Смекни!
smekni.com

Превращение Германии из экономически отсталой в конкурентоспособную страну (стр. 1 из 2)

ЭССЕ

на тему Превращение Германии из экономически отсталой в конкурентоспособную страну

Раздел: история

Формат: Microsoft World

Автор: Лабутина Екатерина, klabutina@mail.ru

Использование: Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Пермь 2005

Оценке 5.

Создание капиталистической машинной индустрии в Герма­нии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная при­чина значительного отставания Германии заключалась в более длительном, чем в других странах Западной Европы, господ­стве феодализма и отсутствии единого государства. Лишь в 1815г. по решению Венского конгресса был подписан акт о создании Германского союза, объединившего 34 монархии и 4 вольных города. Однако экономическое наследие эпохи политической раздробленности продолжало сказываться во всем. По-прежнему отсутствовали денежная система, система мер и весов. Таможенные заставы внутри страны существенно тормозили возможности экономических, торговых и транспортных связей. Почти повсеместно, кроме левобережных районов Рейна, со­хранилась давно изжившая себя цеховая система. Цеховые привилегии и права были отменены промысловым законом только в 1869 г. Немецкие ремесленные товары не выдерживали конкуренции с мануфактурными, а тем более фабричными изделиями более развитых стран. Зародившаяся в конце XVIII в. немецкая мануфактура была еще слишком слаба. К тому же немецкие купцы, мастера и другие зажиточные горожане пока еще не располагали достаточными средствами для организации крупного мануфактурного производства.

Германия, не имевшая мощных удобных портов, фактически была изолирована от морских торговых путей. Находясь в цент­ре Европы, она в первой половине XIX в., как аграрная страна, фактически играла роль крупного придатка промышленных ка­питалистических стран Англии, Голландии и даже Франции. Являясь в то время страной азиатского типа, где земля была природной машиной, Германия экспортировала в западные страны сельскохозяйственное сырье и лес и импортировала дешевые иностранные промышленные товары.

Переход от феодального к буржуазному общественному строю в Германии проходил значительно медленнее, чем в Англии и Франции. Государственные реформы не ликвидировали ни фео­дальную монархию, ни землевладение феодального дворянства, которое лишь несколько поделилось своей властью с немецкой буржуазией.

Не лучше было положение и в сельском хозяйстве, где было занято более 70% населения страны. Здесь господствовали пе­режитки феодальных отношений — крупная земельная собст­венность помещиков (юнкеров), крепостные повинности и пр. Довольно слабой была производственная база. Ликвидация крепостнических отношений происходила при отсутствии единого аграрного законодательства и носила довольно затяжной характер. В результате земля феодалов осталась в основном за ними, исчезла только крестьянская зависимость. Особенно ярко это прояви­лось в Пруссии, где к концу 60-х гг. 71% всех хозяйств владели 9% всей обрабатываемой площади, а 29% имели 91% площади. Прусский путь оказался самым невыгодным для крестьянства, но позволил юнкерам и аграрным предпринимателям органи­зовать крупное сельскохозяйственное производство, одно из самых интенсивных в Европе. Вместо трехполья с принудительным се­вооборотом были введены травосеяние и плодопеременная сис­тема, при которой паровой клин сократился наполовину. Агро­химия поставила немецкое земледелие на научную основу, вве­дя применение искусственных удобрений (недра Германии бога­ты калийными солями, а немецкая железная руда — фосфором). Последовало весьма широкое применение культиваторов, молотилок, паровых плугов и других механизмов отечествен­ного производства. Так, агрохимия и машины заменили крепос­тных крестьян. Германия вышла на первое место в мире по сбо­ру картофеля и сахарной свеклы и развитию пищевых промыш­ленных производств — сахара, крахмала и спирта. Продукция пищевой промышленности составляла важнейшую часть герман­ского экспорта.

Однако, казалось бы, решив многие проблемы, связанные с экономической отсталостью страны, Германия не сумела вернуть себе былого могущества в морской торговле, т.к., на мой взгляд, экономически развитая страна должна активно участвовать в мировой торговле. По-прежнему Германия осталась в изоляции от мировых торговых путей.

Произошедшая в 1848 г. буржуазная революция в Германии способствовала созданию условий для капиталистического развития, проведения промышленного переворота, политического объединения страны. Сохранив свой экономический потенциал, юнкерство сохранило свои господствующие позиции в политической системе германской монархии. Немецкий капитализм поэтому носил открыто милитаристский, явно агрессивный характер. Этот факт очередной раз доказывает, что, даже став капиталистической страной, Германия сохранила азиатские черты ведения хозяйства.

Важную роль в экономическом продвижении страны сыгра­ли поэтапные попытки смягчить, а затем и ликвидировать сна­чала экономическую, а позже и политическую разобщенность Германии. Зарождающаяся крупная промышленность страны нуждалась в протекционизме и таможенной защите.

Ещё до революции, в 1818 г. таможенный закон уничтожил на территории Пруссии таможенные заставы, сбор внутренних пошлин и акцизов. Устанавливались единообразные тарифы на непрусские товары. В 1833 г. был создан Таможенный союз, объединивший около 20 северогерманских государств и полу­чивший право самостоятельно заключать торговые договоры с европейскими странами. Он стал важным шагом на пути к экономическому и политическому объединению, способствовал расширению и углублению внутреннего рынка для крупной промышленности, поощрял железнодорожное строительство.

Все больше и больше обострялась потребность в экономиче­ском росте, возможном лишь в условиях промышленного переворота. С одной стороны, благотворно сказалось на развитии промышленности богатство Пруссии углем и рудой, однако, с другой стороны, население Пруссии и других германских государств было исключительно бедным и малограмотным. Германия столкнулись с необхо­димостью больших капиталовложений для организации производства. Успешная инду­стриализация была возможна лишь при ус­ловии, что государство:

- обеспечивало защитные тарифы;

- поощряло увеличение банками инвестиций;

- санкционировало картельные соглашения;

- стимулировало экспорт;

- использовало собственные финансовые ресурсы, под­писываясь на акции предприятий;

- выступало в качестве заказчика продукции тяжелой индустрии;

- освободило крепостных крестьян;

- осуществило широкую программу народного образо­вания.

Выполнив практически все эти условия, в Германии с середины XIX столетия начался большой промышленный подъем, и к моменту объединения немецких земель в империю в 1871 году промышленная отсталость была ликвидирована во многом за счет, хотя и запоздалого по сравнению с другими экономически развитыми странами, промышленного переворота. Задачей промышленного переворота в XIX в. был поиск наиболее дешевых методов работы, дававших возможность перейти к массовому производству.

Начало промышленного переворота в германских землях прихо­дится на середину 30-х годов XIX в. Механизация производства и строительство фабрик в 30—40-е годы получили наибольшее рас­пространение в производстве хлопчатобумажных тканей. Круп­нейшим центром фабричной хлопчатобумажной промышленности стала Саксония. В этот же период применение машин началось в шелковой, шерстяной, льноткацкой промышленности.

Строительство железных дорог вызвало ускоренное развитие горного дела, металлургии и машиностроения. Больших успехов достигла химическая промышленность, чему в немалой степени способствовали важные технические изобретения.

Однако феодальные пережитки в 30—40-е годы не позволили достичь высокого уровня промышленного развития. Объемы про­изводства важнейших товаров были ниже, чем в Англии и Фран­ции. Немецкие изделия испытывали сильнейшую конкуренцию со стороны английских даже на внутреннем рынке. В этих условиях промышленный переворот мог проходить только за счет особенно интенсивной эксплуатации рабочих. Низкая заработная плата и невиданная продолжительность рабочего дня явились в Германии важнейшими источниками накопления капитала.

После революции 1848 г. промышленный переворот стал про­исходить быстрыми темпами. Вся Германия, за исключением юн­керского северо-востока, была охвачена экономическим подъе­мом. В 50—60-х годах он характеризовался весьма внушительны­ми количественными и качественными сдвигами в отраслевой структуре экономике, прежде всего в тяжелой промышленности. Промышленное производство отличалось более высокими тем­пами роста, чем в Англии и Франции. За 50-е годы XIX в. объем промышленного производства удвоился, а за 60-е годы возрос еще в полтора раза.

Одной из особенностей этого периода индустриализации яв­лялось рождение новых отраслей промышленности. Широкое раз­витие получила химическая промышленность. Открытие анилино­вых красителей (1856) легло в основу производства не только кра­сок, но и фармацевтической продукции, взрывчатых веществ, ка­учука. Наращивали мощности фабрики по производству калий­ных и фосфорных удобрений. Химическая промышленность заня­ла третье место среди отраслей германской промышленности, а по удельному весу в мировом производстве — второе место после США.

Этот период промышленного переворота отличался также тем, что германская индустрия механизировалась на основе развития отечественного машиностроения. В Германии возникли крупней­шие по тому времени машиностроительные заводы. Например, в 1866 г. локомобильная фабрика Борзига насчитывала 1600 рабочих. Аналогичные предприятия сооружались в Хемнице, Касселе и других городах.

На базе изобретения (1867 г.) знаменитым Э. Сименсом генератора для выработки электрического тока делала первые шаги электро­техническая промышленность.