобладающим населением в крепости стали караимы.

Фиркович, опираясь па собранные им во время путешествии материалы, предложил следующую версию происхождения караимов. В VI в. вместе с войсками персидского царя Камбиза в Крыму по­явились израильтяне, которые основали здесь не­сколько городов, в том числе крепость Села-иегу-дим — Иудейская скала. Они сохранили религию чистого доталмудического библеизма, которую от них переняли, уже в VIII в., хазары. Как результат происходившего смешивания, нынешние караимы — это потомки хазар.


Мангуп

Гора Мангуп выше и просторнее всех окрестных гор. Она возвышается над уровнем долин на 250-300м, а высота её над уровнем моря 548м. Мангупское раннесредневековое укрепление, охватывающее около 90 га площади плато, не имело себе равных в раннесредневековой Таврике!2 Оно могло дать приют огромному по тому времени количеству окрестного населения со скотом и имуществом и при этом было обильно обеспечено водой. Открытие этого пояса обороны, в котором строительные приемы, техни­ка обработки камня, инженерные решения соответ­ствовали римско-византийским традициям фортификационного дела, дало веские основания считать Мангуп древним Доросом: ведь до сих пор счита­лось, что укрепления Мангупа — более позднего происхождения, да н сосредоточивались поначалу на Тешкли-буруне.

Грандиозное крепостное сооружение, в котором явно прослеживается участие византийских масте­ров, да и вообще больших масс населения, говорит о том, что Византия была заинтересована в сохра­нении своего влияния в Таврике и охотно помога­ла местным жителям воздвигать оборонительные сооружения. Одновременно строилась и большая базилика: христианизация населения считалась важ­ным фактором лояльности его к империи.

500 лет назад пал Мангуп, 200 лет назад его покинули последние, немногочисленные уже жители; от княжества не осталось никаких архивных записей, а камни его руин растаскивались для новых построек.

Эски-Кермен

Эски-Кермен расположен неподалеку от Мангупа. Основан в начале VI в. Он был крупным центром торговли и ремесел, имел первоклассные оборонительные сооружения. Однако на долю города уже в первые века существования выпали тяжёлые испытания. Первый разгром города произошёл в VIII в.

Эски-кермен был одним из очагов восстания про­тив хазар в 787 г., о котором повествуется в «Житии Иоанна Готского». Подавив восставший народ, хазары, вероятно, разрушили всю систему обороны города. После этого он продолжал существовать как незащищенное, открытое поселение. Возможно, об одной из попыток восстановления городских стен рассказывается в «Записке греческого топарха», о которой шла речь ранее: «Мы имели пребывание в разрушенном городе и делали вылазки скорее из селения, чем из города (то есть крепости). Ибо земля была раньше разорена самими варварами, причем они снесли стены до основания». В «Записке» го­ворится также, что топарх выстроил вначале возле города небольшую крепость, чтобы укрываться за ее стенами в момент опасности. «Я сначала выст­роил возле них крепостцу из имевшихся налицо (материалов), так что отсюда было легко отстроить и весь город... И она была выстроена с большой поспешностью, ограждена рвом; вместе с этими при­готовлениями и война началась