американских официальных лиц о том, что наиболее важные устремления английских политиков были направлены на восстановление и расширение британских колониальных интересов.20 Такие историки, как Г.М. Вайнаке, Л.Д. Болдуин, Д Леркинс и другие, подчеркивают сомнительное желание США великодушно помочь колониальным народам добиться независимости. Работавший во время войны с Японией в управлении военной информации Г.М. Вайнаке пишет; "Поскольку США традиционно считали себя антиимпериалистической страной, то симпатии Америки были с теми, кто начал борьбу за самоуправление и независимость".21 Еще дальше по пути мистификации пошел Л.Д.Болдуин, по мнению которого "империализм потерпел поражение в Азии" в основном благодаря решительным действиям США в войне на Тихом океа-не".22 Некоторые американские авторы, обрушивая свой удар на колониальные державы классического образца, противопоставляют "свободолюбие" Америки "консерватизму" Запада. Доктор философских наук П.Т.Чанг пытался доказать, что консервативная позиция Англии, ее приверженность к колониальным традициям явились одной из причин, лишивших США в период войны возможности решить без всяких оговорок проблему свободы Кореи.23 Межимпериалистические противоречия обусловили возникновение в английской и французской историографии концепций, противоположных американской. Ведущие государственные деятели Англии и Франции -Черчилль, де Голль - не могли примерится с тем, что США противопоставляли себя державам классического колониализма, и, пользуясь военной конъюнктурой, зависимостью английской и французской буржуазии от США, осуществляли широкую экономическую экспансию в сферу колониальных владений западных держав. В 1961 году в Лондоне вышла книга Питера Кемпа, посвященная, в основном, событиям в Индокитае. П.Кемп с мельчайшими подробностями описывает антифранцузские акции США в Индокитае, то унижение, которое приходилось испытывать французским военным в этой стране при встрече со своими американскими союзниками.24 Французские авторы в своей критике американской политики по отношению к Индокитаю, как это и следовало ожидать, идут дальше английских. Потеря Индокитая, столь болезненно переживавшаяся колониальной Францией, во многом объясняет появление во французской историографии концепций, прямо противоположных многочисленным утверждениям американских авторов. Известные французские генералы Наварр, Г. Сабаттье, хорошо осведомленный автор Дж. Сантени по-разному, но в один голос говорят о том, что американский "антиколониализм" служил корыстным интересам США.25 Г.Сабаттье писал: " Чем больше будет народов, освобожденных от прямой зависимости, тем американцы увидят больше рынков для своего экспорта."26 В послевоенной литературе, изданной в США есть материалы, подтверждающие стремление американцев увидеть Францию изгнанной из Индокитая, американские авторы и составители изданных документов госдепартамента приводят яркие примеры деятельности военных и политических деятелей США, предпринимавших отчаянные усилия с целью предотвратить какие-либо политические действия Франции в районе Индокитая. Представители американской историографии не раз пытались использовать историю борьбы США за Индокитай для подтверждения концепции американского "антиколониализма". В условиях победы Советского Союза над гитлеровской Германией , усиливающихся антиколониальных настроений в мире, США не могли открыто провозгласить агрессивные планы в отношении любой колониальной страны, в том числе и Индокитая. Дипломатии США нужна была ширма ,способная прикрыть колониальные замыслы американской буржуазии и в то же время подавить стремление народов к свободе. Благородная идея помощи отсталым народам содействия в деле достижения ими национальной независимости была использована в деле пропаганды системы послевоенной опеки в Индокитае, как и в ряде других стран Азии. Опека и стала той ширмой, прикрываясь которой политический аппарат США готовился расширить американское влияние в Азии как в экономической, так и политической сфере. Американский "антиколониализм" оказался, - и это особенно четко проявлялось в период бурного подъема национально-освободительного движения на Востоке, - в явном противоречии с идеями классового единства империалистических государств, направленного против освободительных революций. "Антиколониалистские" концепции в американской внешней политике мешали, по мнению ряда авторов, единству в борьбе с "коммунистической опасностью". Бывший член Комитета госдепартамента США по планированию внешней политики Луис Халле открыто сожалел, что США допустили "разрушение политической структуры некоторых стран, без чего они не могли функционировать как государства".27 Именно это имел в виду генерал Джин дэ Леттр дэ Тас-синья (Верховный комиссар Франции в Индокитае первых послевоенных лет), слова которого подробно приводит в своей книге американский автор Роберт Шеплен. "Мы больше не имеем интересов здесь (в Индокитае), - обращался дэ Леттр дэ Тассиньи к США, -... и ваша американская пропаганда, утверждающая, что мы еще колониалисты, наносит нам огромный вред..."28 Идеологические защитники общности интересов империализма, с одной стороны, приукрашивают колониализм Запада, с другой - подчеркивают единство американских и западноевропейских колонизаторов в определении "антикоммунистической" стратегии. По мнению Ф.Михаэль и Г.Тэйлора не победа над Гитлеровской Германией и милитаристской Японией, а политика Японии, направленная на "укрепление и вооружение националистических режимов в Азии" позволила последним противодействовать "возвращению колониальных держав"29. Эти авторы, отмечая общность интересов США и Запада,
утверждают в то же время, что Юго-Восточная Азия признавалась "сферой ответственности" колониальных держав, "чье экономическое и политическое восстановление и будущая роль в Европе имели огромное значение для США". Они решили оправдать двойственность американской политики в период тихоокеанской войны, отмечая преданность США своим капиталистическим союзникам, и в то же время говорят об американской помощи и содействии многим "местным националистам", которые видели в США страну с давними "антиимпериалистическими" традициями.30 Американский ученый Г. Моргентау оправдывает английскую колониальную политику. По его мнению, отказ Черчилля в 1942 году "председательствовать при ликвидации Британской империи" определяется не империалистическими устремлениями британского премьера, а лишь "консервативными" взглядами, желанием защитить "статус-кво" империи.31
Видные ученые США предлагают во внешней политике, дальневосточной особенно, исходить не из антикоммунизма и антисоветизма, а учитывать особые интересы различных сил в Азии, противостоящих американскому политическому курсу. Ярким носителем идеи "полицентризма" противостоящих США сил можно считать Г. Моргентау. Он резко критикует "антикоммунистических" крестоносцев у себя в стране", отождествляющих различные по характеру и национальным интересам" государства. Г. Моргентау, исходя из основных своих положений критикует и т.н. теорию "домино" (цепной реакции революций), усиленно пропагандируемую противниками мирного урегулирования.
Интересной точки зрения придерживается Джозеф Баттингер, известный американский специалист по индокитайским проблемам, посвятивший свою последнюю работу (двухтомник: "Вьетнам: дракон за стеной (история Вьетнама с глубокой древности до наших дней)"32. Баттингер предпринял попытку обобщить все, что было сделано до него в американской буржуазной историографии по указанной проблеме. Значительное место он отводит, - и это вполне закономерно, - оправданию действий США во Вьетнаме в годы второй мировой войны. "Не только эти офицеры (представители УСС во Вьетнаме), но и Вашингтон, - пишет Баттингер, - нуждались в осуществлении двуличной политики в отношении этой отдельной послевоенной проблемы (Вьетнама - В. В.), Но если американцы в Ханое и грешили, то их грехи служили справедливому долу; они противились французам не потому, что благосклонно относились к коммунистам, а потому, что симпатизировали движению за национальное освобождение. Это отношение американцев может быть оправдано даже без учета будущего", которое вскоре показало разрушительные последствия французской политики.