В письме заметны очевидное самолюбование и похвальба, однако многочисленные источники подтверждают, что распорядок дня императрицы действительно был таким, как она его описывает.
Путь Екатерины к трону не был легок. В течение многих лет, еще до того, как сама мысль о возможности царствовать самостоятельно родилась в ее голове, она упорно и методично старалась завоевать симпатии своих будущих подданных. Впоследствии в своих мемуарах она призналась:
“Вот рассуждение, или, вернее, заключение, которое я сделала, как только увидала, что твердо основалась в России, и которое я никогда не теряла из виду ни на минуту:
нравиться великому князю,
нравиться императрице,
нравиться народу.
Я хотела бы выполнить все три пункта, и если мне это не удалось, то либо (желанные) предметы не были расположены к тому, чтоб это было, или же Привидению это не было угодно, ибо поистине я ничем не пренебрегла, чтобы этого достичь: угодливость, покорность, уважение, желание нравиться, желание поступать как следует, искренняя привязанность - все с моей стороны постоянно к тому было употребляемо с 1744 по 1761 г. Признаюсь, что когда я теряла надежду на успех в первом пункте, я удваивала усилия, чтобы выполнить два последних; мне казалось, что не раз я успевала во втором , а третий удался мне во всем объёме, без всякого ограничения каким-либо временем, и, следовательно, я думаю, что довольно хорошо исполнила свою задачу”.
Здесь надо заметить, что в то время стремление нравиться императрице Елизавете Петровне, мужу и народу воспринималось как достоинство. Ради этой цели применимо было и угодничество. Это качество лишь спустя полвека стало оцениваться как заслуживающее презрения.
II
Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, а основе которых у нее сложилось определенное представление о том, что необходимо сделать для процветания государства. В соединении со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными. Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название “просвещенного абсолютизма”. Смысл которого заключался в использование абсолютной власти для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения.
Для многих авторов проблема прежде всего в том, что провозглашенные Екатериной идеалы, как часто кажется, невозможно совместить с крепостнической действительностью России второй половины XVIII в. Создается впечатление, что разговоры о просвещении и либеральная фразеология, которой пользовалась императрица, были лишь своего рода дымовой завесой, за которой Екатерина скрывала свое тщеславие, властолюбие и реакционные в сущности взгляды.
Однако в последние десятилетия и у нас в стране, и за рубежом взгляд историков на Екатерину и ее царствование стал меняться. Но прежде чем выносить приговор, посмотрим, какие же именно идеи лежали в основе политики Екатерины и как она претворяла их в жизнь, что наиболее существенного произошло в России за 34 года ее царствования.
Сформулированные Монтескье идеи были взяты Екатериной на вооружение и составили фактически основу ее теоретических воззрений. Эти воззрения наложились на представления императрицы о национальных интересах и нуждах России. Прежде всего Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе.
Вместе с тем к современной ей Европе императрица относилась достаточно критично и вовсе не считала необходимым заимствовать у Запада все подряд. Более того, став с годами истинной патриоткой, она была убеждена, что Европе следует во многом брать пример с России. Отрицательно относилась Екатерина и к тем проявлениям жестокости и поспешности, с которыми Петр I осуществлял свои преобразования. Для нее же одним из важнейших принципов был принцип постепенности. Вот что пишет об отношении Екатерины к наследию Петра Великого историк Н.В.Рязановский:
“Пристальное внимание Екатерины к первому императору породило у нее критическое отношение, усиливается с годами. Хотя это критическое отношение императрица могла бы почерпнуть уже у своего излюбленного Монтескье, считавшего Петра Великого тираном, большая часть наблюдений были ее собственные, основанные на постоянном обдумывании роли преобразователя, в особенности после того, как она заняла его трон и непосредственно столкнулась со многими его делами и проблемами. Озабоченная в первую очередь идеалом справедливого законодателя - центральным в концепции просвещенного абсолютизма и даже в целом в политической мысли века Просвещения - Екатерина II с сожалением обнаружила у Петра Великого множество недостатков. Его законы и в особенности Уложение о наказаниях были устаревшими, отсталыми и мало отличавшимися от жестокого Уложения 1649г., а он не сумел сделать их современными и гуманными. Он по сути делал упор на наказание и правил скорее при помощи страха, нежели любви и доверия к подданным. Хотя императрица одобряла направление преобразований правителя России и его желание заменить старый мир новым, сам он, по ее мнению... принадлежал к этому же старому миру”.
Свои собственные “правила управления” Екатерина II сформулировала следующим образом: “Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого.
Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? - полезно ли?
Пять предметов
Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни”.
Вступив на престол, Екатерина не тотчас начала исполнять свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных проблем она сознала несколько комиссий, состоявших из высших сановников, которым было поручено, изучив положение дел, представить императрице свои предложения. Этим Екатерина как бы давала возможность подданным самим выразить свои пожелания. Однако решение некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763г.
Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.
Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы поэтому экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей.
Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны.