Близость мировой социалистической революции, по мнению большевиков, делала ненужной разработку долговременной экономической программы специально для России, предлагалась программа лишь на ближайший период после установления власти Советов, обусловленная прекращением войны и во многом рассчитанная на немедленные «самочинные» действия рабочих и крестьянских организаций. Предусмотренные ею мероприятия должны были решить сразу несколько задач; предотвратить угрожавший стране хозяйственный крах, завершить уничтожение остатков феодальной системы (осуществление аграрного проекта 1907 г.) и сделать первые шаги к социализму – через Советы, профсоюзы и фабзавкомы установить рабочий контроль над производством и распределением, переходящий в дальнейшем в «полное регулирование», но уже на первом этапе предполагавший существенное ограничение частной собственности (отмену коммерческой тайны, запрещение локаутов и сокращение производства и т.п.); национализировать банки и централизовать банковское дело; национализировать синдицированные предприятия; ввести всеобщую трудовую повинность; отказаться от уплаты внешних и внутренних государственных долгов (с обещанием учесть интересы мелких вкладчиков); прекратить выпуск бумажных денег. Контуры новой государственной власти, способной решить эти задачи, были очерчены Лениным в работе «Государство и революция», где обосновывалась необходимость и возможность установления в России диктатуры пролетариата («государства-коммуны») в форме республики Советов. Этой власти предназначалось заменить старое государство – диктатуру буржуазии, подлежавшую разрушению. Руководствуясь марксистским постулатом о неизбежности отмирания государства, Ленин утверждал, что это будет уже «полугосударство» - непосредственная демократия Советов «снизу доверху», лишенная не только признаков «буржуазная» демократии (разделение властей, всеобщее избирательное право), но некоторых черт всякой государственности (профессиональная армия, полиция, чиновничество); участие трудящихся в управлении, выборность и сменяемость чиновников будет гарантией от бюрократизма и привилегий. Концепция Ленина исключала возможность компромисса с другими социалистическими партиями (это возможность сохранялась в случае принятия предложений Каменева и Зиновьева о «комбинированном типе государства» – «Учредительное собрание плюс Советы»).
24 – 25 октября 1917 г. под видом оборонительной акции в ответ на контрреволюционные действия Временного правительства большевики организовали восстание в Петрограде.
II Всероссийский съезд Советов (25 – 27.10.1917 г.) был поставлен перед свершившимся фактом: к моменту его открытия вооруженными силами ВРК при Петроградском Совете были захвачены основные стратегические объекты столицы и вскоре арестованы члены Временного правительства, что было объявлено «рабочей и крестьянской революцией, о необходимости которой все время говорили большевики». Съезд принял подготовленные Лениным декреты о мире и о земле. Первый из них представлял собой обращение ко всем народам и правительствам с предложением немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире и призван был, по словам Ленина, «помочь народам вмешаться в вопросы войны и мира». В основу второго декрета были положены требования крестьян, обобщенные эсерами и частично расходившиеся с аграрной программой большевиков; тем не менее Ленин выразил готовность принять не только «постановления народных низов, хотя мы с ними были не согласны», но и согласиться, если эсеры получат большинство в Учредительном собрании. На деле главный вопрос революции – о власти – большевики сразу же стали решать вразрез со своим дооктябрьским проектом. 26 октября 1917 съездом было образовано новое Временное (до начала деятельности Учредительного собрания) правительство (Совнарком), состоявший из одних большевиков, так как союзники период восстания – левые эсеры – отклонили предложение войти в его состав. Представители ЦК РСДРП участвовали в переговорах о создании многопартийного советского правительства (29.10 – 1.11.1917), но по настоянию Ленина и Троцкого их позиция была дезавуирована как «капитулянтская», что вызвало временную отставку нескольких членов ЦК и Совнаркома. Блок с левыми эсерами (10.12.1917 они согласились войти в Совнарком) позволил большевикам разогнать 5.01.1918 Учредительное собрание, в котором они, собрав 24% голосов, получили 175 мандатов из 715, и завершить легитимацию своей власти на III съезде Советов (13.01.1918, Петроград). В марте 1918 г. в связи с разногласиями по вопросу о Брестском мире левые эсеры вышли из Совнаркома, и большевики окончательно стали неограниченно правящей партией, основой государственной системы: государственная политика определялась решениями, принимаемыми партийным руководством, функционеры партии заняли ведущие места во всех властных структурах, установилась неприкрытая большевистская диктатура.
МЕНЬШЕВИКИ.
Российская Социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков) (РСДРП (м)), Российская социал-демократическая рабочая партия (объединенная) (РСДРП (о)). Фракция Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), организационно оформившаяся после II съезда партии и получившая название по результатам выборов в центральные органы партии. Наиболее видными деятелями меньшевизма были Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Ф.И. Дан, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Н.Н. Жордания, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе, однако их тактические и организационные взгляды на различных этапах революционного движения часто не совпадали. Во фракции отсутствовало жесткое организационное единство и единоличное лидерство: меньшевики постоянно распадались на группы, занимавшие различные политические позиции и ведшие между собой острую борьбу.
Раскол РСДРП на II съезде был неожиданностью для сторонников Мартова, поддержававших, так же как и сторонников В.И. Ленина, план построения партии, выработанный газетой «Искра». Меньшевики понимали, что вопрос о том, какой станет РСДРП, зависит прежде всего от двух условий: в чьих руках будет центральные органы партии и кого поддержат местные социал-демократические комитеты. По этим направлениям развернулась борьба между двумя фракциями. Первоначально мартовцы прибегли к тактике бойкота центральных органов партии, отказывались сотрудничать в газете «Искра», не признавали ЦК партии.
В октябре 1903 г. добились успеха в борьбе с Большевиками на II съезде Заграничной Лиги русских революционных социал-демократов: вопреки Ленину, Лига приняла новый устав, обеспечивавший ее автономию и представивший ей возможность самостоятельно без вмешательства ЦК устанавливать связи с местными партийными комитетами, издавать и распространять литературу. Делегаты отказались передать устав на утверждение ЦК партии. Попытка представителя ЦК Ф.В. Ленгнина объявить съезд распущенным не увенчалась успехом, большевики покинули его, таким образом Лига стала организационным центром меньшевиков (до 1905). К концу 1903 меньшевики заняли лидирующее положение в редколлегии газеты «Искра». В основу их тактики легли выводы, сделанные Аксельродом в статье «Объединение Российской социал-демократии и ее задачи»; идее большевиков о направляющей, опекающей и руководящей партии они противопоставляли идею классовой самостоятельности пролетариата.
Важнейшей задачей социал-демократов меньшевики считали организацию рабочих на широкой классовой основе. Женевская конференция (конец апреля – начало мая 1904 г.) избрала координационный центр меньшевиков – Организационную комиссию (ОК). С началом русско-японской войны 1904 – 1905 гг. меньшевистская «Искра» выдвинула лозунги борьбы за немедленное заключение мира и созыв Учредительного собрания. В то же время меньшевики осуждали «пораженчество»; по их мнению свобода не могла быть принесена России «на японских штыках». Осенью 1904 г. «Искра» распространила изданное листовкой «Письмо к партийным организациям», в котором излагался план «давления» на либеральную буржуазию в процессе земской петиционной кампании.
В основе тактики меньшевиков в период 1905-1907 гг. лежали взгляды на буржуазию как на движущую силу революции, которой надлежит возглавить освободительное движение в стране. По их мнению, пролетариат не должен стремиться к власти, поскольку объективные условия для этого еще не сложились. Меньшевики считали, что революция в России развивается по образцу западно-европейских буржуазных революций: «…меньшевизм не видел для пролетариата иной возможности плодотворного участия в данном кризисе, кроме содействия буржуазно-либеральной демократии в ее попытках оттеснить от государственной власти реакционную часть имущих классов» (Мартов).
По мнению меньшевиков, революция 1905-1907 гг. была буржуазной по своему социально-экономическому содержанию. Однако, в отличии от большевиков, меньшевики заявляли, что всякое отстранение буржуазии от революционного движения приведет к его ослаблению. На их взгляд, в случае победы революции пролетариат должен поддержать наиболее радикальную часть буржуазии. Меньшевики предостерегали рабочих от возможной попытки захвата власти, которая, как они заявляли, стала бы трагической ошибкой. Захватив власть, рабочий класс вынужден был бы «делать» социалистическую революцию, для которой ни Россия, ни сам пролетариат не подготовлены. Узловым пунктом меньшевистской концепции революции было противопоставление буржуазии крестьянства. Крестьянство по мнению, меньшевиков, хотя и способно «двигать» революцию, но сильно осложнит достижение победы своим стихийным бунтарством и политической несознательностью. Таким образом меньшевиками было выдвинуто положение о двух «параллельных революциях» – городской и деревенской.