ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели и проанализировали два различных конфликта. Участников этих конфликтов разделяют более восемнадцати столетий, а, следовательно, и жили они в разных культурных, исторических условиях. Но все же, несмотря на это, у них есть нечто общее, делающее их почти идентичными. И это то, что конфликт Мария и Суллы, так же, как и Петра III и Екатерины II – политические конфликты. Я заметила, что эти конфликты, если не вдаваться в подробности, а наблюдать «с высоты» очень похожи, а, сравнивая их с другими политическими столкновениями, известными мне, я еще больше убедилась в их сходстве. На основании этих сходств далее я попытаюсь выделить основные закономерности политических конфликтов.
Наверное, самой главной отличительной особенностью подобных конфликтов является то, что их предметом всегда является власть.
В процессе анализа у меня не раз всплывал этот термин, и, наверное, только сейчас я могу правильно его понять и объяснить. В своей предметной деятельности люди обращены к миру вещей, который они перерабатывают, комбинируют, преобразуют. Находясь в контакте как члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она, в свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершиной этой пирамиды и является политическая власть.
Власти неоткуда взяться, кроме как из недр социальной жизни. Но важнейшей характеристикой власти является ее «надпредметность», парение над миром вещей и прямых предметных действий человека. Притягательной стороной политической власти является то, что она воздействует на мир предметов. Нематериальная человеческая мысль движет рукой так, что мы даже не удивляемся, даже не замечаем, что наша рука слушается и в точности выполняет наше желание. Но ни наука, ни искусство, ни иные формы знаковой природы не претендуют на немедленное и всеобъемлющее воплощение в жизнь. Власть же претендует. Она охвачена жаждой самоутверждения «здесь и сейчас». Любой начальник невыполнение своего приказа считает чуть ли не нарушением законов природы. Абсолютизированная власть мыслит себя именно тем духом, который оживляет и приводит в движение беспрекословно послушное тело общества. Важнейшей функцией политической власти является установление общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением.
Причины возникновения политического конфликта, как и зона разногласий, мотивы, представления возникновения ситуации, связаны с властью. Чаще всего это – уязвленное самолюбие и честолюбие, амбициозность, стремление доказать свою правоту и силу.
Зоной разногласий, как правило, становится вопрос о власти.
Представления о ситуации каждого, кто участвует в политическом конфликте, по-моему, примерно такие: «Я самый умный (талантливый, достойный и т.д.), а мои противники «мне и в подметки не годятся». Из всех претендентов только я смогу управлять государством так, как оно того заслуживает. Как же все остальные этого не понимают?» Как вы догадываетесь, целью такого конфликта будет ничто иное, как полная, безграничная, независимая власть – без конкурентов и соперников.
Политический конфликт – это не обычный конфликт, не повседневный. Поэтому и его участниками становятся люди с определенными чертами характера, такими как огромная сила воли, амбициозность, уверенность в себе.
Говоря о классификации, отметим, что разнообразие политических конфликтов, как и любых других, безгранично. Но и здесь встречаются закономерности. Взяв основанием классификации состав участников, я заметила, что политические конфликты возникают, как межличностные, по мере приближения к кульминации втягивают в себя все больше и больше людей, в конце концов, превращаются в межгрупповые.
По своему эффекту политические конфликты могут быть, как конструктивными – заканчивающиеся миром, так и деструктивными – оканчивающиеся полным крахом (а в худшем случае и уничтожением) одной из конфликтующей сторон.
В заключение хочется сказать, что политические конфликты существовали тысячи лет назад, существуют сегодня и, наверное, будут существовать еще не одну сотню лет – до тех пор, пока человечество не изобретет такую форму государственного управления, при которой во главе этого самого государства окажется не сильнейший и хитрейший, а действительно мудрейший и достойнейший из людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Брикнер А. История Екатерины Второй. М.1991 (репринтное воспроизведение издания А.С. Суворина 1885 г.).
- Вагин И.О. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб., 2001.
- Конфликтология(Общие основы психологии) / Под. ред. Кармина А.С. СПб., 1999.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М. 2000.
- Платонов С.Ф. История России. СПб., М., 1995.
- Плутарх Сравнительные жизнеописания / Под. ред. А.Гопаченко. М., Харьков,1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Гай Марий и Луций Корнелий Сулла
Назначенный квестором к консулу Марию в первое его консульство, Сулла вместе с ним отплыл в Африку воевать с Югуртой. Тестем Югурты был Бокх, царь варваров, живших в глубине материка, однако он не очень помогал зятю в войне, якобы страшась его вероломства, а в действительности опасаясь его возраставшего могущества. Когда у Югурты, который скитался, спасаясь от римлян, осталась только одна надежда — на тестя, он явился к Бокху, и тот принял его, скорее стыдясь отказать молящему, чем испытывая расположение к нему. Держа его в руках, Бокх для вида просил за него Мария и смело писал, что не выдаст Югурту, но втайне замышлял измену и послал за Луцием Суллой, который был квестором у Мария и во время войны оказал царю какие-то услуги. Когда Сулла, доверяя ему, приехал, варвар переменил свое намерение и несколько дней колебался, выдать ли Югурту Сулле либо не отпускать его самого. Наконец он решился на давно задуманную измену и живым выдал Югурту, тем самым посеяв между Марием и Суллой непримиримую и жестокую вражду, которая чуть было не погубила Рим. Многие, завидуя Марию, утверждали, что подвиг совершен Суллой, да и сам он заказал драгоценный камень с изображением Бокха, передающего ему Югурту, и постоянно носил кольцо с этой геммой, пользуясь ею как печатью. Это раздражало Мария, человека честолюбивого, не желавшего ни с кем делиться своей славой и склонного к раздорам, но сильнее всего разжигали его гнев противники, которые приписывали первые и самые великие подвиги в этой войне Метеллу, а завершение ее — Сулле, стремясь умерить восторг народа и приверженность его к Марию.
Все это раздражало Мария, но он еще пользовался в походах услугами Суллы, считая, что тот слишком ничтожен, а потому не заслуживает зависти .Сулла был легатом Мария в его второе консульство и военным трибуном в третье, и Марий был обязан ему многими успехами. Так, в бытность свою легатом Сулла захватил вождя тектосагов Копилла, а будучи военным трибуном, склонил большой и многолюдный народ марсов к дружбе и союзу с римлянами. После этого, почувствовав, что он восстановил против себя Мария, который уже не желал поручать ему никаких дел и противился его возвышению, Сулла сблизился с Катулом, товарищем Мария по должности, прекрасным человеком, хотя и не столь способным полководцем. Пользуясь его доверием в самых важных и значительных делах, Сулла прославился и вошел в силу. Он покорил большую часть альпийских варваров, а когда у римлян вышло продовольствие, принял эту заботу на себя и сумел запасти столько, что воины Катула не только сами не знали ни в чем нужды, но и смогли поделиться с людьми Мария. Этим Сулла, по собственным его словам, сильно озлобил Мария.
Между тем вражда Суллы и Мария получала все новую пищу; на этот раз поводом послужило честолюбие Бокха. Желая польстить римскому народу и в то же время угодить Сулле, Бокх поставил на Капитолии статуи Победы с трофеями в руках, а подле них золотое изображение Югурты, которого Бокх передает Сулле. Когда рассерженный Марий собрался было уничтожить эти изваяния, а сторонники Суллы готовились встать на его защиту и раздор между приверженцами того и другого едва не вверг в пламя весь город, тогда-то разразилась, сдержав на этот раз распрю, давно уже угрожавшая городу Союзническая война.
Эта война, с ее бедствиями и превратностями судьбы, настолько же увеличила славу Суллы, несколько отняла ее у Мария. Марий не смог совершить ничего великого и тем самым доказал, что воинская доблесть нуждается в цветущем возрасте и силе. И, в конце концов, по причине телесной немощи и болезни он сложил с себя обязанности полководца. Сулла же замечательными подвигами стяжал у сограждан славу великого полководца. Уже тогда замышляя покончить с Марием и считая, что война с союзниками окончена, надеялся получить командование в войне с Митрадатом. По возвращении Суллы в Рим его выбрали консулом.
Когда война в Италии близилась к концу и многие в Риме стали искать расположение народа, чтобы получить командование в войне с Митрадатом, народный трибун Сульпиций, человек крайне дерзкий, совершенно неожиданно для сограждан вывел Мария на форум и предложил облечь его консульскими полномочиями и отправить полководцем против Митридата. Народ разделился: одни хотели избрать Мария, другие призывали Суллу. Такие распри раздирали Рим, давно уже больной изнутри, когда Марий, на общую погибель, нашел себе превосходное орудие — дерзость Сульпиция. Сульпиций не медлил: окружив себя, словно телохранителями, шестьюстами гражданами из всаднического сословия, которых он именовал антисенатом, он с оружием в руках напал в Народном собрании на консулов. Сулла был отведен туда, чтобы обсудить постановления, которые Сульпиций вынуждал его принять против воли: мятежники окружили его с обнаженными мечами и заставили пойти в дом Мария, после чего он вернулся на форум и отменил, как они требовали, неприсутственные дни. Вышедший победителем Сульпиций добился избрания Мария, который стал готовиться к походу и отправил двух легатов принять войско у Суллы. Тот, возмутив воинов (у него было больше тридцати пяти тысяч тяжеловооруженных пехотинцев), повел их на Рим. Когда в город ворвался Сулла, Марий после недолгого сопротивления был разгромлен и бежал.