Ведущие государственные деятели Англии и Франции - Черчилль, де Голь - никак не могли примириться с тем, что Соединенные Штаты Америки противопоставляют себя державам классического колониализма, и, пользуясь военной конъюнктурой осуществляли широкую экономическую экспансию в сферу колониальных владений западных держав.
Перелом в ходе войны оказал таким образом непосредственное влияние на планирование Соединенными Штатами послевоенного устройства на Тихом океане. Однако детальная разработка американских планов - прежде всего режима опеки - имевших в виду не только нейтрализацию освободительного движения, но осуществление политики "открытых дверей", встретилась о -серьезными трудностями, - западноевропейский колониализм не хотел сдавать своих позиций. И ближе к концу войны американские экспансионистские планы стали приобретать более конкретную форму.
Правящие круги США, используя превосходство над своими европейскими союзниками, после перелома в ходе войны проявляли большую активность в своих попытках занять лидирующее положение в определении послевоенного планирования на Тихом океане. Они не ограничивались лишь обсуждением и выработкой формулировок, способных оправдать в глазах народов их открoвенно захватническую политику, а всерьез занимались подготовкой. и осуществлением своих планов. После перелома в войне США и Англия начали разработку более детальных планов компаний в Азии. США продолжала стойко оберегать зону своей «ответственности» в военных действиях на Тихом океане, больше внимания уделяли планированию границ будущих районов, намеченных к оккупации американской армией.
На военных конференциях и межсоюзнических встречах обсуждение вопросов координации действий союзников в войне с Японией, стало отнимать больше времени у государственных деятелей и военных специалистов США и Англии. При определении военно-стратегических планов на Тихом океане Америка стала уделпять особое внимание колониальным интересам монополистического капитала США. 14 января 1943 года президент США и английский премьер встретились в Касабланке (Марокко). Этой важной для Англии и США встрече предшествовали бурные дискуссии между военными и политическими стратегами союзных сторон относительно планов будущих операций. В результате одиннадцатидневных переговоров появились решения, которые означали, что военное руководство союзников считает Атлантический океан "самым важным полем битвы" в войне с державами ОСИ.91 Во время обсуждения военно-стратегических проблем в районе Тихого океана стороны предусмотрели проведение операции на Алеутских островах, от Мидуэя по направлению к Труку и Гуаму, намечалось продвижение в Индонезии и занятие Бирмы.92 Адмирал Кинг особенно рьяно протестовал против недооценки Тихого океана, иначе говоря, выступил наиболее рьяным защитником планов адмирала Нимица и генерала Макартура, желавших вернуть "американских парней" из Европы для борьбы за превращение Тихого океана в "американское озеро".93 В умах сторонников военно-стратегических концепций Макартура и Кинга зрели все новые и новые планы раздела ""сфер ответственности" в районе Тихого океана. Реальному осуществлению этих планов противостояли английские интересы, имевшие в виду сохранение Британской империи.
К 1943 году отчетливо проявились неспособность и нежелание США повлиять на английскую политику. Присутствие китайско-американских войск в Юго-Восточной Азии, а также поведение американских военнослужащих и дипломатов вызывали антиамериканские настроения среди индийцев, которые считали, что США поддерживают Британскую империю. Однако во время неофициальных англо-американских переговоров будущее Индии, как и всей Британской империи, оказывалось в центре ожесточенных споров, которые по-прежнему омрачали англо-американское сотрудничество. Биограф Рузвельта Хэтч обратился к беседам Рузвельта и Черчилля относительно будущего Британской империи, в частности, Индии. Одно из высказанных Рузвельтом положений встретило резкий протест со стороны Черчилля, который облек свои возражения в определенную форму: "Это принесет вред интересам Британской империи". "Мой дорогой Уинстон,- ответил на это Рузвельт, - Британской империи не существует больше, она лишь плод вашего воображения."94. Если в официальной дипломатии проблемы Британской империи обнаруживали свои деликатные стороны, то в этой частной беседе ведущих государственных деятелей условности, как видно, были отброшены напрочь. Еще 19 июня 1943 г. Черчилль предложил учредить союзное командование для Юго-Восточной Азии, которое включало бы силы Британии, Индии, США и Китая под объединенным англо-американским командованием. Это предложение предусматривающее распространение контроля Британии на Китай, не могло, естественно, не вызвать настороженного отношения среди американцев. Поэтому, когда президент США давал в основном положительный ответ на английские предложения, он все же постарался избежать каких-либо определенных гарантий, позволявших бы британскому штабу взять на себя руководство китайским театром военных действий. Соединенные Штаты предполагали использовать любые возможности для того, чтобы как можно устойчивее закрепиться на своих новых позициях в Юго-Восточной Азии и не допускать своего союзника к Дальнему Востоку. Согласно выводам, к которым приходил Биллоу - сотрудник американского оперативного штаба: "Политика США не так уж резко отличалась от британской... США хотели позволить Англии возвратить ее бывшие владения за исключением Гонконга; они стремились сохранить за собой преимущественный контроль над мандатами Японии, Филиппинами и Китаем; Гонконг, французский Индокитай они хотели передать Китаю; Филиппины должны были быть свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить там."95 Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных вопроса, которые надлежало определить высшими правительственными органами США: 1) Хотят ли США сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана? 2) Хотят ли США сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых островов, французского Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить экономические и политические уступки? Если да, то какие?96
Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы командования, перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд этих важных проблем оказались в центре внимания представителей союзного англо-американского командования, прибывших на очередную встречу в Квебек в августе 1943 г. Черчилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям английского командования: "До встречи с американцами мы должны договориться об общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и назначении Верховного Главнокомандующего...", вместе с тем британский премьер готовился удивить американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в Бирме, надеясь убедить своих союзников в том, что Британия всерьез готовится занятья этим районом Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий появился громоздкий театр военных действий, справедливо названный современниками в значительной степени бесплодным. Было создано Объединенное союзное командование Юго-Восточной Азии, подчинявшееся в основном англо-американскому штабу.
Географически район командования Юго-Восточной Азии охватывал Цейлон, Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением Цейлона) к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие круги США, соглашаясь на английское руководство военными действиями в Юго-Восточной Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского союзника и резервы его колоний для достижения победы над Токио. При этом американские политики учитывали и то, что английские позиции должны были помочь удержать районы, где невиданными темпами ширилось освободительное движение. Решение о создании СЕАК предполагало активное участие США в руководстве этим театром военных действий.
Заключение к которому пришел полковник Биллоу из стратегического отдела оперативного штаба, оказалось весьма откровенным. "Развертывание британских вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не ускорить, не отсрочить поражение Японии. Это развертывание должно было основываться лишь на соображениях высокой политики." В чем же по мнению этого американского штабиста, состояли "соображения высокой политики" Британии? Его точка зрения состояла в следующем: "Британская политика была ясна: оккупировать вновь все английские владения, где это возможно, или послать политических деятелей с оккупационными войсками; восстановить свой утерянный престиж в Австралии и Новой Зеландии; восстановить французские, голландские и португальские владения, а также заполучить максимум помощи от США в политическом и экономическом восстановлении оккупированных территорий".98
С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось включить в зону своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию, английские владения на Тихом океане. В октябре 1943 г., бывший губернатор Нидерландской Индии Ван Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован уверенностью английского командующего в скорейшем распространении СЕАК на обширные районы колониальных держав Запада." Однако о скорейшем решении этих сложных проблем тогда еще не могло быть и речи. Сам Ван Моок вспоминает: командование СЕАК ослаблялось англо-американскими расхождениями.100 Основной контроль за стратегией в СЕАК и распределением ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК должен был осуществляться англо-американским объединенным комитетом начальников штабов. На английский же комитет начальников штабов была возложена задача контролировать операции и осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение обмена информацией и координации разведывательной деятельности союзников в Дели (Индия) устанавливался Объединенный комитет связи.101 Главнокомандующим союзного театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен - двоюродный брат английского короля Георга, находившийся в фаворе у английского премьера. Обязанности его заместителя были возложены на американского генерала Стилуэлла. Командование военного театра Китай-Бирма-Индия было сохранено и находилось по контролем США, руководство военными действиями в Китае осуществляло гоминьдановское командование совместно с генералом Стилуэл-лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши. Постановка англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились благоприятные перспективы окончания войны, встречались с неудовлетворением не только свободных от связей с британской короной американскими монополиями, но и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в "антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира. Дальновидные американские политики отмечали прогрессивные изменения в настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в Вашингтон государственному секретарю (26-го октября 1943 года) о планах англичан в Азии. Его донесение об итогах беседы второго секретаря американского посольства в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы пропаганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия в новой войне в Азии; Россия оккупирует Маньчжурию а Корея станет королевством; американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия будет иметь сравнительно небольшой голос относительно урегулирования с Японией; Япония не будет разрушена, а будет использоваться в качестве буфера против Советского Союза. Среди английских официальных лиц в Новом Дели, по сведениям американцев, существовало единодушное мнение, что основой борьбы в Азии является восстановление и распространение британских имперских интересов.102